К отечественному рынку сотовой связи иностранные инвесторы, в первую очередь российские, проявляют повышенное внимание. Достаточно вспомнить переход UMC в собственность “МТС” и появление нового GSM-оператора — “Астелит”, предлагающего услуги под торговой маркой life:). Теперь очередь дошла и до “УРС” (торговые марки WellCom и “MOБI”), недавно приобретённого российским “Вымпелкомом” (см. PC Week/UE, №14/2005, с. 11).


Структура доходов операторов сотовой связи по регионам Украины в 2004 году (по данным “ИКС-Консалтинг”)
Структура доходов операторов сотовой связи по регионам Украины в 2004 году (по данным “ИКС-Консалтинг”)

Сделка эта вызвала много шума из-за своей неоднозначности. У нового владельца очень амбициозные планы, и он в самое ближайшее время намерен существенно повлиять на перераспределение рыночных долей на украинском телекоммуникационном рынке. “Вымпелком”пообещал в перспективе начать предоставлять услуги сотовой связи в Украине под хорошо известным в России и Казахстане брендом — “Билайн”. Это в прямом смысле самый ценный российский бренд: он занял первое место в рейтинге Interbrand Group, которая оценила его стоимость в 5 млрд. долл.

Bместе с тем ряд вопросов вокруг этой сделки пока остаются неясными. Во-первых, второй по величине инвестор “Вымпелкома” — норвежская компания Telenor — выступила против сделки, официально мотивируя своё решение завышенной стоимостью “УРС”, и высказала намерение опротестовать её в суде. Во-вторых, у “УРС” отсутствуют лицензии на использование частотного диапазона стандарта GSM 1800 в трёх ключевых регионах — Киеве, Одессе и Днепропетровске, которые в совокупности обеспечивают более трёх четвертей доходов украинских операторов сотовой связи. Наконец, специфика украинского рынка в немалой степени отличается от российской, в связи с чем возникает вопрос: как в “Вымпелкоме” намерены её учитывать? За разъяснениями PCWeek/UE обратился к Юлии Остроуховой, пресс-секретарю службы по связям с общественностью “Вымпелкома”.

PCWeek/UE: Какие особенности украинского рынка компания видит для себя и как она собирается их учитывать в своей деятельности в Украине?

Юлия Остроухова:
Пока мы только изучаем рынок и его местные особенности. Украина близка нам по духу, и мы не думаем, что столкнёмся здесь с глобальными отличиями в ведении бизнеса. Мы накопили огромный опыт развёртывания сетей в российских регионах от Калининграда до Камчатки — это не только 11 часовых поясов, разнообразие рельефа и национальностей. В каждом отдельном регионе есть своя конъюнктура рынка, политика местных властей, регулирующих органов, своё бизнес-сообщество и отличающаяся от других конкурентная среда. Кроме того, у нас есть опыт работы за пределами России. В 2004 году мы вышли на рынок Казахстана и успешно развиваем там бизнес. За год присутствия в этой стране нам удалось увеличить количество абонентов более чем в два раза: к моменту выхода в Казахстан абонентская база здесь составляла около 600 тыс. пользователей, сегодня — 1,8 млн. абонентов. Непосредственно в Украине “Вымпелком” до конца года планирует завершить работу по оформлению всей технической документации. Активное строительство сети мы планируем начать в 2006 году.

PC Week/UE: Как “Вымпелком” намерен решать проблему выделения частот в Киеве, Днепропетровске, Одессе, где у "УРС" нет лицензии на использование стандарта GSM 1800?

Ю. О.:
Мы будем искать возможности получения лицензий на эти важные города Украины. Однако “УРС” имеет полностью лицензионный пакет в стандарте GSM 900, что даёт нам возможность оказывать услуги связи в этих городах на высоком уровне. Дело не в наличии тех или иных диапазонов, а в грамотном радиопланировании, т.е. распределении базовых станций. На качестве сети отражается именно этот факт. У нас уже есть опыт работы только в одном из диапазонов, к примеру, на Северо-Западе России (Санкт-Петербург), Урале. Там мы в основном работаем только в диапазоне GSM 1800. А в Казахстане оказываем услуги только в стандарте GSM 900.

PC Week/UE: Как “Вымпелком” собирается разрешить конфликт с Telenor? Как будет вести себя компания, если Telenor воспользуется своим правом заблокировать сделку?

Ю. О.:
Пока мы не получали никаких официальных уведомлений о начале судебных разбирательств, поэтому сейчас сложно что-либо предугадать, да нам бы и не хотелось спекулировать на возможных сценариях. Члены совета директоров “Вымпелкома” — профессионалы высокого уровня, о чём свидетельствует успешное развитие бизнеса компании. Споры между акционерами в любой компании возникали и будут возникать, это рабочие моменты. Так же оценивают ситуацию рынок и аналитики. К примеру, на днях известное рейтинговое агентство Standard&Poor's в своем пресс-релизе сообщило, что решение о покупке ЗАО “Украинские радиосистемы” “указывает на высокое качество механизмов корпоративного управления” “Вымпелкома”, позволяющих компании “разрешать противоречия в рамках корпоративных процедур”. S&P оставило неизменным рейтинг корпоративного управления “Вымпелкома” — 7,4 по национальной шкале (из 10 возможных).

PC Week/UE: Какие задачи ставит перед собой "”Вымпелком” в Украине? Какие возможности видит компания для себя в нашей стране?

Ю. О.:
По нашим предварительным оценкам, “Вымпелком” сможет завоевать до 15% рынка к концу 2008 года, а абонентская база “Билайн” к этому моменту в Украине вполне может составить 5 млн. пользователей.