Фабрика “Квазар-Микро” примечательна не только своими объёмами производства и влиянием на отечественный ИТ-рынок. Предприятие накопило богатый опыт работы в специфических условиях корпоративного сегмента украинского ИТ-рынка, а также уникальный опыт управления качеством продукции. О перспективах развития бизнеса “Фабрики” редактору PCWeek/UE рассказывает Василий Васильевич Затишный, технический директор “Фабрики Квазар-Микро”.
Василий Затишный: “Мы производим продукцию для всех сегментов рынка” |
В. З.: Фабрика занимается только производством. Продавцами продукции выступают различные подразделения корпорации “Квазар-Микро”: департамент системной интеграции, дистрибуционный отдел, розничный канал. Именно эти отделы находятся на стыке с покупателем.
“Фабрика Квазар-Микро” производит продукцию для всех сегментов рынка. Конечно, охватить широкие рынки — трудно. Для того чтобы продукция соответствовала запросам как можно большего количества покупателей, необходимо поддерживать широкие модельные ряды, а в условиях современной конкуренции их приходится довольно часто обновлять. Для корпоративного сегмента мы производим как персональные системы, которые включают в себя десктопы и ноутбуки, так и “тяжёлые” профессиональные решения. В серверной продукции мы выделяем серверы начального уровня для поддержки front-end-приложений и серверы массового класса для высоких нагрузок. Также в спектре нашей продукции присутствуют многопроцессорные системы уровня enterprise и новые перспективные решения для корпоративного сегмента — блейд-серверы и различные системы хранения.
PCWeek/UE: Известно, что “Квазар-Микро” — один из наиболее крупных поставщиков ИТ-продукции для госсектора. С какими трудностями приходится сталкиваться в последнее время при выполнении госзаказов?
В. З.: Госсектор осуществляет закупки на основании законодательства — т.е. на условиях тендерных соревнований. Основными критериями, определяющими шансы на победу в тендере, остаются точное соответствие предложения требованиям спецификации и цена. Выигрывать тендеры в таких условиях, сохраняя целостность модельного ряда и внутренние требования к качеству, становится всё сложнее и сложнее. Безусловно, требования рынка являются первичными — если рынок требует низкой цены, мы обязаны её предоставлять. Печально констатировать, что до сих пор в большинстве случаев спецификации тендеров пишутся казуистским способом, т.е. выискиваются такие конфигурации, зачастую технологически не обоснованные, под которые очень сложно подобрать соответствующую модель. В связи с этим многие отечественные производители вычислительной техники вынуждены вводить новые модели поспешно, “на злобу дня”, оптимизируя их под условия конкретного тендера.
PCWeek/UE: Под влиянием каких тенденций развивается политика “Квазар-Микро” в корпоративном сегменте рынка?
В. З.: Примерно полтора года назад, с целью популяризации направления мобильной техники, был взят на вооружение принцип “чем больше моделей — тем лучше”. Подразумевалось, что большим количеством моделей компания может удовлетворить самые разные запросы заказчиков. Таким образом, число предлагаемых моделей достигло пятнадцати. Сегодня стало очевидно, что слишком широкий модельный ряд компании невыгоден, поскольку в нём наблюдается внутренняя конкуренция между схожими моделями. Их очень сложно дифференцировать, тяжело представить продавцам и трудно найти для каждой модели необходимое количество покупателей. Поэтому в последнее время мы стараемся сделать модельный ряд персональных систем более компактным.
PCWeek/UE: Значит ли это, что в корпоративном секторе востребованы только десктопы? Как относится корпоративный рынок к продукции других категорий?
В. З.: В прошлом году мы с немалой долей иронии наблюдали тендеры на закупку мобильной техники, поскольку в большинстве из них речь шла о закупке буквально нескольких единиц ноутбуков. Большим достижением 2005 года можно считать прецеденты заявок на закупку десятков и сотен мобильных компьютеров. Радует, что среди крупных украинских заказчиков начинает меняться отношение к портативной технике как к “игрушке”, недостойной и не способной заменить “настоящий” настольный компьютер.
Василий Затишный: “Заказчик не хочет экспериментировать с новыми, модными и, возможно, даже более дешёвыми решениями, отбросив проверенные и надёжные, и в этом мы следуем за нашим заказчиком” |
В. З.: Нет, не только. Сегодня в нашем портфеле имеются модели настольных систем на базе процессоров AMD, которые мы позиционируем как решения для малого и среднего бизнеса. Представив эти модели, мы ставили цель изучить рыночный спрос. Вполне возможно, в ближайшее время мы предложим рынку ещё одну модель на базе AMD для домашнего применения. В наших планах — запуск мобильной системы на платформе Turion64. Сейчас она проходит стадию разработки. Если прототип окажется удачным, то вполне вероятно появление этой модели в продаже до конца года.
С другой стороны, платформой можно также считать связку процессора с системной логикой. Уже сегодня мы предлагаем немало моделей на базе альтернативной, отличной от Intel, системной логики.
PCWeek/UE: Ноутбук, основанный на Turion64, будет позиционироваться как решение класса замены десктопа или как энергосберегающий ноутбук с долгим временем автономной работы?
В. З.: Turion64 — исключительно мобильная платформа, теплорассеивание которой не превышает 25 Ватт. Первая модель на базе этой платформы будет относиться к классу бизнес-ноутбуков и подсегменту тонких и лёгких.
PCWeek/UE: Как продвигается переход на мобильную платформу Sonoma? Каково процентное соотношении ноутбуков, производимых уже на основе Centrino второго поколения?
В. З.: Процесс перевода мобильной продукции на Sonoma идёт непосредственно сейчас. В феврале, когда первые образцы этой платформы только появились, мы провели ряд экспериментов с прототипами и забраковали несколько “сырых” проектов. Как известно, сама корпорация Intel ещё в конце весны признавала, что первые варианты дизайна платформы на базе чипсета i915, который лежит в основе платформы Sonoma, были спроектированы не очень удачно. Поскольку мы отвечаем перед конечным заказчиком, то не хотели предлагать нестабильный продукт. Мы выдержали паузу, дождались новых ревизий платформы и теперь осуществляем массовый переход на Sonoma. Ожидается, что к концу года Centrino первого поколения в наших линейках практически не останется. Мы ставим цель сократить модельный ряд, по уже упомянутым причинам, до 10 моделей, при этом 7—8 из них будут основываться на Sonoma, а оставшиеся — на Turion64.
PCWeek/UE: В последние годы большая часть всех серверных систем среднего уровня представляют собой двухпроцессорные машины на базе процессоров Xeon. Отвечает ли предлагаемый “Фабрикой Квазар-Микро” спектр серверной продукции такому принципу? Существуют ли альтернативные формулы и что они собой представляют?
В. З.: В соответствии со сложившимся и правильно вами описанным рыночным распределением, мы предлагаем три серии серверной продукции: серия 1000 — однопроцессорные машины, серия 3000 — двухпроцессорные и серия 5000 — многопроцессорные. Казалось бы, в силу ценовой доступности серия 1000 должна превалировать. Но на практике наиболее востребована серия 3000, которая представляет собой конфигурации с двумя процессорами Xeon. Такие конфигурации правильнее называть не двухпроцессорными, а двухканальными, поскольку большой процент заказчиков на начальной стадии закупки приобретает эти машины с одним установленным процессором с перспективной добавить второй по мере надобности. Но эта перспектива в большинстве случаев никогда не реализуется, частично в силу широко распространенных особенностей отношения к серверному оборудованию, частично в силу короткого жизненного цикла продуктовых линеек. Такая ситуация на рынке является следствием многолетней целенаправленной работы, проводимой корпорацией Intel. Так, кампания “Real Server” как раз и призвана популяризовать типичную конфигурацию, основанную на двух процессорах Xeon DP.
В последнее время всё большей популярностью пользуется стоечный формат исполнения серверов, поскольку отечественный корпоративный заказчик сегодня начинает всерьёз ценить высокую плотность интеграции вычислительной техники с учётом занимаемой офисной площади. В этом году мы осуществляем массовый перевод всех выпускаемых серверов на новые платформы, который предусматривает, в том числе, переход с памяти типа DDR на DDR2. В следующем году начнётся третий этап модернизации серверных продуктовых линеек — внедрение систем хранения стандарта Serial Attached SCSI.
PCWeek/UE: Какие компоненты вы используете для построения серверов — фирменные материнские платы производства Intel или что-то другое?
В. З.: Большая часть наших типовых стандартных моделей традиционно базировалась на строительных “кирпичиках” производства Intel — процессоры, серверные системные платы и шасси. За последний год ситуация несколько изменилась, в нашем продуктовом ассортименте появились модели, основанные на компонентах Supermicro. Вполне вероятно появление и третьего поставщика комплектующих.
PCWeek/UE: Как известно, корпорация Intel, учитывая активность AMD на серверном рынке, ускорила выход двухъядерных серверных процессоров. Как скоро они появятся в серверах “КМ”?
“В условиях фабрики все процессы структурированы, все процедуры формализованы и хорошо управляемы. У нас исключено катастрофическое влияние человеческого фактора” |
PCWeek/UE: Известно, что в корпоративном секторе с предубеждением относятся к серверной продукции, отличной от продукции Intel. И отечественные компании в этом плане делятся на два лагеря. Первые стараются разрушить стереотип и продвигают решения на базе Opteron, в частности, в области графических станций, вторые — вовсе не рассматривают платформы, отличные от Intel. Какова политика “Фабрики Квазар-Микро” в этом вопросе?
В. З.: Мы производим и продаём то, что востребовано на рынке. А востребована, в первую очередь, хорошо зарекомендовавшая себя в плане надёжности и прозрачной перспективы развития платформа Intel. Корпорация Intel очень давно работает в этой области и не просто поставляет компоненты, а развивает целую экосистему. Это хорошая системная работа, которая заслужила доверие потребителей. И для того, чтобы переубедить приверженцев такого подхода, нужны весомые аргументы. Заказчик не хочет экспериментировать с новыми, модными и, возможно, даже более дешёвыми решениями, отбросив проверенные и надёжные, и в этом мы следуем за нашим заказчиком.
PCWeek/UE: Каким образом “Квазар-Микро” старается выделить свою продукцию среди множества конкурирующих решений во всех сегментах рынка? На чём делается акцент при позиционировании продукции и в чём заключаются уникальные особенности продукции, которые сразу узнаются потребителем?
В. З.: В первую очередь, мы стараемся быть на острие прогресса. Мы стараемся своевременно выступить с абсолютно новыми инновационными продуктами, даже если они в начале и не приносят видимой выгоды. Для того чтобы шагать в ногу с прогрессом, необходимо быть, как это ни противоречиво звучит, очень консервативным. Этот консерватизм должен заключаться в принципиальном подходе к обеспечению качества. Мы не можем себе позволить вывести на рынок инновационный продукт, отбросив все необходимые формальные шаги, диктуемые системой обеспечения качества. “КМ” — первая компания в Украине, которая сертифицировала свою систему обеспечения качества в соответствии со стандартом ISO9001:2000. В этом наше первичное отличие — инновационность, опирающаяся на платформу консерватизма в стандартизации.
Другое наше отличие — мы практически не производим машин вручную. У нас нет такого понятия как “установка программного обеспечения”, эта процедура автоматизирована. Соответственно, у нас исключено катастрофическое влияние человеческого фактора. Мы направляем усилия на поддержание стабильности конфигурации моделей в течение определенного периода, для того чтобы обеспечить возможность обслуживания модели с помощью одного мастер-диска или “золотого образа”.
Третье отличие — мы представлены практически во всех сегментах вычислительной техники очень ёмкими продуктовыми линейками, способными удовлетворить запросы любого заказчика.
Ещё одно важное наше преимущество — производство в условиях фабрики, где все процессы структурированы, все процедуры формализованы и хорошо управляемы. Поскольку весь путь прохождения заявки автоматизирован, мы можем прослеживать и контролировать полный цикл производства продукции — от поступления заявки до отгрузки конечного продукта потребителю. Такой подход позволяет минимизировать ошибки и не допускает отклонений продукции по качеству. Мы первыми среди украинских компаний внедрили такой подход и с помощью него обеспечиваем качество на европейском уровне.