Европа стоит на пороге HDTV-революции
Среди мировых выставок потребительской электроники (CE), внимание к которым проявляют не только традиционно ориентированные на этот сегмент рынка компании, но в последнее время и компьютерные корпорации, берлинская IFA (Internationale Funkausstellung — Международная радиовыставка; www.ifa-berlin.de; организатор — Messe Berlin) по праву претендует на звание крупнейшей. Фактически она конкурирует лишь с американской Consumer Electronics Show (CES).
Начинка автомобиля будущего: в салоне — телевизоры, в багажнике — мощная аудиосистема |
Хотя два года для высокотехнологической отрасли период огромный, IFA’2005 практически не претерпела структурных (в плане тематики) изменений по сравнению с предшествующей экспозицией. Между тем европейский рынок потребительской электроники (экспоненты по понятным причинам ориентировались прежде всего на него) за это время сделал очередной шаг вперед. Если на предшествующей IFA горячей темой было внедрение наземного цифрового телевещания (DVB-T) и спутникового телевидения (согласно прогнозам, к концу 2005 г. в Германии будет насчитываться соответственно 3,5 и 4,5 млн. телеприемников с поддержкой этих технологий), то теперь на повестке дня внедрение телевидения высокой четкости (HDTV). В перспективности этого направления, обещающего четырехкратное повышение разрешения ТВ-картинки, сомневаться не приходится. По оценкам исследовательского агентства Europe Consult, с 2005-го по 2008 г. только в европейских странах будет продано порядка 15 млн. телевизоров с поддержкой данного стандарта. Неудивительно, что эта тематика заняла одно из главенствующих мест на стендах компаний-лидеров, а на выставке ей был отведен отдельный павильон, где были представлены более 80 фирм.
Время “Ч”, к которому сегодня интенсивно готовятся все заинтересованные в новом ТВ-формате стороны, — июнь следующего года, когда в Германии пройдет финальная часть очередного чемпионата мира по футболу. Хотя уже в ближайшие два-три месяца в этой стране начнется трансляция как минимум трех HD-программ, чемпионату придается огромное значение, поскольку наиболее зрелищные спортивные мероприятия (автомобильные гонки “Формулы 1”, крупные футбольные состязания, теннисные турниры и др.) уже доказали свою эффективность как инструмент популяризации новейших технологий*.
Стремясь ускорить распространение стандарта HD и утвердиться на новом рынке, производители HDTV-систем и операторы объединяют свои усилия, и на IFA было объявлено о двух уже сложившихся альянсах. Непосредственно перед началом выставки Samsung Electronics объявила о заключении партнерского соглашения с американской Discovery Communications, передачи которой транслируются на весь мир. Программа сотрудничества охватывает более 40 стран и предполагает, в частности, размещение там в публичных местах свыше 30 тыс. телевизоров Samsung с поддержкой HDTV для трансляции HD-программ Discovery Communications на широкую аудиторию. Другой союз образовали Philips Consumer Electronics и крупнейший в Германии оператор платного телевидения Premiere, который будет транслировать мировой футбольный чемпионат 2006 г. “Наша цель состоит в том, чтобы совместно подготовить рынок к грядущей революции в области ТВ”, — заявил Руди Провуст, главный исполнительный директор Philips Consumer Electronics. Партнеры планируют проводить совместные широкие промо-акции на телевидении и в печати. Кроме того, Philips будет прилагать к своим устройствам подписку на каналы Premiere.
Ажиотаж вокруг HDTV во многом предопределил насыщенность IFA широкоформатными (с соотношением сторон 16:9) дисплеями высокого разрешения. Если два года назад на той же IFA плазменные и жидкокристаллические телевизоры демонстрировались как перспективные новинки, то теперь подобные устройства с улучшенными характеристиками можно было видеть повсеместно. Причем эти две технологии уже реально конкурируют одна с другой и по качеству изображения, и по цене устройств.
Данные аналитических компаний, в частности Pacific Media Associates, свидетельствуют о том, что на текущий момент в классе плоских дисплеев с диагональю до 37 дюймов больше половины продаж приходится на ЖК-модели, а PDP преобладают в решениях большего формата. О том же, каковы потенциальные возможности этих технологий, можно судить по рекордным прототипам, представленным на стенде Samsung Electronics. Ее павильон, размещенный непосредственно у центрального выставочного входа, открывали 102-дюймовая плазменная панель и 82-дюймовая жидкокристаллическая. Между тем примечательно, что Samsung пока не ограничивает себя, как многие другие, в спектре поддерживаемых и развиваемых технологических направлений. Ее стенд выделялся разнообразием предлагаемых HDTV-совместимых решений. Среди них были представлены, например, RPTV-системы (проекционные телевизоры) на базе DLP- и CRT-технологий, а также новое поколение CRT-телевизоров SlimFit с укороченной трубкой.
Ориентация индустрии на HDTV неизбежно влечет за собой и востребованность высококачественных звуковых систем с эффектом объемного звучания (они в изобилии демонстрировались на IFA’2005), поддерживающих стандарт HD инструментов видеозаписи (например, компактную видеокамеру без движущихся частей показала на выставке Panasonic), цифровых фотокамер высокого разрешения. Более жесткие требования предъявляются и к носителям информации. Формат WMV (Windows Media Video), которому эксперты отводят важную роль в реализации услуг “видео по требованию”, уже сегодня позволяет записать в сжатом виде на DVD-ROM программы стандарта HD, но отрасль готовится перейти к новым форматам оптической записи. Фактически речь идет лишь о двух вариантах носителей: Blu-ray Disk (емкость — 30 ГБ) и HD DVD (50 ГБ). Первые прототипы устройств записи и чтения этих носителей можно было увидеть на IFA, но, очевидно, решающим в этом смысле станет следующий год, когда индустрии предстоит сделать выбор. Не исключено, правда, как это уже неоднократно бывало, что путевку в жизнь получат оба формата. Представители Samsung уже заявили, что, несмотря на нежелательность подобного исхода, готовы в этом случае обеспечить в своих устройствах поддержку и того, и другого стандарта. Очевидно, так же будут вынуждены поступить и другие поставщики.
Отметим еще несколько моментов, которые, как показала выставка, определяют глобальную тенденцию развития потребительской электроники. Фактически состоявшийся переход на цифровые технологии сделал теоретически возможным формирование единой entertainment-инфраструктуры (entertainment в данном случае означает не только средства развлечения, но и широкие коммуникационные функции), когда информацию можно будет легко передавать (например, с помощью высокоемких флэш-карточек памяти или по сети) между устройствами самого разного класса и любым из них воспользоваться для просмотра одного и того же контента или потребления одних и тех же интерактивных услуг. Главное препятствие на этом пути вполне традиционно — разнообразие существующих стандартов, сдерживающее не только производителей устройств, но и компании, специализирующиеся на предоставлении сервисов. И тем не менее отрасль пусть не так быстро, как хотелось бы, но все-таки движется по пути унификации решений, и создание цифровой экосистемы уже не представляется неразрешимой задачей.
Другой важный момент заключается в том, что наряду с существенным усложнением технических решений гранды в сфере потребительской электроники всерьез озабочены тем, чтобы обеспечить простоту использования своей техники и в преодолении этой проблемы продвинулись значительно дальше компьютерных компаний, претендующих на выход в ту же сферу. Конечно, даже самый современный телевизионный аппарат с функциями отложенной записи телепрограмм на встроенный носитель, интернет-серфинга, чтения флэш-карт и т. д. не сравнится по широте функциональности и универсальности с компьютерными системами, но факт остается фактом — управление всем богатством функций современных бытовых систем с помощью одного пульта и мгновенный доступ к этим функциям — уже практически осуществимая реальность.
*Впервые организованная в 1954 г. телетрансляция чемпионата мира по футболу обеспечила существенный рост продаж ТВ-приемников, а в 1974 г. матчи очередного мирового первенства впервые передавались в цвете, что в значительной мере предопределило повышенный спрос на цветные телевизоры.