Дополнительные услуги, связанные с передачей данных в сетях GSM, приобретают все большую популярность среди абонентов. Мы предложили оценить динамику развития этого рынка всем четырем украинским GSM-операторам и публикуем ответы тех из них, кто согласился принять участие в опросе.

1  Какие не-голосовые технологии и услуги являются наиболее востребованными и перспективными среди абонентов сотовой связи в Украине?

2  Насколько популярны услуги по передаче данных? Собираетесь ли вы внедрять новые услуги в этой области?

Сергей Миронов, генеральный директор "Beeline":

1
  Мы ориентируемся,  прежде всего, на запросы и потребности наших абонентов, поэтому мне бы не хотелось говорить о технологиях. Технология для абсолютного большинства абонентов является вторичным фактором, о котором они могут и не знать. Абоненты заинтересованы в сервисе — быстром, качественном, отвечающем потребностям и доступном по цене. А уж какая технология используется для того, чтобы получить этот сервис, — это вопрос оператора, его стратегии, финансовых и технологических возможностей.

Наиболее ожидаемыми услугами сейчас можно назвать выход в интернет, а также получение дополнительного контента — прогнозы погоды, сводки новостей, информация о пробках, расписание движения транспорта, программа телепередач, афиша театров и кинотеатров и.т.д. Подобные сервисы не требуют чрезмерно высоких скоростей передачи данных. Вполне вероятно, что качественно реализованная технология EDGE, которую предоставляют GSM-операторы уже сейчас, будет способна решить абсолютное большинство вопросов по реализации нового контента.

Безусловно, постепенно будет возрастать потребность в видеоприложениях, которые способны предоставить только технологии 3G и WiMax. Но едва ли количество потенциальных пользователей, нуждающихся в этом сервисе на ежедневной основе, будет велико, поскольку терминалы весьма дороги, да и стоимость таких услуг может оказаться достаточно высокой. Но самый главный вопрос — готов ли рынок к восприятию подобных услуг, есть ли в них потребность?

2  Наибольшую скорость из действующих технологий сейчас обеспечивает EDGE — до 100–150 Кб/с. Что важно — эту технологию поддерживает значительное количество телефонных аппаратов, в том числе и не очень дорогих. На сегодня мы вышли на завершающую стадию работ по модернизации сети. Мы устанавливаем новое оборудование, которое поддерживает EDGE. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы расширять набор сервисов на этой технологии. Новые сервисы на базе EDGE будут доступны нашим абонентам уже в ближайшее время.

Для работы видеоприложений и передачи мультимедийного контента требуются высокие скорости передачи данных, которые могут обеспечивать сети 3G и технология WiMax. В случае получения лицензии на WiMax мы будем рассматривать возможности создания спотов в местах наибольшей востребованности — в аэропортах, гостиницах, центральных и бизнес-районах городов и т.д. Мы подписываем договоры с компаниями, реализующими WiMax-проекты, для того чтобы наши абоненты могли пользоваться этими сервисами уже сегодня.

Оксана Рудюк, начальник департамента внешних и корпоративных связей life:)


Оксана Рудюк
Оксана Рудюк
1  Если говорить о росте популярности не голосовых услуг, то можно сослаться на статистику. На рынке Восточной Европы в целом доход от услуг мобильной связи в 2005 году составил около 30 миллиардов евро. Около 15% этой суммы составили доходы от дополнительных услуг. К 2009 году ожидается, что объем рынка составит около 43 миллиардов евро, и соответственно, около 24% будет приходиться на дополнительные услуги. Во всем мире и в том числе в Украине дополнительные услуги рассматриваются как способ увеличения ARPU, поскольку голосовые услуги (разговор по телефону) становятся все дешевле, а люди не хотят только разговаривать по своему мобильному. Эти факторы стимулируют развитие дополнительных услуг. В то же самое время нужно подчеркнуть, что дополнительные услуги приносят прибыль оператору, это не только способ сделать голосовые услуги оператора более привлекательными. О росте популярности не голосовых сервисов свидетельствует и тот факт, что более 80% наших абонентов хотя бы один раз воспользовались услугами lifebox.

В целом украинскому рынку известны практически все последние достижения в области мобильных коммуникаций. С этой точки зрения можно сказать, что ожидания пользователей, их техническая грамотность и опыт очень близки к западно-европейским рынкам. Если говорить о наиболее популярных услугах, этот вопрос во многом зависит от того, о какой аудитории мы говорим. Если мы говорим о молодежи, конечно, популярны все развлекательные и информационные услуги — рингтоны, игры, картинки, MMS. Также эта аудитория часто использует WAP, чтобы получить доступ ко всем развлекательным и информационным услугам со своего мобильного. Если говорить о бизнес-аудитории, здесь нужно отметить широкое использование мобильного интернета и продвинутых услуг по передаче любого рода сообщений.

2  В Украине больше пользуются контент-услугами и сервисами, основанными на IVR, чем, к примеру, в Западной Европе. Все более популярной становится технология EDGE и мы развиваем возможности сети в этом направлении.