В сообществе украинских ИТ-специалистов существует стереотип о том, что значительная часть продуктов, разработанных западными компаниями, в большей степени подходит для крупных отечественных предприятий, нежели для среднего и малого бизнеса.

Корпорация IBM разработала архитектуру Service Oriented Architecture (SOA), максимально отвечающую потребностям развивающихся рынков. О её особенностях PCWeek/UE рассказал Леонид Кацнельсон, директор направления по конкурентным преимуществам IBM DB2, IBM Canada.

PCWeek/UE: В чём заключается ценность SOA для украинских компаний?

Л. К.:
В отличие от других архитектур, в которых разработчики делают упор прежде всего на технологическую сторону, SOA напрямую привязана к бизнесу. То есть она направлена на быстрый результат. SOA создавалась с учётом проблем бизнеса. Мы занимаемся ИТ-интеграцией около 20 лет. И случалось, что к моменту завершения проекта система, которую мы внедряли, уже была не нужна. Проекты длятся очень долго, а обстоятельства меняются очень быстро. Особенно — в таких странах, как Украина. Эти изменения касаются не только бизнес-процессов — влияет также огромное количество внешних факторов. Это естественно, ведь, когда развивается страна, бизнес работает в состоянии перманентной революции.

Выгода от использования SOA состоит в том, что эта архитектура позволяет компаниям быстро менять свой подход к бизнесу. Это — самое главное. К примеру, возьмём предприятие, занимающееся розничными продажами. Менеджер сети из нескольких сотен торговых точек должен развивать новые каналы сбыта — например, каталоги, интернет, распродажа нерентабельных товарных запасов и т.д.

Умный менеджер не будет занимать место в магазине, где квадратный метр стоит довольно дорого. Задача этого бизнеса — выставить только самую рентабельную продукцию. Для сбыта остальной — надо искать другие каналы. Можно их продавать со своих liquidation-центров, расположенных где-то на окраине. Это может быть eBay, Amazon или любой другой магазин такого типа. Единственный способ справиться с этой задачей — использование SOA. Без неё такое развитие бизнеса невозможно.

Таким образом, речь идёт не только о гибкости системы. Это — возможность легко создавать новые направления в бизнесе. Через eBay мы продаём нерентабельную продукцию либо просто торгуем за пределами страны, используя web-магазины. Для этого необходимо подключение к web-сервисам некоторой структуры, например, Amazon. На самом деле любую проблему можно решить. Когда мы были детьми, у нас были спичечные коробки и нитка — тот же телефон, та же коммуникация. SOA — это просто другой способ решения той же проблемы. Кто-то говорит между двумя коробками, а кто-то использует сотовый телефон. SOA — это способ применения либо нового решения, использование которого ранее было невозможно (например, создание новых каналов продажи), либо усовершенствование существующих решений, замена более стандартными, более дешёвыми технологиями поддержки бизнеса.

Реальный пример — регистрация нового клиента на web-портале. Он вводит имя, фамилию, электронный адрес, почтовый код, телефон, нажимает на кнопку “принять”, и информация попадает в базу данных. Потом начинается рассылка корреспонденции: “спасибо за то, что вы зарегистрировались”, информация о новых продуктах. Что же случается, если почта возвращается обратно? Возникает вопрос “почему?”. Потому, что при вводе информации пользователь либо совершил какие-то ошибки, либо осознанно вписал во все поля какую-то бессмыслицу. А рассылка почты, маркетинговые программы стоят достаточно дорого. Обычно в Америке приобретение нового заказчика обходится в $50–80. Компания потратила эту сумму на то, чтобы зарегистрировался человек. Потом начинается рассылка почты — это дополнительные расходы. Когда почта возвращается, это означает, что деньги потрачены впустую.

Мы, как производитель ИТ, с этим боремся: устанавливаем нормы, системы проверки введённых данных. Информация, которую пользователь набирает в полях формы, попадает в базу данных. А там установлен механизм, который сразу заказывает web-сервисам проверку этих данных. Если оставленная информация неправильна, заказчику, пока он ещё не ушёл с портала, предлагается её исправить. Этот механизм повышает качество информации в хранилище данных. Компании не придётся тратить еще раз $50 на маркетинг. Это — обыкновенный подход к web-сервисам для обеспечения качества данных. И я считаю, что это — абсолютно реальное и абсолютно своевременное сегодняшнее решение существующих задач бизнеса.

PCWeek/UE: Как вы считаете, какие украинские компании наиболее эффективно смогут использовать SOA?

Л. К.:
Мне часто задают этот вопрос. Во время моих визитов в Украину, Польшу, Чехию мне говорят, что на Западе всё это больше развито. “У вас уже там просто рай, а мы сильно отстали”. Я считаю: на самом деле всё не так. Не потому, что кто-то отстал, а кто-то опередил. Дело в том, что администраторы крупных компаний годами внедряли определённый способ работы и менять его им намного тяжелее. Я считаю, что в развивающихся странах, не имеющих этой инфраструктуры и людей, привязанных к ней своим умом, знаниями и карьерой, тенденции использования новых технологий благоприятнее. Если это действительно работает, действительно подходит, почему нет? Как раз в Украине, где всё развивается и меняется очень быстро, где нет такого огромного количества устоявшихся норм, больше возможностей для использования этих технологий. У вас есть возможность сделать хороший рывок и очутиться в компании лидеров. Ведь помимо того что есть возможность, больше и потребность в этом. Украинские компании ищут выход на мировые рынки. Не так легко создать представительства в нескольких странах. Но можно начать с интернета. Есть также потребность в интеграции с западными банками, продавцами, поставщиками, с базами данных за пределами своих компаний. Там, где всё сам контролируешь, в SOA нет такой острой необходимости. Конечно, она добавляет гибкости, возможность изменения, но, с другой стороны, если я хочу интегрировать эти технологии у себя, мне совсем не обязательно пользоваться открытыми стандартами. Я всегда могу связать эти вещи сам, написав нехитрую программку. Именно компании, пребывающие на стадии активного развития, наиболее эффективно смогут использовать такие технологии и методы, как SOA и web-сервисы.

PCWeek/UE: Каким образом IBM планирует продвигать эти решения на украинском рынке?

Л. К.:
Во-первых, IBM работает на украинском рынке уже более тридцати лет. Мы действуем через своих бизнес-партнёров и сейчас активно инвестируем в развитие бизнеса. Если раньше мы довольно редко проводили мероприятия, посвящённые нашим технологиям, то в этом году готовим их целую серию — как по программному, так и по аппаратному обеспечению. У нас есть местная техническая поддержка, офис растёт, развивается.

PCWeek/UE: Какую роль в пропаганде этих технологий вы отводите развитию сообществ?

Л. К.:
Очень важную. Я считаю, что сообщества — один из ключевых элементов развития отрасли. Хороший продавец может продать продукт топ-менеджеру. Но ИТ-менеджер не будет заниматься внедрением, разработкой этих решений — это будут делать администраторы. Они должны себя чувствовать свободно при работе с этими технологиями, они должны верить в это. IBM будет способствовать дальнейшему развитию обмена опытом, круглых столов, различных форумов. Довольно крупная сумма выделяется на развитие сообществ семейств продуктов — IBM Data Management, Tivoli, WebSphere и пр. в Украине и других странах. Мы считаем, что их проникновение должно происходить не только через традиционные каналы продаж, но и через сообщества.