Все более заметной на рынке становится тенденция миграции приложений в сервисы. Все чаще сотрудники компаний используют вместо программ на локальном компьютере сетевые приложения, которые постепенно завоевывают популярность во всем мире. Разработанная компанией Cisco архитектура SONA позволяет операторам и провайдерам быстро реагировать на нужды потребителей и в сжатые сроки развертывать услуги нового поколения.


Владислав Радыш: “Если не будут приняты чрезвычайные меры по обеспечению безопасности в магистральных сетях, живые позавидуют мертвым”
Владислав Радыш: “Если не будут приняты чрезвычайные меры по обеспечению безопасности в магистральных сетях, живые позавидуют мертвым”
О перспективах развития сетей и услуг PCWeek/UE рассказывает Владислав Радыш, директор по развитию бизнеса компании Cisco в Украине, Молдове и Беларуси.

PCWeek/UE: Во время своего доклада, посвященного SONA, Вы упоминали, что на поддержание ИТ-инфраструктуры компании расходуют до 70% средств. Что является причиной столь высоких расходов?

Владислав Радыш:
Изначально неправильное планирование инфраструктуры сети. Эта проблема характерна не только для Украины, но и для всех развивающихся рынков. В странах Восточной Европы, СНГ, Балтии бизнес растет гораздо быстрее, чем в развитых странах, и в этом случае ИТ-инфраструктура не справляется с возросшим объемом задач.

В момент основания компания маленькая, средств на ИТ нет, и эта сфера живет на остаточном ресурсе. Развитие инфраструктуры, которую создает ИТ-специалист, носит эволюционный характер, в зависимости от финансовой ситуации в определенный момент. Но развитие бизнеса не носит линейный характер, и в момент бурного роста, когда появляется большое количество средств, на ИТ по-прежнему продолжают выделять неизменно низкие бюджеты. Возникает болезненная ситуация — ИТ начинает отставать от потребностей бизнеса. Отставание приводит к тому, что начинается следующий виток эволюционного развития экстенсивного типа — увеличивается пропускная способность сети, вычислительная база серверов или рабочих станций.

Подобное отставание между ростом предприятия и ИТ в 60-х годах заметили в IBM. Тогда появилась стратегия сервисной компании, предоставляющей бизнес-консультации. Производство аппаратных средств призвано решить только часть задач, но основную ценность для бизнеса клиента составляет предоставление сервисов со стороны IBM. Сейчас это одна из крупнейших сервисных организаций мира, с которой клиенты сотрудничают на том этапе, когда они готовы вкладывать средства в развитие ИТ.

Необходимость в ИТ-консалтинге в нашей стране уже проявляется достаточно определенно. Если компания своевременно обратится к его услугам, это позволит  сделать оправданную инвестицию в ИТ и вывести ее на качественно новый уровень. Такая ситуация наблюдается у 10–15% успешных компаний. В их числе те, которые обратились к услугам ИТ-консалтинга (нужно признать, что нередко их предоставлением занимаются непрофессионалы), а также компании, в штате которых работают квалифицированные ИТ-специалисты, сумевшие убедить руководство в необходимости выделить бюджеты на совершенствование ИТ-инфраструктуры. Однако чаще всего даже очень грамотным ИТ-специалистам не удается этого сделать — нужен внешний ИТ-консультант, который сформулирует намерения ИТ-директора и презентует их руководству.

Если это происходит, компания тратит большую часть средств на инновации, а не поддержание устаревшей громоздкой ИТ-инфраструктуры. Обеспечивается возможность менять сеть и оборудование раз в 5–7 лет (нормальный цикл оборачиваемости инвестиций в ИТ), в то время как при неграмотном вложении денег оборудование морально устаревает за 2 года. Этот разрыв между необходимостью и реальной возможностью привел Cisco к пониманию необходимости создания концепции развития инфраструктуры в течение 7 лет, чтобы теперешние инвестиции стали логичной основой для дальнейших и не приводили к необходимости больших скачкообразных вложений.

История развивается по спирали, вспомните — сначала были мейнфреймы, затем терминалы, распределенные вычислительные ресурсы, а сейчас компании снова возвращаются к централизованной архитектуре и тонким клиентам. На следующем этапе, видимо, бизнес вернется к использованию территориально-распределенных архитектур по причине низкой стоимости каналов и сетей. За время жизни одного поколения мы 3 раза прошли по этой спирали, и предвидеть динамику развития на период 10 лет невозможно. Но архитектурная концепция, которую мы можем изложить с учетом прошлого опыта, позволяет нам сказать, что через 1–3 года работа с приложениями переместится в сеть, за счет этого она станет более интеллектуальной и справится с выполнением огромного количества задач.

PCWeek/UE: Как можно использовать наше отставание от Запада в плане развития ИТ-инфраструктуры, чтобы достичь правильного баланса 30/70 между затратами на поддержку и инновации?

В. Р.:
Наше отставание является прекрасной возможностью избежать ошибок, поскольку отечественные компании не обременены грузом устаревших технологий. Я помню времена, когда в Украине получили широкое распространение 486 компьютеры и Pentium, а в американском посольстве продолжали работать на 286. Отечественные компании инвестировали сразу в новейшие технологии, а западные сделали инвестиции раньше, что обусловило их некоторое технологическое отставание.

Похожая ситуация сложилась и с корпоративной телефонией. В Европе и США клиенты уже не покупают классических офисных АТС — Украина остается одним из основных рынков сбыта этих устройств, поскольку их производство достаточно ресурсоемкое, а профсоюзы в Европе препятствуют его закрытию. С 2003 года ни одна из крупных компаний, таких как Alcatel или Siemens, не развивает направление коммутации каналов, поэтому я не советую заказчикам делать подобных инвестиций. Нужно принять стратегическое решение и двигаться в направлении новых технологий — на протяжении 6 лет у нас было множество заказчиков, и однозначно выиграли те, кто инвестировал в новые технологии. Именно поэтому мы стремимся консультировать заказчиков не только с точки зрения технологий, но и с точки зрения бизнеса.

PCWeek/UE: Какие сервисы станут популярными в ближайшее время?

В. Р.:
По прогнозам аналитиков через 2 года 85% контента в сетях будет составлять видео (видеописьма, интерактивное телевидение и т.д.), и это похоже на правду. Хотя о грядущей видеонасыщенности веб-контента пока мало кто задумывается, Cisco уже производит соответствующие продукты, например, оборудование для онлайновой передачи видеопотока в ІР-сети. Через 2 года массовый спрос на видео в интернете достигнет пиковой отметки, а ведь 2 года назад все думали, что дальше локальных решений кабельных и IPTV-операторов дело не пойдет. Умы, работавшие над развитием глобальной сети, не сумели предугадать очевидной на сегодня ситуации.
 
Это пример появления нового сервиса, для которого многие компании 2 года назад не приобрели оборудование, поскольку не верили в его востребованность в будущем. Cisco в свою очередь подобное оборудование подготовила, и клиенты инвестировавшие в него, смогут использовать его как минимум 4 года, зная, что за этот срок оно полностью себя окупит. В настоящий момент стоимость этого оборудования гораздо выше, чем была 2 года назад.

Мы не можем прогнозировать появление новых сервисов и не знаем, как именно будут формироваться потребности бизнеса. Например, в США говорят о полной виртуализации бирж. Нью-Йоркская биржа прекратит свое существование в том виде, в котором она работает до сих пор. Это неэффективно, такая деятельность истощает людей, ни один брокер не работает больше 5–6 лет. Операторы UMC, “Киевстар”, “Укртелеком” следят за мультисервисностью и адаптивностью своих сетей, так как их стоимость чрезвычайно высока, и строят сети с расчетом на ближайшие 5–7 лет. Мы не знаем, как изменится ИТ-мир, что он нам преподнесет, но есть незыблемая истина — ІР, очень удачный универсальный протокол, на ближайшие 5–7 лет альтернативы ему не будет.

PCWeek/UE: Вы прочите интернету большое будущее, вместе с тем, инфраструктура этой сети достаточно старая и теоретически может не соответствовать новым задачам.

В. Р.:
В Cisco есть инициативная группа, куда вошли провайдеры и компании мирового уровня. Их задача определить, какие изменения нужно произвести сейчас в магистральном интернете, чтобы он мог в полной мере соответствовать новым реалиям. Перед заседанием в ноябре 2005 года члены группы пришли к выводу, что здоровая хаотичность в развитии Сети является залогом принятия правильных решений в ближайшие годы. Пока это эволюционный процесс, в котором нет заметного отставания.

Эксперты говорят, что интернет готов ко всему, речь идет только об увеличении пропускной способности магистральных сетей. Но есть одна серьезная проблема: существуют уязвимые места, которые в критичные моменты могут нарушить функционирование Сети на определенное время. Бытует мнение, что 2008–2009 годы станут периодом переосмысления ценностей в интернете, и если не будут приняты чрезвычайные меры по обеспечению безопасности в магистральных сетях, живые позавидуют мертвым. Мы становимся все более зависимыми от интернета, где циркулирует огромное количество критичных корпоративных данных, с которыми связано управление целыми странами, ресурсными активами, энергетикой. Если в условиях глобализации Сеть прекратит существование это приведет к проблемам планетарного масштаба.

Дизайн сети концептуально изменился. В середине 90-х при построении сети клиентов интересовала ее пропускная способность, и они выбирали соответствующее оборудование. В 2001–2003 годы производительность коммутаторов и маршрутизаторов превысила необходимую заказчику — Cisco начала работать над созданием сервисов для поддержки оборудования и его адаптивности к новым услугам. В результате, в 2004 году у Cisco появились маршрутизаторы с интегрированными сервисами ISR. Сейчас мы говорим о политике безопасности любой корпоративной сети. Компании уделяют большое внимание вопросам несанкционированной подмены объективной информации, вопросам ее доступности. Через 2 года произойдет переосмысление ценностей, человечество будет искать выход из ситуации.

PCWeek/UE: Возможно, этим выходом станет переход интернета на новую версию IP-протокола?

В. Р.:
IPv6 имеет определенные механизмы защиты, которые повышают степень контролируемости интернет-ресурсов. Но ІР-протокол достаточно формализован, и ожидать принципиальных изменений в нем не стоит — шестая версия в основном решает вопрос адресным пространством. Решение проблемы лежит не столько в технической области, сколько в организационной. За последнее время принципы администрирования корпоративных сетей претерпели существенные изменения. Современный инструментарий несколько опережает способность людей им пользоваться — у наших заказчиков либо нет понимания, либо они не видят соответствующей задачи. Существует определенный разрыв между пониманием возможностей и потребностей, в ближайшие 2 года он исчезнет.

PCWeek/UE: Что послужит этому причиной?

В. Р.:
Изменение методики, подхода к дизайну сети, безопасности и управлению сетью. У Cisco есть рекомендации по дизайну сетей, их безопасности, но обеспечить 100%-ную защиту невозможно. Наши методики дают возможность численно оценить вероятность атаки в банковском, энергетическом, государственном и промышленном секторах, финансово-промышленных группах.