В рамках опроса, проведённого PCWeek/UE среди основных производителей цветных лазерных принтеров и их официальных дистрибуторов, мы предоставили возможность игрокам рынка высказать своё мнение относительно рыночной ситуации и перспектив её развития. Экспертам были заданы следующие вопросы:

Каково, по Вашему мнению, распределение рыночных долей в сегменте офисных цветных лазерных принтеров?

2  Каковы тенденции развития отечественного рынка цветных лазерных принтеров, чем они обусловлены? Каких изменений стоит ожидать в ближайшем будущем? Планирует ли ваша компания особые инициативы, способные изменить расстановку сил на отечественном рынке цветных лазерных принтеров?

3  Каких интересных новинок можно ожидать от производителей в ближайшем будущем? Произойдут ли существенные технологические изменения, способные заметно повлиять на рынок цветных лазерных принтеров?

Елена Сидоренко, бренд-менеджер Kyocera, “Вета Дистрибуция”:


1
 Рынок цветной лазерной печати сейчас развивается наиболее динамично. Лидирующие позиции, безусловно, у OKI, Epson, Xerox. Цветной офисный принтер ещё недавно был экзотикой, а сегодня всё большая часть компаний переходит на печать цветных документов, поскольку это отчасти признак успеха. Такие покупатели ориентируются в первую очередь на известность торговой марки. В свою очередь, те, кому действительно необходимы функции цветной печати, делают свой выбор, ориентируясь на затраты владения и обслуживания техники, возможности работы с профессиональными графическими пакетами, быстрой обработки документов большого размера. Цветная лазерная техника Kyocera выгодно отличается от предложений конкурентов большим ресурсом расходных материалов и низкой стоимостью владения, возможностью быстро обрабатывать задания большого размера и износостойкостью.

2  На отечественном рынке наблюдается устойчивый рост продаж цветной лазерной техники. В ближайшем будущем, безусловно, увеличится доля мощных цветных устройств, способных удовлетворить все потребности в офисной обработке документов (печать, копирование, сканирование, отправка/приём факсов, степлирование, создание брошюр) с помощью одного компактного устройства. В линейке цветных лазерных устройств Kyocera присутствует техника, решающая самые разнообразные задачи.

3  Технологических изменений в принципах лазерной печати ожидать не следует, а вот разработки по удешевлению цветной лазерной печати ведутся, и, думаю, именно доступность по стоимости повлияет на позицию производителя на рынке.

Александра Ткаченко, старший менеджер по работе с партнёрами, Epson Europe B.V:


1  В настоящее время наша компания занимает одно их ведущих положений на рынке цветных лазерных принтеров. К числу основных игроков на нём относятся также HP и OKI. А покупатели отдают предпочтение той марке, которая обеспечивает доступность товара и расходных материалов, а также себестоимость печати, соответствующую ожиданиям потребителя. Кроме того, часто решение о покупке потребители принимают во время проведения различных акций и именно ориентируясь на предложения скидок, подарков и пр.

2  Одна из тенденций отечественного рынка цветных лазерных принтеров — повышенное внимание к моделям среднего ценового диапазона. Если ранее продвигались в основном модели low-end, то сейчас мы стараемся делать акцент на аппаратах среднего класса. Другая тенденция — это развитие рынка цветных лазерных многофункциональных устройств. Для нашей компании эти сегменты — цветные лазерные МФУ и цветные лазерные принтеры среднего класса — являются стратегическими, и мы сделаем всё возможное для их продвижения и завоевания рыночной доли в этих сегментах.

Дмитрий Красильников, руководитель направления цифровой печати WEGA Distribution:


1
  Цветные офисные принтеры — один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка печатающих устройств. Лидирующие позиции в этой области занимают Xerox, OKI, HP (в порядке убывания доли рынка). Линейка цветных принтеров этих производителей наиболее широко представлена на украинском рынке.

2  Революционных новинок в области полноцветной печати не появилось, рынок развивается вполне предсказуемо. Устройства становятся дешевле, скорость печати растёт, а себестоимость отпечатка падает. Стоит отметить, что за последние годы в большинстве новых принтеров благодаря применению полимерного тонера удалось отказаться от использования фьюзерного масла. Общей тенденцией рынка печатающий устройств стало объединение в одном корпусе сразу нескольких возможностей — копир, принтер, сканер, факс. Наша компания делает большие ставки на офисную цветную печать и считает это направление развития одним из наиболее перспективных. Цвет становится неотъемлемой частью офиса!

3  Существенных технологических изменений ожидать не стоит. Определённый сегмент офисных полноцветных принтеров будет постепенно смещаться в сторону профессиональных — выше качество печати, разнообразнее спектр печатаемых выходных документов. Полноцветные принтеры и МФУ будут всё чаще применяться для офисной оперативной полиграфии.

Андрей Подгорнов, продукт-менеджер по принтерам компании Xerox:


1
  Если на рынке персональных продуктов доли можно распределить так: HP, Epson, Konica Minolta, Samsung, Xerox, то на рынке цветных принтеров для офисного применения со скоростью печати 20 страниц и выше позиции производителей таковы — Xerox, HP, Epson, OKI. Столь неоднозначные оценки положения компании Xerox объясняются тем, что рынку офисных продуктов компания давно уделяет большое внимание и уже много лет выпускает оборудование для него. Сегмент же персональных устройств — для компании относительно новый, первый аппарат появился лишь в прошлом году. К сожалению, для многих покупателей главным критерием является цена оборудования, поэтому самый дешевый принтер зачастую является и самым продаваемым. Многие покупатели не отдают себе отчёта в том, что, экономя на стартовых инвестициях и покупая в офис дешёвый принтер начального уровня, они теряют намного больше на обслуживании в будущем.

2  Тенденции перехода на цветную печать очевидны и наблюдаются во всех сегментах офисной деятельности. Это подтверждается вектором развития продуктовых линеек у всех производителей — выходят новые модели цветных принтеров, совершенствуются технологии. На этом рынке необходимо чётко разграничивать два сегмента — сегмент начального уровня (как правило, персональные продукты) и сегмент офисной печати. Цены на цветные лазерные принтеры начального уровня постоянно падают, и уже сегодня можно приобрести аппарат за 1800 грн. Это обусловлено большим числом вендоров, способных выпускать устройства такого класса, и, следовательно, большой конкуренцией. Однако дальнейшего падения цен ждать не стоит, поскольку цветные аппараты довольно сложны в производстве. При проектировании цветных лазерных принтеров для офиса используются технологии более высокого уровня, что обуславливает и более высокую цену. Основным фактором, сдерживающим рост продаж цветных принтеров, остаётся высокая цена на расходные материалы. Компания Xerox выделила сегмент цветной печати как приоритетный, и доказывает это своей активностью на рынке. С начала текущего года компания выпустила четыре новых цветных лазерных принтера, ожидается появление ещё двух. На данный момент линейка цветных продуктов состоит из 7 моделей, использующих 4 различные технологии печати.

3  Революционных изобретений, подобных разработке компанией Xerox технологии однопроходной цветной печати в 2000 году, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Тем не менее Xerox продолжает свою традицию использования наработок и технологий, применяемых для создания мощного цветного типографского оборудования, при разработке цветных принтеров.

Алексей Горбулёв, заместитель директора по маркетингу и продажам “НТТ систем ЛТД.”:


1
  Традиционные лидеры — НР и Xerox. В последние годы очень активную позицию занимают OKI, Konica Minolta и Epson. Сравнительно недавно расширилось продвижение цветной техники Sharp, Ricoh, Toshiba. Изучением распределения рыночных долей занимается компания IDC. Главная борьба сейчас разгорается вокруг сектора низких цен. Поэтому смешивать цветные устройства различных категорий в одну кучу не очень дальновидно.

Корпорация Kyocera, к примеру, разделяет свой модельный ряд цветных принтеров на два устройства формата А4 и два — формата А3. Это надёжные однопроходные устройства с низкой стоимостью владения (TCO) и производительностью, соответствующей промышленным стандартам.

2  Рынок демонстрирует непрерывный рост. Хотя в абсолютных величинах продажи цветных устройств все ещё составляют единицы процента от продажи всех лазерных принтеров. Рост обеспечивается благодаря постоянному снижению цен. Но бесконечно опускать их нельзя. На мой взгляд, минимально допустимая цена аппарата равна удвоенной стоимости комплекта расходных материалов. Дальше производство теряет экономическую оправданность.

Хотя у рынка свои законы. Корпорация Kyocera стремится выпускать надёжные и долговечные решения. И вряд ли стоит ждать от неё выпуска низкобюджетных цветных устройств со скоростью печати 4—5 цветных страниц в минуту. Мы нацелены на корпоративного заказчика с потребностью в производительной и экономически оправданной печати бизнес-графики. Наша сильная сторона — полная гарантия на аппарат в течение 24 месяцев и гарантия на блок печати 36 месяцев или 200—300 тыс. цветных отпечатков.

3  Безусловно, корпорация Kyocera готовит в 2006 году новые цветные лазерные модели. Технологические новации коснутся в основном совершенствования качества печати, долговечности, а также, возможно, дальнейшего снижения себестоимости печати. Вероятно снижение цен и на сам модельный ряд. Это логично с точки зрения потребностей рынка и позволит сделать цветные документы доступнее и дешевле.

Алексей Романко, менеджер по развитию дилерской сети Lexmark в Украине:


1
  Распределение рыночных долей между производителями самым прямым образом зависит от их активности в данном сегменте. По мнению международных исследовательских агентств, наибольшая доля продаж цветных лазерных принтеров в Украине принадлежит компании Epson. Пока у отечественного потребителя ещё не сложились определённые предпочтения в этом сегменте, и он меняет их в зависимости от предложения на рынке.

2  Отечественный рынок цветных лазерных принтеров довольно динамичен и, пожалуй, сегодня является наиболее перспективным, хотя его доля в структуре продаж пока оценивается как несущественная (около 1%). Наиболее популярными в ближайшее время могут стать цветные лазерные принтеры начального уровня и недорогие лазерные цветные МФУ. Некоторые модели таких устройств по стоимости уже сравнялись с лазерными аппаратами для небольших рабочих групп, что существенно стимулирует спрос на эти устройства.

3  Рост популярности цветной лазерной печати в бизнесе диктует свои требования: наибольшее применение найдут доступные по цене устройства, сочетающие невысокую стоимость отпечатка, производительную монохромную печать, сетевой интерфейс и дополнительные функции, востребованные в офисе (системы авторизации и ограничения доступа пользователей к цветной печати, опциональные лотки подачи и приёма бумаги, дуплекс, финишер, степлер, карты для печати бар-кодов и т.д.) Существенных технологических изменений в этом сегменте пока не прогнозируется.

Владимир Совенко, заместитель генерального директора ДП “Коника Минолта Украина”:


1
  Рынок цветных лазерных принтеров очерчен не так чётко, как рынок чёрно-белых. Поэтому и оценить позиции лидеров сложно. По моему мнению, это Epson, OKI и HP. Samsung, Konica Minolta и Xerox следуют за первой тройкой. Некоторые пользователи по привычке отдают предпочтение тем брендам, которые сильны в цветной струйной печати, и заменяют эти аппараты лазерными тех же производителей. Другие готовы экспериментировать и выбирают продукцию, основываясь на рекомендациях печатных изданий и специалистов. Компания Konica Minolta традиционно сильна в цветной печати, и это основа нашего бизнеса.

2  Рынок цветных лазерных принтеров более динамичен, чем рынок монохромных устройств. Несомненно, за цветной печатью — будущее: развитие и рост рынка будут стремительными. Всё интенсивнее струйная технология заменяется лазерной. Всё больше ощущается присутствие цветных МФУ.

Думаю, не открою коммерческой тайны, если скажу, что в большей степени Konica Minolta ориентирована на продажу именно цвета. Мы видим потенциал цветной печати и выстраиваем свою стратегию исходя из этого. Постепенно начинаем внедрять проекты, связанные с цветными устройствами. И продвигаем бренд Konica Minolta, позиционируя компанию как производителя именно высококачественных цветных аппаратов.

3  С технологической точки зрения цветные лазерные принтеры представляют собой более сложные устройства, и на цветную печать будет работать весь научно-исследовательский потенциал производителей. Так что в будущем можно ожидать как изменения цен и размеров аппаратов, так и интересных усовершенствований. Мы, в свою очередь, уже в конце января 2006 года собираемся выводить на рынок новые модели цветных принтеров. Думаю, рынок их воспримет — к этому есть все предпосылки.

Андрей Колесник, менеджер по офисной технике представительства Canon в Украине:


1
  На украинском рынке цветных лазерных принтеров большую долю занимают сегодня Epson, далее — HP, OKI, Samsung, Xerox. Все производители имеют достаточную известность, поэтому предпочтение покупателей отдается скорее тем моделям, которые лучше рекламируются, больше присутствуют на полках магазинов, в общем, это модели, в продвижение которых вложено больше денег. Не стоит забывать и о ценовом факторе — важнейшем из факторов влияния на потребительские предпочтения.

2  Рост продаж цветных лазерных принтеров в Украине составляет более 50% в год. Все остальные сегменты принтеров растут гораздо медленнее. Струйные — чуть более 10%, лазерные монохромные — чуть менее 10% в год. Рост во многом обусловлен снижением цен на сами устройства.

Потребители уже оценили универсальность цветных лазерных принтеров. Себестоимость и скорость черно-белой печати, произведенной цветным лазерным принтером, приближается к такому же показателю для монохромных лазерных устройств. В ближайшем будущем мы ожидаем, как минимум, не уменьшения темпов роста, а, напротив, ускорения.

3  Я думаю, для всех производителей это быстрорастущее направление является приоритетным. Поэтому стоит ожидать увеличения скорости печати, улучшения качества, снижения себестоимости печати цветной страницы, снижения цен на сами устройства. Прогнозирую, что в следующем году большинство производителей цветных персональных лазерных устройств сможет добиться значительного прогресса в качестве вывода фотоизображений.