Компания Cisco вносит ощутимый вклад в развитие интернета в Украине. Ее оборудование, в частности, программные маршрутизаторы, позволяет операторам получать дополнительную ценность для бизнеса за счет предоставления пользователям различных сервисов. О подобных решениях и перспективах их использования в нашей стране PCWeek/UE рассказывает Владимир Литовка, системный инженер Cisco.

PCWeek/UE: Различные производители в понятие “программного маршрутизатора” вкладывают различный смысл. Чем является этот продукт в интерпретации Cisco?

Владимир Литовка:
Комплексом элементов, начиная от маршрутизации звонков и заканчивая рядом сервисов. Cisco никогда не являлась сторонником единого блока управления и чисто аппаратных решений. Наши продукты в области программной маршрутизации имеют полностью распределенную архитектуру — есть отдельные компоненты, отвечающие за управление вызовами, установление вызовов, связь с сетью общего пользования, сигнализацию, базу данных абонентов. Их можно сколь угодно далеко разнести в пространстве.

PCWeek/UE: В чем состоит конкурентное преимущество ваших программных маршрутизаторов?

В. Л.:
Как я говорил, это полностью распределенная архитектура — у нас нет единой точки отказа, которая приводит к остановке всей сети. Опорная сеть, построенная на нашем оборудовании, позволяет делать резервирование компонентов, узлов, путей доступа между узлами и обеспечивает близкую к пяти девяткам надежность.

PCWeek/UE: Теоретически, с ростом сложности устройства снижается его надежность по причине увеличения количества точек отказа. Каким образом Cisco удается одновременно наращивать интеллект сети и ее безопасность?

В. Л.:
Уровень безопасности сети, построенной на продуктах Cisco, соответствует сложности предоставляемых сетью сервисов. Безопасность всегда была постоянной составляющей по отношению к сложности сети, при этом она никогда не достигает 100%. Интеграция продуктов и унификация интерфейсов позволяют упростить общее взаимодействие.

PCWeek/UE: Кто основные потребители программных маршрутизаторов Cisco в Украине?

В. Л.:
Сервис-провайдеры, которые традиционно предоставляли разные услуги (интернет, телефонию, услуги передачи данных), первыми столкнулись с необходимостью интеграции. Если интернет-провайдерам нечего интегрировать, то для таких операторов как “Голден Телеком”, “Датагрупп”, “Укртелеком” эта задача очевидна. Они располагают большим количеством абонентов, сложность услуг все время растет, и им нужно все интегрировать в одну сеть для того, чтобы создавать единые органы управления сетью.

PCWeek/UE: Что является, по Вашему мнению, основным препятствием для отечественных компаний на пути к внедрению инновационных технологий?

В. Л.:
Главной проблемой являются мозги, а не аппаратная составляющая. Самое интересное, что к необходимости таких изменений первыми приходят небольшие компании, ограниченные в своих финансовых возможностях. Они первыми переходят на уровень изменения структуры сервисов, так как большие компании, уже имеющие достаточную абонентскую базу, боятся совершать серьезные изменения. Маленьким компаниям терять нечего — они либо меняются, либо тонут.

PCWeek/UE: Как Вы оцениваете готовность нашего рынка к переходу к сервисной модели?

В. Л.:
Готовность очень высока. Думаю, что в течение года этот процесс должен активизироваться. Не секрет, что украинский интернет в его нынешней форме не способен обеспечить должную прибыльность за счет перепродажи трафика. Недавние события в UA-IX подтверждают, что провайдеры не знают, как направить денежные потоки в русло своих компаний.

PCWeek/UE: Каким образом можно сделать сервисную модель привлекательной для потребителя?

В. Л.:
Это задача маркетинговых отделов этих компаний. Необходимо формировать сервисные пакеты таким образом, чтобы пользователи были заинтересованы в переходе на новую модель. Например, услуга Turbo Button очень удобна для пользователя, которому дома чаще всего нужен очень небольшой канал для чтения почты и новостей. Но иногда возникает необходимость на некоторое время расширить полосу пропускания, и тогда Turbo Button очень кстати. Или можно предложить сервисный пакет all inclusive за 100 долл. в месяц, а за 20 долл. продавать пакет, состоящий из неограниченного доступа к веб и почте. В дальнейшем пользователи с большим удовольствием будут переходить на пакеты, содержащие нужные им опции, и при необходимости расширять их набор.

Подобные инициативы станут отличным стимулом для перехода на сервисную модель. Мы говорили на конференции о том, что миграция с dial-up на DSL происходит очень медленно. Но все очень просто, ведь если предложить на DSL разнообразные тарифные пакеты, это позволит осуществить переход за разумные деньги не только на более высокую скорость, но и разнообразные сервисы.

PCWeek/UE: Что должно послужить стимулом для развития отечественного контента?

В. Л.:
Один из способов развития контента предполагает доплату контент-провайдерам за трафик со стороны сервис-провайдеров. Но я не считаю контентом MP3-серверы и архивы с фильмами, которые любой провайдер может соорудить за 15 минут. Реальный контент в Украине — это Bigmir, “Корреспондент”.

PCWeek/UE: Какие запросы появились у пользователей за последние 2 года, и какое отражение они нашли в новой аппаратуре Cisco?

В. Л.:
Cisco отрабатывает запросы, связанные с так называемыми конвергентными сетями Triple Play. Иногда говорят и о четвертом компоненте — мобильности, который означает передачу трафика из меди и оптики в эфир. В данном случае сложность состоит в обеспечении роуминга, но это сугубо техническая задача.

PCWeek/UE: Владислав Радыш в своем докладе говорил, что часть приложений переходит в сеть, которая становится более интеллектуальной и берет на себя функцию управления. Чему научится сеть в течение ближайших полутора-двух лет?

В. Л.:
Очень важен момент передачи интеллекта в сеть, который состоит в том, что пользователь запрашивает услугу и не конкретизирует параметры ее получения. Параметры прописаны в профиле пользователя и сеть сама определяет, как ему эту услугу предоставить. Например, пользователь получил видео на экран компьютера, телевизора или своего 3G-терминала. Возможности этих устройств совершенно разные и по разрешающей способности, и по размеру экрана. Сеть должна самостоятельно определить, что пользователь звонит с мобильного телефона и запрашивает данную услугу, и должным образом трансформировать данные для их правильного отображения на экране.