Многие участники рынка считают, что украинский ИТ-бизнес идёт вслед за российским с отставанием на несколько лет. Оценку нынешнего состояния и перспектив ИТ-индустрии PCWeek/UE даёт Антон Порецков, директор представительства Robertson & Blums Corp. в Украине.


Антон Порецков: “В 2006—2007 году в Украине произойдёт всплеск практического интереса к Business Intelligence и системам планирования и бюджетирования”
Антон Порецков: “В 2006—2007 году в Украине произойдёт всплеск практического интереса к Business Intelligence и системам планирования и бюджетирования”
PCWeek/UE: Какие тенденции присущи сегодня украинскому рынку ERP-систем?

А. П.:
Как это ни тривиально звучит, однако наиболее очевидной тенденцией является рост объёма рынка, что подтверждается большинством аналитиков. Разумеется, не все сегменты рынка такой рост демонстрируют в равной степени. Наши клиенты — это, в первую очередь, коммерческие предприятия и компании, в управлении которыми принимает участие частный собственник. Активность этого сегмента в первой половине года существенно снизилась, а многие компании отложили принятие решений на неопределённый срок. Во втором полугодии наш сегмент рынка полностью восстановился, и мы ожидаем, что темпы роста этого сегмента будут не ниже, чем в среднем по индустрии.

PCWeek/UE: Как ваша компания относится к тому, что многие разработчики и интеграторы проявляют всё больший интерес к нижнему сегменту рынка?

А. П.:
Действительно, такое мнение можно услышать часто, однако, на мой взгляд, это в большой мере тенденции европейские. Украинские реалии отражают их только отчасти. Тут важно понять, что именно в Украине является “нижним сегментом”. Мы смотрим на рынок Украины со своей точки зрения и выделяем несколько слоёв в среднем сегменте, которые и являются основными для нас. Нижний сегмент в украинских масштабах хотя и проявляет большую активность, но не представляет сколько-нибудь значительного интереса для нас, поскольку решения, предназначенные для среднего и крупного бизнеса, вряд ли могут быть эффективными для небольших компаний.

PCWeek/UE: Считаете ли вы вертикальные решения неэффективными на данном этапе?

А. П.:
Что касается попыток продвижения решений для крупных компаний в нижние сегменты рынка с помощью “вертикальных решений” или “best practice”, то часто это не только и не столько решения, сколько маркетинговые технологии. Практически во все серьёзные продукты встроена та или иная индустриальная специфика, которая позволяет применять программный продукт в разных отраслях. Мы продвигаем “вертикальные решения” в несколько ином смысле. Наш подход состоит, прежде всего, в использовании специальных функций решения и базируется на опыте участия консультантов в реализации отраслевых проектов. Что же касается применения “best practice”, то мы уверены, что этот путь может подойти лишь некоторым молодым компаниям. Вместе с ERP-системой они хотят получить некую модель ведения бизнеса, с которой можно начать строить свою компанию. Зрелые компании одинакового масштаба и из одной отрасли всегда обладают собственной спецификой и уникальными преимуществами, позволяющими им уверенно занимать свою нишу на рынке. Внедрение “чужих решений” может запросто лишить такую компанию этих преимуществ.

PCWeek/UE: Известно, что кроме “best practices” у вертикальных решений есть ещё два достоинства: сокращенный срок интеграции и сниженная стоимость.

А. П.:
Отчасти это так. Это справедливо для любого тиражного продукта. Но, как только компания входит во вкус внедрения и решает “подогнать под себя чей-то костюм”, у неё возникает масса пожеланий по доработкам. Иногда это сводит на нет все преимущества в стоимости и сроках внедрения продукта.

Если же мы и устоим перед соблазном вносить изменения в техническое задание, то сокращения прямых издержек мы, конечно, добьёмся, но тогда перед нами встанет другая задача — перестроить компанию под тиражное решение. Этот процесс тоже может потребовать значительных затрат времени и средств, и уж тут консультанты по внедрению вряд ли смогут оказать действенную помощь. Когда экономия средств играет ключевую роль, но даже такие компромиссы недопустимы, мы можем предложить другие пути: поэтапное внедрение, повышение роли внутренней команды заказчика, гибкие графики инвестирования. Мы уже хорошо знаем, как правильно организовать проекты по таким сценариям, и уверены в их результативности.

PCWeek/UE: Как события мирового рынка влияют на рынок в Украине?

А. П.:
Безусловно, мы не изолированы от внешнего мира. Если говорить о вступлении Украины в ВТО, то я считаю, что это практически не повлияет на украинский рынок. Если же вспомнить недавнее поглощение PeopleSoft корпорацией Oracle, то мы ощутили настороженность рынка по отношению к продукту, предлагаемому нашей компанией. Принимая решение об инвестировании значительных средств в ERP, частные предприятия всегда уделяют большое внимание будущему продукта — тому, кто и как будет его поддерживать и развивать. В течение двух кварталов ощущалась некоторая неопределенность, и у нас наблюдался спад продаж, но к лету 2005 года Oracle официально сообщила о чётких планах развития продукта как минимум до 2013 года, что полностью развеяло все опасения. Такие ситуации всегда дают конкурентам массу поводов для спекуляций, но в данном случае это только привлекло внимание и интерес к Oracle JDEdwards.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете прошедший год?

А. П.:
  Для ИТ-консалтинга в Украине год был не самым удачным. Многие предприятия в начале 2005 года не просто отложили начало проектов внедрения, а иногда даже приостанавливали уже начатые проекты. Изменения, происходящие в стране, в ряде случаев требовали пересмотра используемых бизнес-моделей. Но к осени у нас прибавилось оптимизма в отношении украинского рынка, и конец года уже выдался урожайным. Ощущается, что бизнес адаптировался к политической нестабильности и нормально работает в новых для себя условиях. Мне кажется, наши клиенты уже почти не испытывают волнения в преддверии очередных политических катаклизмов, и это отражается на решениях, принимаемых владельцами.

PCWeek/UE: Как будет развиваться эта отрасль в ближайшее время?

А. П.:
Уже заканчивается 11-й год с момента старта нашего бизнеса в Украине. Российский офис Robertson & Blums старше нас на 3 года, поэтому нам легко проследить некоторую зависимость: в этой отрасли Украина повторяет шаги, которые сделал российский рынок, с запаздыванием в 2 года. В связи с этим мы прогнозируем, что в 2006—2007 годах в Украине наступит период вторичной автоматизации. Сегодня подавляющее большинство средних и крупных компаний уже используют в своём бизнесе учётные системы, предел прочности которых ещё не исчерпан, но технологии и функциональность не позволяют удовлетворить возросшие требования менеджеров к качеству и формату подачи информации. Тут у компаний есть несколько возможностей: либо внедрить более мощную ERP-систему вместо существующей, либо восполнить пробелы уже работающей, довнедрив необходимые специализированные системы и нарастив аналитические способности всех компонентов с помощью современных средств отчётности и Business Intelligence.

Мы ожидаем, что в 2006—2007 году в Украине произойдёт всплеск практического интереса к Business Intelligence и системам планирования и бюджетирования.

PCWeek/UE: Какие позитивные последствия для вас может иметь покупка компанией Oracle компании, с которой вы работаете?

А. П.:
Мы уже ощутили массу позитивных сдвигов. Мы очень быстро наладили должный уровень сотрудничества с Oracle, и, несмотря на то что раньше мы конкурировали, сегодня мы поддерживаем очень продуктивное сотрудничество. Мы провели серию мероприятий по обмену опытом, и очень рады тому, что сегодня можем контактировать с производителем на локальном уровне. Это уже выразилось в нескольких потенциальных продажах, которых иначе могло бы не быть. Сомнений нет: обе стороны, как и клиенты, только выигрывают от этого.

PCWeek/UE: Что от этой сделки получают пользователи ваших продуктов?

А. П.:
Сам факт, что в Украине есть постоянное представительство поставщика, уже имеет огромное значение для пользователей и потенциальных клиентов. Когда производители мирового уровня представлены в стране, это явно подтверждает серьёзность намерений поставщика в отношении поддержки и обслуживания клиентов, локализации продукта и развития экспертизы в стране. Сегодня мы уже ощущаем более пристальное внимание поставщика к нашей компании и взаимодействуем с ним на порядок эффективнее, а это открывает нам возможности для более интенсивного продвижения Oracle JDEdwards в Украине.