Законодательство должно отвечать интересам большинства населения
В октябре на мой корпоративный электронный адрес пришло 3673 письма, из них 2811 спамовых. Таким образом, в общем потоке корреспонденции доля нежелательных писем составила 76,5%, а доля полезных сообщений — 23,5% (аналогичная картина характерна и для предыдущих месяцев).

К счастью, почтовый сервер, используемый в нашем издательском доме, с очень высоким уровнем достоверности (по моим субъективным наблюдениям, не менее 97%) помечает спамовые письма специальными значками, что даёт возможность клиентской программе MS Outlook Express сразу отправлять их в отдельную папку, оглавление которой я в редкие свободные минуты “одним глазом” на всякий случай всё же просматриваю (это занимает совсем немного времени, но даёт практически 100%-ную уверенность в том, что ни одно ценное письмо из поля моего зрения не выпало).

Самое удивительное, что это достаточно стабильное для всего года соотношение между потоками спама и нужных писем (77:23) является типичным не только для моего отдельно взятого и ничем особо не примечательного почтового ящика, но и для того многомиллиардного (по количеству ежемесячно передаваемых писем) трафика, за которым внимательно следят участники проекта “Спамтест”. Поэтому цифрам и выводам “Спамтеста” я склонен доверять. Вот лишь некоторые из них (из числа обнародованных в ноябре на пресс-конференции, посвящённой анонсированию новых продуктов и успешному завершению перехода данного проекта под крыло “Лаборатории Касперского”).

В нынешнем году спам составляет 70–85% от общего объема почтового трафика, а это значит, что на каждые два-три обычных письма приходится семь-восемь спамерских. Спам-индустрия вышла на высокий количественный уровень спам-рассылок ещё в конце прошлого года и сохранила его в течение нынешнего, продемонстрировав при этом две основные тенденции:

1) стабилизация количественного распределения спама в течение года, т. е. всплески и провалы в графике спам-рассылок, вызванные колебаниями сезонного спроса на те или иные товары или услуги, становятся прогнозируемыми (традиционные спады на графике количественного распределения спама приходятся на периоды массовых праздников и отпусков, а подъемы — на весну, осень и предпраздничные периоды);

2) стабилизация объемов спама; т. е. достигнуто количественное насыщение этого рынка.

За первые десять месяцев 2005 г. минимальное количество спам-рассылок было зафиксировано в новогодние праздники (50% общего объема почтового трафика), а максимальное — в конце февраля — начале марта и во вторую половину октября.

В октябре было зарегистрировано несколько пиков, когда количество незапрошенной почты составляло до 90% от общего объёма почтового трафика. При этом спамерская нагрузка на почтовый трафик росла стремительно. В том же октябре в течение одного-двух дней количество спама увеличилось в 1,5 раза по сравнению с показателями конца сентября.

Для нынешнего года характерна криминализация спамерского бизнеса, что отражается в бурном росте криминальных спамерских тематик, т. е. спам-рассылок, классифицируемых как компьютерное мошенничество.

Отмечено также регулярное использование спама в качестве инструмента формирования общественного мнения, т. е. переход от эпизодических “политических” спам-рассылок к продуманным развернутым кампаниям.

Как правило, крупные предвыборные кампании сопровождаются волнами агитационных спамерских рассылок. Такое спам-сопровождение выборов было зафиксировано в России, Германии, Украине и в некоторых других странах. Примечательно, что материалы, распространяемые в спаме, практически всегда имеют ярко выраженный негативный оттенок, т. е. их цель — опорочить соперников, ту или иную партию или кандидата. Это значит, что в большинстве своем заказчики рассылок имеют представление о негативном восприятии спама сетевым сообществом и даже не пытаются использовать этот инструмент для формирования положительного общественного мнения.

Если политизация спама продолжится, это может иметь самые неожиданные последствия как для развития электронной почты, так и для всего сетевого сообщества. Увеличение доли “политического” спама до серьезных величин незамедлительно спровоцирует виток законодательных инициатив, направленных против спамерской деятельности. При гарантированной поддержке пользователей — а отношение к информационному спаму у большинства резко отрицательное — могут быть приняты достаточно жесткие законы против спама и его заказчиков.

Но пока, по нынешнему украинскому законодательству, спамер не несёт ответственности собственно за рассылку спама. Поэтому представители малого бизнеса зачастую не видят разницы между спамом и любым другим видом рекламы. Они считают, что использование спама практически никак не вредит имиджу организации, а вот прибыль приносит немалую.

Законодательство западных стран более жёстко подходит к данному вопросу, поэтому добропорядочные представители малого бизнеса в США и странах Европы избегают спама, чтобы не повредить развитию бизнеса. В результате в западном спаме существенную долю занимает реклама контрафактных товаров, а также дешёвых товаров, продающихся по завышенным ценам. В данном случае продавцы намеренно нарушают закон, зная о последствиях этого шага.

Объектом спамерской рекламы на английском языке очень редко становится товар, требующий крупного денежного вложения, например недвижимость, автомобили и т. п. В русскоязычном спаме тематики “товары и услуги”, напротив, доля предложений недвижимости составляет 8%, а доля предложений достаточно дорогостоящих юридических услуг — 15%.

Мнение аналитиков

Аналитики IDC считают, что в ближайшие три года спрос на антиспамовые решения будет неуклонно возрастать. Согласно прогнозам IDC, к 2008 г. суммарные доходы антиспамовых компаний мира достигнут 1,7 млрд. долл. (www. spamtest.ru/ news.html?id=19567). Для сравнения: в 2003-м эта цифра составляла 300 млн. долл. Прогнозы IDC были обнародованы сразу после публикации результатов исследования Ferris Research, согласно которым в 2005 г. ущерб от спама для мировой экономики составит 50 млрд. долл. (www.spamtest.ru/news.html?id=19566).

Позиция властей

В нынешнем году 13 европейских государств договорились о совместных мерах по выявлению и пресечению на территории этих стран деятельности спамеров, рассылающих электронный мусор пользователям других стран.

Договор подписали представители Австрии, Бельгии, Кипра, Мальты, Чехии, Франции, Дании, Греции, Ирландии, Италии, Литвы, Голландии и Испании (www.spamtest.ru/news.html?id=19550). Совместные действия в борьбе со спамом должны облегчить идентификацию и привлечение к ответственности спамеров в этих странах и закрыть используемые ими лазейки.

Соглашение предусматривает обмен информацией между сторонами, в том числе пересылку жалоб на спамеров. Соответствующие органы стран — участников договора взяли на себя обязательства предпринимать все необходимые усилия для рассмотрения полученных жалоб.  Согласно новому законопроекту, внесенному правящей коалицией социал-демократов и партии зеленых на рассмотрение бундестага, лица, рассылающие спам, будут платить штраф, максимальный размер которого составляет 50 тыс. евро (www.spamtest.ru/news.html?id=19546). Рассылка спама в Германии является незаконной с июля 2004 г. Но прежние штрафные санкции оказались не очень эффективными.

Зарубежная практика

Легко заметить, что отсутствие в нашей стране антиспамового законодательства лишает пользователей возможности в правовых рамках бороться с теми, кто заставляет их тратить время и деньги на фильтрацию собственных почтовых ящиков. В лучшем положении находятся жители других государств.

Так, ещё в конце прошлого года по решению суда за рассылку спама три американские компании в общей сложности должны заплатить более 1 млрд. долл. (www.spamtest.ru/news.html?id=1951). Истец — владелец небольшой компании CIS Internet Services Роберт Крамер (Robert Kramer) — утверждал, что спамеры просто терроризировали его фирму и ему приходилось чуть ли не ежедневно восстанавливать нормальную работу перегруженных серверов. В 2000 г., например, объём спама, обрушивавшегося на CIS Internet Services, достигал 10 млн. писем в день. И это при том, что у компании всего около 5000 клиентов.

На слушании данного дела было предъявлено около 1400 вещественных доказательств, включая тысячи CD с записями лог-файлов, из которых следовало, что огромное количество спама — это типичная ситуация для CIS Internet Services.

Законы штата Айова, в котором происходило судебное разбирательство, позволяют взимать с виновника спам-рассылки по $10 за каждое письмо. Вот бы и нам такие законы! Уверен, они были бы одобрены подавляющим большинством населения.