Фенёв Олег Анатольевич
Должность:
системный администратор
Компания: “Автоцентр Атлант-М”
Окончил Университет “Львовская политехника” по специальности САПР, работал в “Львовэнерго”, сменил профиль с программиста на администратора. В сфере информационных технологий — более 10 лет.


Как Вы влияете на принятие решений в вашей компании? Какова степень Вашей ответственности?

Основная моя ответственность — это обеспечение работоспособности почтовых серверов. Это очень важно, поскольку наше предприятие имеет территориально-распределённую структуру. В наших филиалах, расположенных по всей Украине, работают системные администраторы, которые тоже исполняют функции поддержки. Они несут ответственность за сервисы своего предприятия. Конечно, если возникает необходимость (сталкиваются с проблемой, которую не в состоянии решить сами), они оформляют заявку, и решением занимаюсь я. Они подчиняются ИТ-руководителю своего предприятия, если такой там есть.

Какими критериями руководствуется ваша компания при подборе ИT-персонала?

В первую очередь, критерием отбора являются профессиональные знания. В последнее время нередки случаи, когда уровень знаний человека, который получил специальное образование, оказывается ниже, чем у человека, который вообще не имеет фундаментального образования. Даже опыт не всегда играет роль. Иногда лучше дать человеку соответствующие знания на рабочем месте. Главное — это обучаемость и желание работать. У нас каждый новый сотрудник сначала проходит собеседование в HR-отделе, а потом с ним беседуем мы. Бывает, что в резюме кандидата перечислены самые разнообразные познания, а на практике оказывается, что он не знает, где процессор, где блок питания. Также для нас очень важно умение работать в команде. Если потенциальный сотрудник имеет необоснованные амбиции, как правило, работать в команде он не сможет. Я лично сталкивался с такой ситуацией, работая в другой компании. Пришёл новый человек, со своим багажом знаний, которыми он не хотел делиться. Из-за этого в организации начались конфликты, и сотрудник долго не выдержал. У нас в команде работает несколько человек, мы обмениваемся знаниями. Потому что, при случае, мы должны друг друга заменить. Последние курсы, которые я проходил, показали, что они мало что дают. На курсы можно идти, если обладаешь хорошими базовыми знаниями — для того, чтобы упорядочить их. Человеку со слабым уровнем начальной подготовки курсы вообще ничего не дают. Бесполезная трата денег. И желательно сразу эти знания начать применять. Иначе они просто уходят.

Какие профессиональные знания Вы хотели бы получить?

Я стараюсь совершенствовать свои знания. Сейчас активно исследую программное обеспечение с открытым исходным кодом. Я предсказываю постепенный переход на такие ОС, но только в серверах. К сожалению, это ПО ещё не готово для активного использования его рядовым пользователем.

Какую профессиональную литературу Вы прочли за последнее время?

Книги я смотрю выборочно. Появляется новая версия продукта, через год выходит книга, которая содержит информацию о предыдущих версиях и дополнена информацией о новых возможностях. Она не слишком интересна, а стоит очень дорого. Больше информации можно получить на сайте производителя. Сейчас я собираюсь прочесть книгу о Windows Server 2003, но нет времени. Правда, такую ОС мы пока не используем, всё работает на Samba, но мы думаем о переходе и сначала надо изучить продукт.

Если бы Вам были предоставлены неограниченные возможности или если бы возникла насущная необходимость, что бы Вы изменили в ИT-структуре вашего предприятия?

Это практически нереально, поскольку решения принимают обычные или финансовые директора компаний. ИТ-область с каждым годом, невзирая на обещания о том, что ИТ-средства должны облегчить работу, всё более усложняется. Первое, чему бы я уделил самое пристальное внимание, — повышение квалификации персонала. Сегодня встречаются две крайности: первая — неквалифицированный работник, который ничего не умеет, его приходится обучать, и по малейшим вопросам он беспокоит службу поддержки. Мышка не работает и т.д. И другая крайность: сотрудник считает себя большим специалистом и начинает устанавливать какие-то продукты, а после жалуется на плохую работу техники. Эту ситуацию можно решить так, как это сделал один из наших филиалов в регионе: ограничили возможности пользователя по установке программного обеспечения. Но это тоже не выход. Я считаю, что нужно проводить подготовку персонала или брать уже подготовленных людей. Каждый человек должен уметь самостоятельно обращаться с техникой и основными программными продуктами.

Что касается аппаратного обеспечения, я бы побеспокоился о том, чтобы при выходе сервера из строя его не приходилось срочно покупать: должны быть резервные серверы, кластерные решения, то есть система при любых обстоятельствах должна работать беспрерывно. Часто на предприятиях на технику выделяют минимум средств. В большинстве организаций, когда техника выходит из строя, встаёт вопрос о её замене. Это большая проблема, потому что, как правило, на её решение требуются значительные ресурсы. В результате другие подразделения выражают недовольство работой ИТ-службы, которая на самом деле в этом не виновата.

Откуда Вы черпаете информацию о новых технологиях и тенденциях?

Основную информацию я получаю от наших специалистов из регионов. Мы обмениваемся информацией. Происходит постоянный обмен, консультации, если возникают проблемы и их не могут решить, подключаются другие люди. Совместно мы решаем эти вопросы.
Также я активно использую ресурсы интернета. Это самый быстрый способ получения нужной информации. Форумы, конференции. Также я часто обращаюсь к знакомым специалистам, которые работают в других компаниях.

Какая технология (или продукт) оказала наиболее значительное влияние на вашу работу за последние 5 лет?

Мне сложно ответить, поскольку я долго работаю в этой отрасли и наблюдаю её развитие в постоянной динамике. Из наиболее значимых я бы выделил массовое распространение интернета, но, как показывает моя практика, это не всегда настолько уж необходимо предприятиям.

Как будет выглядеть типичное рабочее место сотрудника вашего предприятия через 10 лет?

Вероятнее всего, большая часть рабочих мест будет оборудована беспроводной связью, но эти возможности ещё не получат массового распространения. Мы пробовали менять отношение к рабочим местам. То есть была попытка превратить рабочие станции в подобие тонких клиентов, но в итоге мы отказались от этого, поскольку слишком много ответственности лежит на одной машине, сервере. Если эта машина ломается, останавливается работа всего офиса. Я считаю оптимальным вариантом: каждый сервис — на отдельной машине. Есть сейчас blade-технология, которую мы хотим опробовать. Потому что, если ставить каждый сервис на отдельную машину, это сколько же придётся отдельных серверов поддерживать? А это не всегда удобно. Но за всеми этими технологиями — будущее.