Проблемы создания в Украине Информационного общества обсуждаются уже достаточно давно. Мало у кого есть четкое понимание, что же это такое и как это будет выглядеть на практике. Значительная часть ИТ-бизнеса понимает это как возможность заработать на правительственных тендерах. У некоторых представителей власти, как это показывает прошлая практика, точно такое понимание этого вопроса.

Потенциальные пользователи вообще слабо представляют какую практическую пользу может принести им такое Общество. О переменах которые ждут наше государство, и не только в области ИТ, говорит Андрей Колодюк Президент Фонда “Информационное Общество Украины”.

PCWeek/UE: Вы не так давно заявили о том, что сейчас у Украины существует уникальная возможность, во-первых, определиться со своим путем развития постиндустриального, информационного общества, и, во-вторых, сделать качественный скачок в этом направлении за счет привлечения инвестиций.


Андрей Колодюк: Проблема создания  Информационного Общества лежит исключительно в политической плоскости
Андрей Колодюк: Проблема создания Информационного Общества лежит исключительно в политической плоскости
Андрей Колодюк:
Сейчас, как никогда, после Оранжевой революции к Украине появился интерес. Наша страна становится активным участником глобализационных процессов. Мировое ИТ-сообщество начало активно присматриваться к нашему рынку информационных технологий. Действительно, сейчас у нас есть уникальная возможность поработать над своим положительным имиджем, начать отношения с инвесторами “с чистого листа”. Над этим должен работать не только бизнес, но и государство. Если говорить более конкретно, то ожидаемое вступление Украины в ВТО негативным образом скажется на низкоконкурентных секторах экономики, например, аграрном. Для того, что бы выжить, им придется модернизирорвать не только свою систему менеджмента, но автоматизировать свои информационные системы. Другими словами, руководителям таких предприятий дается четкий сигнал — ребята, если вы сейчас не перестроите свою информационную систему, соответственно минимальным требованиям работы на международном рынке, то ваша конкурентоспособность останется крайне низкой. Если раньше такие компании вытягивали на протекционизме и прочих нерыночных действиях, то сейчас времена изменились. Начинать такую перестройку необходимо с подготовки менеджеров, которые понимали бы, что такое информационная система, для чего она нужна и какая может быть практическая польза от ее использования. Ведь информатизация предприятия это не только установка у секретаря компьютера, который подключен к интернету, откуда можно делать распечатки с интересных сайтов. Только те компании, которые понимают, что такое система автоматизации предприятия, и могут получить западные инвестиции.

PCWeek/UE: Ну в таком случае значительная часть инвестиций должна направляться на повышение квалификации управленческого персонала…

А. К.:
Не называя точных цифр скажу, что по исследованиям западных компаний при внедрении информационных систем, примерно треть средств уходит на приобретение программного обеспечения, треть на закупку “железа” и треть на обучение персонала. Но это на западе. У нас все иначе. В отечественном бизнесе уровень “цифровой культуры” низкий, а про информационные системы принятия решений в госорганах и говорить не приходится. В качестве иллюстрации могу привести пропорции, в которых направляются средства государственными организациями на развития таких систем — ПО и оборудование около 98%, остальные 2% на обучение персонала. Отсюда и результат — многомиллионные инвестиции, направленные за последние 15 лет на информатизацию, не принесли ожидаемого социально-экономического эффекта.

Произошло это по одной простой причине: были сделаны инвестиции в технологии, а не в построение систем, в которых эти технологии решали бы проблемы. В результате деньги потрачены, закуплено ПО и оборудование, но не построена система для принятия управленческих решений. И мы снова возвращаемся к проблеме квалификации менеджерского состава, в данном случае государственного. Решение этой проблемы лежит исключительно в политической плоскости. Украине необходимо определиться со своим местом в мировом ІТ-обществе, причем делать это необходимо срочно. Как это в свое время сделали большинство стран. К примеру, Индия делает ставку на развитие производства программного обеспечения на экспорт, Финляндия на телефонной связи и т.д. Президенты многих стран не считают зазорным проводить презентации ІТ- возможностей своих стран.

В Украине уже было несколько попыток создать такую модель, беда в том, что к решению этой задачи у нас никогда не подходили системно. Рабочая группа “Электронная Украина” разработала Проект “Национальной стратегии развития информационного общества Украины”, общественный совет по ИТ представил так называемую “Оранжвую книгу”, что является началом разработки комплексного плана действий по созданию Информационного общества. В этом документе мы учитываем не только ту позицию, которую Украина может занять в мировом ИТ-сообществе, но и наши нынешние реалии. Фактически это таблица, в которой описаны существующие проблемы, механизмы их разрешения, и кто может эти задачи решить.

Примечательно, что инициатива по созданию такого документа проявилась “снизу”, т.е. от представителей общественности и бизнеса. Новой власти будет предложено решать проблемы сектора ИТ-технологий  и общегосударственные проблемы совместно. В отдельности никто эти проблемы не решит. У бизнеса на это может быть две точки зрения: “Позвоните нам когда у вас будет тендер”, т.е. пассивная точка зрения, и “почему бы нам не проинвестировать решение государственных задач”. Так вот, к моему большому сожалению, несмотря на то, что украинские бизнесмены больше склоняются ко второй точке зрения, они пока не готовы вкладывать свои средства и, прежде всего потому, что у власти нет с ними нормального диалога. Без политических решений такой полноценный диалог невозможен.

PCWeek/UE: Ваши прогнозы — как будет развиваться эта ситуация?

А. К.:
Как показывает практика, адекватного диалога между бизнесом и властью пока не получается. Раньше с этой системой пытались договориться, но как выяснилось, это невозможно — система не позволяет договориться. В этом ее суть. Поэтому бизнес пришел к выводу, что решение всего комплекса накопившихся проблем, возможно только когда его представители будут представлены во властных структурах. Лоббисты интересов ІТ-рынка должны быть представлены на ключевых позициях в парламенте, в исполнительных органах власти. Не так давно была создана политическая партия “Информационная Украина”, которая примет участие в грядущих парламентских выборах.

PCWeek/UE: Вы думаете партии удастся преодолеть 3%-ный баръер?

А. К.:
Вне всяких сомнений! Технологически, в блоке с другими политическими силами. Вопрос только в количестве представителей ІТ-рынка, которые придут в Парламент, другие органы власти.

PCWeek/UE: Хорошо, предположим сейчас за окном 2006 год, и удалось решить те политические задачи, о которых вы говорите. Как это будет выглядеть на практике, что конкретно изменится для украинского ІТ -бизнеса?

А. К.:
Уверен, что через год мы с вами будем обсуждать уже реализованные первые шаги плана действий по созданию информационного общества.

Если говорить предметно, то, к примеру, дистрибуторская деятельность, наверно, больше чем какой либо другой сегмент рынка, страдает от непродуманности политики государства. Не так давно произошли перемены с таможенным законодательством, в некотором смысле дистрибуторам работать стало намного проще. Но это решило проблему лишь частично, забюрократизированная система таможенной очистки товара не позволяет решать эту проблему быстро и наименее проблематично. Думаю, это будет решаться в числе первых задач. Рост рынка однозначно сохранится. Как вы знаете, сейчас он составляет порядка 30% в месяц и это самые большие показатели в Европе.

Рынок производства программного обеспечения на экспорт сейчас демонстрирует рост около 50% в год. Такая тенденция сохранится на протяжении ближайших 5 лет. Но и тут действия правительства не всегда адекватны ситуации. Несколько месяцев назад был введен налог на добавленную стоимость на продукт интеллектуальной деятельности. Таким образом, почти 100% этого бизнеса загнано в тень. Если раньше небольшому количеству крупных компаний удавалось работать “в белую”, то сейчас эта цифра стремится к нулю. Сейчас раздаются призывы вернуть нулевой НДС, но насколько они будут услышаны неизвестно. Я считаю, что все, что связано с экспортом интеллектуальной собственности государство не должно администрировать вообще. Сегодня легального рынка трансфера технологий в Украине не существует. То есть рынок растет не благодаря, а вопреки действиям государства.

Эти два примера я привел как самые красноречивые. Подобная ситуация сложилась во многих сегментах украинского ІТ -рынка.

PCWeek/UE: В каких областях мирового ІТ-рынка Украина могла бы стать наиболее успешной?

А. К.:
Есть два компонента ІТ-бизнеса: продукты и услуги. Если говорить об услугах оффшорного программирования, то есть несколько компетенций, в которых мы можем быть сильны, это финансово-банковская, информационная безопасность,  игры, а также, когда мы говорим о решении серьезных комплексных задач, когда нужна аналитика — выявление узких мест в системах и предложение способов их устранения. Если речь идет о решениях, в которых программное обеспечение интегрировано с “железом”, то мы можем быть весьма конкурентоспособны. Также наши позиции могут быть весьма сильны в области обеспечения комплексной информационной безопасности предприятия. С продуктами ситуация однозначно сложнее. Выпускать продукцию под собственным брендом у украинского производителя практически нет шансов.

Стратегия тут может быть только одна — альянсы и партнерство. Украинский R&D может быть составной частью международной группы, которая работает над одним проектом. Чаще все такие проекты здесь создают те, кто хорошо знает западный рынок. Да, технологии мы знаем лучше, но с маркетингом существуют определенные проблемы. Например, у IBM сейчас запускается программа сотрудничества с украинскими компаниями. Суть ее в следующем: IBM заявляет что ей интересно и в каких областях, и ставит технологическое задание. И на определенном этапе, если компания соответствует некоторым параметрам, то она обязательно заинтересует IBM, и возможно, даже будет выкуплена.               

Биография Андрея Колодюка

Начал свою трудовую деятельность в США (1992-1995 гг.), работая в Нью-Йорке в консалтинговых и торговых компаниях. Имея достаточный опыт работы в западном частном секторе, в 1994 году Андрей Колодюк вместе с другими партнерами основывает компанию “Укринвестком”, которая финансирует первый проект  — компанию “Unіtrade”, а с 1994 по 2000 год ряд других проектов сектора ИТ. В 2001 году Андрей Колодюк проводит реорганизацию компании “Укринвестком” и выводит на рынок обновленную венчурную компанию “АВенчерс”.

В марте 2004 года принимает решения о выходе из бизнеса, посвятив себя общественной деятельности: политике развития информационного общества. Свою общественную деятельность начал в 2001 году, став одним из основателей и Президентом Всеукраинского Фонда “Информационное Общество Украины”. С 2002 года — ведущий эксперт Фонда. Автор анализов многочисленных исследований в сфере Информационного Общества, опубликованных в научных сборниках и материалах международных конференций. С июля 2003 года Андрей Колодюк возглавляет общественную рабочую группу “Электронная Украина”, которая работает над созданием проекта “Национальной Стратегии развития информационного общества Украины”.

Получил два высших образования: техническое (Киевский политехнический институт) и юридическое (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).

О фонде “Информационное Общество Украины”

Фонд “Информационное Общество Украины” — общественная организация, которая начала свою деятельность в начале июля 2001 года. Основная цель создания — содействие и активное участие в формировании Информационного Общества в Украине.

За время существования командой Фонда были реализованы и реализуются значимые проекты: Think-Tank (в частности, в сфере экономики, политики, социальной, информационной сфере), организация международных конференций, международное представление Украины благодаря участию в важных международных событиях, проекты, направленные на создание и активизацию равностороннего диалога между государством, бизнесом и общественными организациями Украины.

Фонд является участником и партнером многих известных международных организаций: World Summіt Awards, World Future Socіety, GKP (“Глобальное партнерство ради Знания”), Global Development Network (Глобальная Сеть Развития ), World Future Socіety, World Summіt Awards, ПРИОР