Эксперты отвечали на следующие вопросы PCWeek/UE:
1. На рынке довольно много вендоров, производящих маршрутизаторы. Кто лидирует, каково распределение рыночных долей?
2. Какие прослеживаются тенденции на рынке маршрутизаторов?
3. Какие модели маршрутизаторов более популярны — с большим набором дополнительных функций или не перегруженные функционально, но предполагающие приобретение отдельных дополнительных устройств?
4. Какие интересные новинки будут предложены производителями в ближайшее время?

Евгений Балакин, менеджер по продукции представительства ZyXEL в Украине:


1.  Мы можем с уверенностью говорить о том, что среди решений, обеспечивающих управление  доступом к  ресурсам интернета и защищенное объединение сетей через интернет, в сегменте корпоративных решений и решений для среднего офиса ZyXEL занимает одну из ведущих позиций. Наши устройства обеспечивают управление и безопасность сетей специальных служб Украины.

Если говорить об устройствах для малого офиса и домашней сети, то рынок малых устройств еще не сформирован, потому что для использования интернет-центров, таких как ZyXEL P-334 WT/HWT, необходим широкополосный доступ в интернет. К сожалению, эта услуга еще не доступна всем, число подключений к широкополосному интернету будет расти по мере того, как будет осуществляться установка соответствующего оборудования на городских АТС.

2.  Среди основных тенденций на рынке маршрутизаторов можно отметить переход к многофункциональным устройствам, которые помимо организации беспроводных, проводных и гибридных сетей могут осуществлять маршрутизацию IP, соединять удаленные сети с помощью защищенного VPN-канала. И, конечно, обеспечивать безопасность таких сетей, для чего используют перечисленные ниже технологии.

Поддержание защиты беспроводных сред согласно стандарту 802.11i (WPA2) и обеспечение улучшения средств аутентификации и шифрования данных при помощи стандарта Advanced Encryption Standard (AES).

Технология VPN позволяет организовать защищенные зашифрованные соединения с сотрудниками, подключающимися к корпоративной сети из удаленных мест — например, из дома или при помощи общественной точки беспроводного доступа. Использование сетей VPN гарантирует, что доступ к беспроводной сети получат только авторизованные пользователи и данные пользователя не будут перехвачены.

Даже самый недорогой межсетевой экран между клиентскими устройствами, точками беспроводного доступа и кабельной сетью в состоянии обеспечить базовые функции аутентификации и предотвратить большинство возможных вторжений. Кроме того, для защиты от вирусных атак на ПК необходимо установить новейшее ПО антивирусного сканирования.

Использование технологии MIMO (Multiple Input Multiple Output) позволяет резко увеличить пропускную способность и радиус действия беспроводных сетей. Появляются также встроенные шлюзы IP-телефонии, поддерживающие SIP-протоколы.

3.  Уже сейчас становится очевидным, что будущее — за многофункциональными устройствами. Там, где ранее использовались решения 3–4 наименований, останется одно-единственное; в прошлое уйдут гроздья вилок и адаптеров, пучки кабелей. Это зависит от конкретных задач, в настоящее время ZyXEL предлагает законченные решения для всех сегментов рынка, для домашних пользователей интернета, для SMB, а также решения для крупных корпораций. Среди моделей маршрутизаторов, производимых корпорацией ZyXEL, самыми популярными я бы назвал ZyWALL70 EE, ZyWALL 35EE, и безусловный лидер — Prestige 334 HWT.
 
4.  Среди новинок — P-2602HW EE 802.11g+: беспроводной модем ADSL2+ с 2-портовым шлюзом VoIP и четырехпортовым коммутатором. Это универсальное устройство, сочетающее в себе все необходимое для создания домашней сети или сети небольшого офиса с последующим подключением к интернету по технологии ADSL. Р-2302 принадлежит к этой же серии.

Владислав Кузнецов, менеджер Дистрибьюторского Центра “Квазар-Микро”:


1.  Смогу привести лишь данные мирового рынка (low-end routers): Cisco — 84,5%, Adtran — 1,9%, Nortel — 1,3%, 3Com — 1%, остальные — меньше. Источник: “Dell'Oro Q204 Router Report”.

2.  Security и еще раз security. Наиболее востребованы и интересны продукты с широким спектром предлагаемых средств безопасности (VPN, firewall и пр.).

3.  Маршрутизаторы, предлагающие разнообразные функции (безопасность).

4.  НР готовит ряд новинок, но говорить о них в деталях будем после анонсов.

Денис Григорьев, технический директор ООО “Энглер-Украина”:


1.  Говоря о маршрутизаторах, стоит рассматривать несколько ниш этого оборудования. Существует большая доля рынка, занимаемая дорогими и знаменитыми аппаратами, например производства Cisco. На данный момент существенной конкуренции со стороны, скажем так, “азиатских брендов” в этом сегменте не наблюдается, хотя тенденции радуют официальных поставщиков. Эта часть рынка охватывает потребителей с большими ИТ-структурами и большими бюджетами на оборудование. Существует и другая часть рынка — малых и средних предприятий, которые являются основными потребителями недорогих устройств. Толчком к развитию этого сегмента послужил широкополосный доступ к сетям общего пользования и, как следствие, бум на распределенные сети предприятий.

2.  О глобальных тенденциях сложно судить, так как рынок сетевых устройств весьма консервативен. На сегодняшний день принято выделять несколько классов маршрутизаторов.

Широкополосные маршрутизаторы LAN, xDSL, Cable: маршрутизаторы такого типа предназначены для организации доступа в интернет через канал Ethernet, кабельный модем или DSL-модем (Planet: XRT-401D/E, XRT-104D, XRT-811, ADW-4300A и другие).

Широкополосные маршрутизаторы с VPN: оборудование этого сегмента позволяет, используя функциональность виртуальных частных сетей, объединять отдельные филиалы или подразделения предприятий в единую корпоративную сеть посредствам сети интернет (Planet VRT-311/S).

Потоковые маршрутизаторы: оборудование, предназначенное для построения структур сетей передачи данных с поддержкой широкого спектра протоколов маршрутизации (Planet ERT-805).

Маршрутизаторы с анализом сетевого контента: это класс шлюзов защиты под-ключений к интернету (Planet CS-500).

3.  Более всего интересны изменения в устройствах для подключения малых и средних предприятий к широкополосным каналам связи. До недавнего времени классической схемой подключения локальных сетей к интернету была установка сервера или даже обычного персонального компьютера с двумя сетевыми интерфейсами (один в интернет, другой в локальную сеть) и специальным программным обеспечением. Обусловлено это было тем, что маршрутизаторы были довольно дорогими устройствами. Но приход на рынок “азиатских брендов” изменил ситуацию, поскольку эти простые в управлении устройства стали значительно дешевле. 

4.  Большой спектр устройств, выпускаемых разными производителями, обусловлен больше маркетинговыми стратегиями заполнения свободных ниш. Многие устройства очень похожи по своей функциональности или вообще имеют одинаковые характеристики, иногда даже производятся одним OEM-производителем.

Дмитрий Заболотный, технический директор “RRC Украина”:


1.  Cреди вендоров, производящих сетевое оборудование, и маршрутизаторы в частности, лидирует Cisco.

2.  На рынке маршрутизаторов прослеживаются такие тенденции: увеличение производительности и функцинальности при снижении стоимости, продвижение моделей, которые могут выполнять все необходимые офису функции (маршрутизация, IP-АТС, межсетевой экран, беспроводный доступ и т.д.). Например, маршрутизаторы Cisco серий 1800, 2800 и 3800, которые вошли в обновлённый модельный ряд, так и называются: Integrated Series Routers.

3.  Уже в базовых конфигурациях современные маршрутизаторы Cisco обладают хорошей функциональностью и составляют основу продаж. В последнее время всё более популярными становятся готовые комплекты с расширенными возможностями в области безопасности и передачи голоса, в связи с чем RRC предлагает их прямо со склада в Киеве (а не под заказ).

4.  Уже скоро на складе в Киеве будут доступны коммутаторы новой серии Catalyst Express 500. Кроме того,  ожидается поступление моделей серии Catalyst 2960.

Иван Мартынюк, консультант по проектам представительства D-Link в Украине:


1.  Весь рынок сетевого оборудования является довольно насыщенным, относительно консервативным и стабильным, особенно это касается рынка маршрутизаторов, объём которого на протяжении последних нескольких лет то увеличивается, то уменьшается на несколько процентов. Правда, в последнее время наметилась тенденция медленного, но уверенного роста. На этом рынке практически не появляются новые игроки, а старые, как правило, работают в уже хорошо освоенных ими сегментах.

В последнее время отмечается тенденция более чёткого сегментирования рынка и позиционирования производителей и моделей устройств в этих сегментах.  Соответственно, чаще начали появляться специализированные маршрутизаторы, обладающие  специфическими функциональными возможностями и призванные, в отличие от мультисервисных, решать чётко очерченный круг задач.

2.  Параллельно с сегментацией рынка, в верхних его сегментах (корпоративном, провайдерском, операторском) происходит интегрирование в маршрутизаторы дополнительных функциональных возможностей, которые, как правило, относятся либо к функциям обеспечения безопасности, либо к поддержке дополнительных механизмов обеспечения качества сервисов.

Если говорить об украинском рынке систем маршрутизации, то наибольшие изменения сейчас происходят как раз в сегменте недорогих устройств для небольших компаний и домашних пользователей. В связи со снижением стоимости подключения конечных пользователей при помощи широкополосных технологий,  например xDSL (особенно это касается технологии ADSL), стабильно увеличивается спрос на соответствующие устройства.

3.  Рост рынка  широкополосных технологий, в свою очередь, привёл к общему росту  продаж недорогих интернет-шлюзов.  Наибольшим спросом пользуются или очень дешёвые устройства, с минимальный набором функциональных возможностей и предназначенные только для предоставления доступа в интернет небольшому офису, или устройства, поддерживающие возможность построения VPN-сетей на базе протокола IPSec. Такие  шлюзы, как правило, используются для подключения удалённых офисов к центральному с использованием VPN-технологий.  Недорогие VPN-маршрутизаторы очень хорошо себя зарекомендовали в банковской сфере, где используются для подключения банкоматов к процессинговым центрам.

В сегменте оборудования для построения более крупных сетей наблюдается стабильный рост рынка устройств с расширенными функциями обеспечения безопасности и поддержкой технологий построения  виртуальных частных сетей, которые позволяют создавать распределённые корпоративные сети без ограничения по расстояниям, без привязки к одному провайдеру услуг и с низкими эксплуатационными расходами.

4.  Сегмент малого и среднего бизнеса более динамичный, чем корпоративный и операторский, и, ориентируясь на него, самой компании необходимо быть гибкой и динамичной, чаще производить смену модельного ряда. Так, в последнем прайс-листе D-Link появился целый ряд новых устройств,  которые уже  можно приобрести в Украине. В их числе — DSL-маршрутизатор DSL-524T, он обладает расширенными функциями обеспечения качества сервисов и обеспечения безопасности,  DGL-4100 и DGL-4300, разработанные специально для любителей онлайновых игр, DI-634M, поддерживающий  беспроводную технологию MIMO и обеспечивающий  более высокую скорость обмена информацией между беспроводными клиентами, DI-624S с  USB-портами для подключения внешних накопителей. Отдельно стоит отметить межсетевые экраны DFL-800, DFL-1600 и DFL-2500, которые позволяют контролировать большое количество протоколов уровня приложений, включая VoIP-протоколы, обеспечивают контроль IM/P2P-приложений, таких как MSN Messenger, Yahoo Messenger, Skype, eMule. Они также имеют встроенную систему обнаружения вторжений, поддерживают технологию Zone-Defense, позволяющую заблокировать соответствующие порты на коммутаторах локальной сети в случае, если на них находится клиент, заражённый вирусом или выполняющий атаку.

Максим Рухлядев, менеджер по продукции 3Com компании Iv Trading:


1.  Ситуацию на рынке корпоративных устройств можно назвать тривиальной: безусловно — лидерство Cisco. Доля остальных игроков может быть выражена не в процентном отношении, а буквально в единичных проектах. Причины этого просты — работоспособные решения должны быть спроектированы профессионалами, которых Cisco сумела подготовить. Сколько специалистов — такой и объем продаж. Серьезную конкуренцию продуктам Cisco составляет только “серый ввоз” того же производителя.

Оборудование сегмента SOHO не требует ни от продавца, ни от потребителя серьезной квалификации, и здесь на выбор заказчика влияет цена и доверие к поставщику. За счет первого безусловное лидерство принадлежит производителям из Китая и Тайваня, однако в денежном выражении эти продажи также невелики — речь идет о рознице.

2.  Возможность занять хоть какую-то значимую долю рынка в корпоративном сегменте сегодня имеет ряд производителей — через смежные ниши. Успешность любого производителя напрямую будет зависеть от усилий, которые он приложит для продвижения своих решений.

3.  На мой взгляд, вполне естественно желание заказчика получить как можно большую функциональность за меньшие деньги, особенно в сегменте малого офиса.

4.  Хорошие перспективы, на мой вгляд, имеют системы безопасности от Juniper Networks, системы предотвращения вторжений TippingPoint от 3Com и другие.