Комплексные системы управления предприятием на определённом этапе развития бизнеса становятся необходимой составляющей дальнейшего прогресса компании. Один из крупнейших участников рынка вино-водочных изделий Украины, корпорация “Олимп” решила проблему информатизации производства наиболее простым и эффективным способом. Её руководство приняло решение не экономить на технологиях, а использовать  лучшие продукты и услуги, представленные на отечественном рынке.


Аппаратный комплекс не обладает нерезервированными точками отказа, обеспечивает трёхкратную вертикальную масштабируемость процессорной мощности сервера СУБД и восьмикратный запас ёмкости хранилища данных
Аппаратный комплекс не обладает нерезервированными точками отказа, обеспечивает трёхкратную вертикальную масштабируемость процессорной мощности сервера СУБД и восьмикратный запас ёмкости хранилища данных
Предпосылки

Вследствие быстрого развития инфраструктуры и, соответственно, штата компании, ИТ-отдел корпорации “Олимп” столкнулся с проблемами масштабирования работающей на предприятии ERP-системы. Для устранения этой проблемы руководство обратилось к услугам одного из крупнейших украинских системных интеграторов, компании “Квазар-Микро”, специалисты которой посоветовали заменить существующую ИС на более мощное решение.

В корпорации “Олимп” работала система на базе технологии “1С”, которая не отвечала возросшим требованиям пред-приятия. Объём данных увеличился настолько, что производительности ИС уже не хватало, чтобы обеспечить всем пользователям доступ к необходимой информации. Кроме того, для более эффективного управления предприятием и ценообразованием на выпускаемую продукцию требовалась консолидация всей отчётности. Старая система работала примерно в шестидесяти отдельных инсталляциях. То есть каждый филиал, каждая дирекция использовала отдельно инсталлированную систему, а всю информацию приходилось сводить в ручном режиме.

Предпроектные и внедренческие услуги взял на себя Департамент консалтинга корпорации “Квазар-Микро”. На основании исследования, проведённого специалистами департамента, высшее руководство “Олимпа” приняло решение внедрить полнофункциональную версию Oracle E-Business Suite, а для эффективной работы информационной системы использовать аппаратную платформу Sun Microsystems. Серверы и системы хранения, которые корпорация “Олимп” предполагала закупить, сначала были предоставлены предприятию на тестирование. Убедившись в необходимом запасе продуктивности, ИТ-отдел компании окончательно остановил свой выбор именно на этом аппаратном обеспечении.

Интеграция

Внедрение информационной системы осуществлялось специально созданной командой, состоявшей из представителей “Квазар-Микро” и сотрудников корпорации “Олимп”. Основным критерием отбора стала ориентированность специалиста на результат. В команду вошли директора, начальники отделов, ИТ- и профильные специалисты из подразделений корпорации “Олимп”, т.е. люди, хорошо знакомые с бизнес-процессами предприятия и способные самостоятельно управлять его деятельностью.

Анализ структуры компании длился почти месяц. В этот период был выработан детальный план проекта. После проведения сводного анализа существующих в компании бизнес-процессов команда приступила ко второму этапу: сформировала предложения по оптимизации бизнес-процессов, связанных со сбытом, закупками, управлением взаимоотношениями с клиентами. В каждой функциональной области наметилось по три-четыре ключевых изменения. Предложения консультантов были вынесены на рассмотрение совета директоров корпорации.

Специфика деятельности корпорации “Олимп” потребовала внесения ряда изменений в стандартную функциональность Oracle E-Business Suite. По оценке специалистов “Квазар-Микро”, проведённые в ходе проекта настройки коснулись примерно трети модулей системы (стандартным показателем считается 20%). Адаптации подлежали, главным образом, модули, отвечающие за сбыт.

Поскольку предприятие уже располагало собственной локальной сетью, установка аппаратного обеспечения потребовала дополнительной инсталляции серверов Sun Microsystems. Функции продуктивного сервера управления базами данных выполняет Sun Fire E2900, построенный на базе новейших процессоров UltraSPARC IV. Два сервера Sun Fire V480 используются в качестве резерва для сервера СУБД и для создания среды разработки и контроля качества. Дисковый массив Sun StorEdge 6130 работает как централизованное хранилище. Этот массив оснащён четырьмя портами для подключения серверного оборудования Fibre Channel, что позволило обойтись без специального коммутатора.

Для создания подсистемы серверов приложений использована ферма из двух Sun Fire V240. Эксперты “Квазар-Микро” утверждают, что этот аппаратный комплекс не имеет нерезервированных точек отказа. Кроме того, он обеспечивает трёхкратную вертикальную масштабируемость процессорной мощности сервера СУБД и восьмикратный запас ёмкости хранилища данных.

Пилотный запуск

Спустя 11 месяцев после начала проекта состоялся первый запуск системы. Тестирование осуществляли представители обеих корпораций, составлявшие внедренческую команду. В ходе внедрения системы были разработаны тестовые примеры и сценарии тестирования, формализованные в виде проектных документов. Подготовленная документация содержала пошаговое описание ключевых бизнес-процессов, а также количественные значения важнейших показателей эффективности. Найденные ошибки и недочёты реализации фиксировались в проектной документации, после чего предпринимались шаги к их устранению (на этапе тестирования большой системы всегда обнаруживаются ошибки. Главное — вовремя их выявить и оперативно исправить.).

На предпоследнем, переходном этапе сотрудники “Олимпа” прошли обучение работе с новой системой управления. Для этих целей специалисты “Квазар-Микро” составили подробные инструкции. Пока проектная группа готовила систему к промышленному запуску, другая группа консультантов “Квазар-Микро” обучала будущих пользователей системы. Благодаря полученным знаниям и навыкам работы, сегодня ИТ-персонал корпорации “Олимп” самостоятельно администрирует систему, осуществляет поддержку пользователей и дорабатывает функциональность ИС в соответствии с текущими требованиями.

Переход на новую систему управления предприятием осуществлялся постепенно. Некоторое время старая и новая системы работали параллельно. Прежде чем полностью перенести бизнес-деятельность в новую информационную среду, нужно было убедиться, что данные в старой и новой системах совпадают. До сих пор в отдельных подразделениях “Олимпа” продолжают использоваться обе системы. Переход, как правило, процедура болезненная: реализовать требования национального налогового и бухгалтерского учета в автоматизированной системе управления предприятием крайне сложно. Западным компаниям в этом отношении значительно проще — их корпоративные системы работают только на управленческий и финансовый учёт.

Трудности

По мнению специалистов “Квазар-Микро”, реализация проекта внедрения системы управления в корпорации “Олимп” прошла довольно гладко. Так, проблемы с производительностью решались тонкой настройкой аппаратной и программной части. При возникновении затруднений специалисты “Квазар-Микро” опирались на службы технической поддержки Oracle и Sun Microsystems.