Отечественный ИТ-рынок, уверенно растущий в корпоративном сегменте, всё острее нуждается в специалистах, способных внедрять комплексные, технологически ёмкие проекты по информатизации предприятий крупного и среднего бизнеса. В то же время в среде отечественных консалтинговых компаний и интеграторов применяются принципиально разные подходы к планированию и практическому внедрению крупных проектов.


Игорь Ленков, руководитель Центра компетенции Intel “eXpert”, обсуждает с заказчиком нюансы внедрения нового проекта, развернутого на вычислительных мощностях Центра
Игорь Ленков, руководитель Центра компетенции Intel “eXpert”, обсуждает с заказчиком нюансы внедрения нового проекта, развернутого на вычислительных мощностях Центра
Центр компетенции Intel “eXpert”, созданный отечественной компанией “Версия”, предлагает собственное видение успешного сотрудничества заказчика и интегратора. Игорь Ленков, руководитель Центра, рассказал PCWeek/UE о задачах и принципах работы этой структуры на украинском ИТ-рынке.

Как пояснил г-н Ленков, предназначение Центра компетенции состоит в популяризации новых возможностей, реализуемых с помощью технологий Intel в корпоративном сегменте рынка. Не секрет, что руководители ИТ-подразделений крупных отечественных компаний, особенно региональных, нередко с большим недоверием воспринимают появление новых платформ и технологий, особенно в таком ответственном сегменте, как серверные решения для обеспечения работы критически важных бизнес-приложений. Поэтому ещё одной важной своей задачей Центр считает развенчание некоторых распространённых среди потенциальных заказчиков заблуждений. Обладая собственными лабораторными мощностями, Центр предоставляет возможность на практике смоделировать наиболее распространённые ситуации, возникающие в процессе внедрения новых технологий на предприятиях, и убедиться в их безопасности, оправданности и эффективности.

По словам Игоря Ленкова, украинские интеграторы в большинстве своём придерживаются классической схемы сотрудничества с заказчиком, согласно которой при разработке нового проекта за основу принимается схема последнего успешно реализованного проекта. Техническое задание формулируется, исходя из параметров, указанных в спецификациях к оборудованию, а также на основе собственного накопленного позитивного и негативного опыта интегратора, формирующего во многом стереотипное видение возможностей реализации проектов. Согласно классической схеме совместной работы с потенциальным заказчиком, на начальных стадиях проекта интегратор оказывает заказчику консалтинговые услуги, описывает техническую спецификацию проекта, и, как правило, лишь спустя месяц начинается инсталляция аппаратной части проекта на стороне заказчика. Ещё около месяца уходит на настройку нового и перенос старого программного обеспечения на новые аппаратные платформы. Как правило, на этом этапе, когда уже потрачены существенные финансы и внедрена большая часть проекта, обнаруживаются непредвиденные проблемы с адаптацией теоретического проекта под уникальную специфику конкретного заказчика. Эти проблемы, по большей части, выражаются в несовместимости нового оборудования с уже внедрённым ранее и в некорректной работе программного обеспечения на новых платформах. Следующий месяц уходит на поиск непредвиденных проблем на местах и доводку проекта до работоспособного состояния.

Этих недостатков лишён концептуально новый подход к совместной работе между заказчиком и интегратором, предлагаемый Центром компетенции Intel “eXpert”. Сотрудники Центра называют этот подход “техноконсалтингом”. В отличие от классического “теоретического” консалтинга, техноконсалтинг подразумевает обязательное и неотъемлемое предварительное тестирование работоспособности созданного теоретического проекта в практических условиях. Вторым существенным преимуществом такого подхода является отсутствие больших финансовых инвестиций со стороны заказчика на начальных стадиях проекта, когда эффективность и целесообразность самого проекта ещё практически не подтверждена. Сотрудничая с центром компетенции, заказчик, помимо традиционного консалтинга, включающего аудит уже существующей ИТ-инфраструктуры, выработку технического задания и взаимодействие путём создания совместных рабочих групп, получает также возможность опробовать работоспособность проекта на аппаратной площадке, развёрнутой с учётом индивидуальных особенностей проекта. Ощутимая выгода от такой схемы взаимодействия — значительная экономия времени. Уже через 1—2 недели заказчик получает возможность начать отладку своих бизнес-процессов на новой платформе, не рискуя при этом собственными инвестициями. Ещё одно преимущество — в ходе внедрения “чистовика” проекта непосредственно на площадках заказчика вероятность обнаружения непредвиденной несовместимости или неработоспособности компонентов практически исключена, поскольку проект был предварительно “обкатан” на мощностях центра компетенции. Другими словами, та фаза внедрения проекта, которая большинством интеграторов называется “доводка на местах”, при таком варианте сотрудничества практически отсутствует.

Вот как поясняет ситуацию Игорь Ленков: “Многие интеграторы утверждают, что серьёзный проект на крупном предприятии не может быть завершён в принципе, — поэтому большинство из них заявляют об “окончании основной части проекта”. К сожалению, нормой в отечественной ИТ-индустрии считается, что взаимодействие заказчика и интегратора по жизнеобеспечению проекта должно длиться столько, сколько живёт сам проект. Мы придерживаемся принципиально иной точки зрения: любой грамотно спланированный и реализованный проект должен иметь свое логическое завершение. После этого компания-исполнитель может привлекаться, например, для дальнейшего масштабирования вычислительных мощностей, но никак не для постоянной поддержки функционирования проекта”.

Игорь Ленков подчеркнул, что Центр компетенции Intel “eXpert” помогает отечественным предприятиям крупного и среднего бизнеса существенно повысить эффективность внедряемых проектов.