Как, по Вашему мнению, распределён между производителями украинский рынок антивирусных модулей для почтовых серверов?
2  Каковы тенденции этого рынка? Как на него влияют производители?
3  Каким Вы видите этот рынок в будущем?


Максим Колотай, ООО “Киев-Тек”:

1  Невозможно рассматривать рынок антивирусных модулей для почтовых серверов отдельно от рынка антивирусного программного обеспечения в целом, ввиду того что, как правило, организации приобретают комплексную антивирусную защиту своей ИТ-инфраструктуры. Также на рынок антивирусных модулей влияет распространённость почтовых серверов в корпоративном секторе рынка.

Так, например, среди почтовых систем корпоративного сегмента популярностью пользуется Novell GroupWise. Защитить GroupWise от вирусов и спама можно с помощью GWAVA (GroupWise Antivirus Agent), который позволяет любой антивирусной программе сканировать почту. В последнюю версию GWAVA 3.6 интегрирован “Антивирус Касперского”, и теперь есть возможность приобрести оба продукта в одном пакете, но можно купить и отдельно. Сегодня GWAVA является самым большим и успешным партнёром GroupWise, и в ближайшее время эта ситуация вряд ли изменится.

Ярким представителем отечественных производителей является”Украинский национальный антивирус”, он имеет в своем арсенале программный продукт UNA MailServer, предназначенный для защиты почтовых серверов Sendmail, Postfix, работающих на платформе Linux/FreeBSD.

Некоторые производители, например “Лаборатория Касперского”, Dr.Web, позиционируют свои продукты как универсальную защиту для почтовых систем на различных платформах — Windows, Linux/FreeBSD.

Тенденции рынка следующие: появятся новые имена и новые компании, производящие антивирусное ПО. Этим компаниям будет трудно занять нишу антивирусного ПО для рабочих станций, в которой господствуют “Лаборатория Касперского”, Dr.Web, Symantec, однако свой сегмент рынка они могут получить, объединившись с производителями почтовых систем. Примером могут служить Avast и NOD32, о которых на отечественном рынке до недавнего времени знали далеко не все специалисты.

На мой взгляд, этот сегмент рынка имеет большой потенциал и хорошие перспективы в будущем. Его развитие непосредственно будет связано с развитием рынка программного обеспечения в Украине, с ростом популярности сети интернет как средства коммуникации и инструмента ведения бизнеса не только в столице и крупных промышленных центрах, но и в целом по стране.
Будущее — за почтовыми системами с интегрированным в них антивирусным модулем.

Дмитрий Петращук, начальник отдела информационной безопасности “БМС Консалтинг”:


1
  Решения по антивирусной защите как почтовых сообщений, так и рабочих станций с серверами сегодня внедрены в большинстве украинских компаний. Не только руководители ИТ-департаментов, но и простые пользователи уже твёрдо знают, что вирус — это опасная угроза, от которой нужно непременно защищаться. Недаром ИТ-общественность с таким интересом следит за появлением новых вирусных эпидемий, а на новостных сайтах подробно обсуждается, кто из известных брендов понёс больше убытков в результате заражения.

По данным исследования 2004 года, проведённого ФБР, 99% компаний используют какое-либо решение для антивирусной защиты. Как показывает наш опыт, в Украине состояние рынка антивирусных решений, и антивирусных модулей для почтовых серверов в том числе, мало отличается от общемирового, если не считать специфического для нашего региона распределения его между производителями.

Больше половины, если не 80%, украинских компаний, по нашим оценкам, для защиты почты сегодня используют антивирусные модули от российских производителей — “Касперский” и Dr.Web. Причин тому несколько. Во-первых, и это самая главная причина, эти модули поддерживают платформу FreeBSD, которой по популярности нет равных. Бесплатная FreeBSD и бесплатные почтовые сервисы для нее (SendMail, PostFix и другие) — самое экономичное приобретение для государственных органов и небольших компаний. Во-вторых, с российским производителем проще общаться по вопросам технической поддержки. В-третьих, срабатывает установка на то, что “родное” всегда лучше.

Те компании, которые стремятся не только минимизировать расходы, но и ценят функциональность и удобство почтовой системы, используют решения на основе Microsoft Exchange и Lotus Notes. Наиболее популярными антивирусными модулями для них можно считать антивирусы Symantec, Computer Associates, TrendMicro.

В настоящий момент, несмотря на множественные трудности, многие компании находятся в состоянии роста. Появляются дополнительные финансовые средства, усложняется информационная инфраструктура, расширяется спектр ИТ-услуг, предлагаемых внутренним и внешним заказчикам. В связи с этим многие серьёзно задумываются над тем, как максимально использовать возможности почтовой системы, начинают внедрять технологии для групповой работы и электронного документооборота. Вместо бесплатных и условно-бесплатных решений внедряются корпоративные системы электронной почты на стабильной коммерческой платформе с широкими возможностями технической поддержки и сопровождения. В соответствии с этим выбираются и антивирусные модули, обеспечивающие максимальную стабильность, масштабируемость и управляемость. Часто на второй план отходят традиционные для таких продуктов требования, как скорость и глубина проверки, частота обновлений, размер базы данных сигнатур. На корпоративном рынке антивирусных модулей почтовых систем по этим параметрам безусловным лидером, согласно нашим оценкам, являются решения Symantec. “Лаборатория Касперского” и Dr.Web также проделали большую работу для того, чтобы вывести свои решения в корпоративный сегмент, так что в будущем, возможно, они потеснят Symantec.

Чётко наметилась тенденция к объединению антивирусных модулей с основными продуктами. Мы считаем, что в будущем антивирусная защита станет неотъемлемой частью каждого продукта, будь то операционная система, почтовая служба или база данных. Тенденция наиболее чётко проявилась в сфере сетевой защиты. Несколько производителей межсетевых экранов выпустили продукты, объединяющие в одной коробке и корпоративный брандмауэр, и антивирус, например Check Point Express CI.

Большие изменения также ждут пользователей операционных и почтовых систем Microsoft. После покупки компании Sybary и румынской антивирусной лаборатории софтверный гигант всерьёз взялся за встраивание антивируса в операционную систему Windows и почтовый сервис Exchange. Причём, скорее всего, эти модули будут бесплатны, что ощутимо ударит по лидерам рынка антивирусных систем.

Также ужесточение конкуренции на рынке привело к тому, что производители предлагают не просто антивирусные модули, сканирующие потоки почтовых сообщений, а интегрированные решения с расширенной функциональностью.

Кроме антивирусного сканирования, эти решения также предоставляют возможности фильтрации содержимого сообщений, защиты от спама и т.д. На наш взгляд, рынок средств антивирусной защиты почтовых систем будет постоянно пополняться такими решениями, будет увеличиваться число поддерживаемых почтовых систем, позиционирование таких решений не будет ограничиваться только корпоративным сегментом рынка, а выйдет и в сегменты среднего/малого бизнеса.

Кроме того, спрос на такие решения будет расти, поскольку обеспечение антивирусной защиты почтовых систем является дополнительной линией защиты ресурсов организаций и неотъемлемой частью эффективной политики безопасности.

Наталья Софийская, руководитель департамента клиентского обслуживания ООО “Антивирус Лаборатория”:


1  Признанными лидерами на рынке антивирусных продуктов для почтовых серверов являются “Антивирус Касперского” и Dr.Web. Причём если год назад лидирующим продуктом по защите от вирусов для почтовых систем был Dr.Web, то в настоящее время на первом месте — “Антивирус Касперского”, и разрыв между ними продолжает расти.

Самые популярные продукты для защиты почтовых серверов на платформе Linux — “Антивирус Касперского” и Dr.Web. Для Exchаnge-серверов чаще всего приобретаются продукты компаний TrendMicro и “Лаборатории Касперского”.

По данным компании ООО “Антивирус Лаборатория”, соотношение объёмов продаж антивирусного ПО для почтовых серверов следующее: Kaspersky Lab — 40%, Dr.Web — 35%, TrendMicro — 22%, McAfee — 3%.

Естественно, каждый разработчик стремится увеличить долю своего присутствия на рынке, развивая и усовершенствуя технологии и расширяя сервисы. C технической точки зрения, это — увеличение количества отлавливаемых вредоносных программ за счёт дополнительных баз (adware, phishing, malware) и существенное сокращение времени выпуска этих баз.

Ещё одним приоритетным направлением в развитии антивирусных продуктов для почтовых систем является интеграция этих решений с антиспамовыми технологиями.

Компания TrendMicro, например, предлагает к своему антивирусу для почтовых систем дополнительный сервис — Network Reputation Service, позволяющий фильтровать почту, приходящую с заранее известных IP-адресов злоумышленников, осуществляющих массовую рассылку спамовых сообщений.

Наибольшей популярностью будут и уже пользуются продукты, включающие в себя интегрированный антиспам-модуль (или — совместимые с антиспам-продуктами) как собственного производства, так и сторонних производителей, поскольку простая фильтрация по вирусной сигнатуре не всегда полностью отвечает потребностям конечного пользователя.