Как найти границу окупаемости?
Когда идет речь о выборе модели производительного офисного лазерного принтера или МФУ, корпоративный заказчик руководствуется, прежде всего, такими критериями как производительность, возможность цветной печати и поддерживаемый формат бумаги.


Epson AcuLaser C1100
Epson AcuLaser C1100
Но задачу по выбору из всего рыночного многообразия конкретной модели, которая удовлетворяла бы потребности офиса наиболее оптимальным образом, не всегда можно считать простой и очевидной. В случае если заказчик четко представляет планируемую нагрузку на аппарат и может точно прогнозировать рост потребностей бизнеса, можно сделать осознанный выбор между моделями для малых рабочих групп и моделями для работы в большом офисе и печати по сети. Также несложно определиться с поддерживаемым форматом — необходим ли А3 для потребностей бизнеса или нет. В большинстве даже крупных офисов печать формата А3 необходима ограниченным категориям пользователей, поэтому для рабочих групп все чаще выбираются модели принтеров и МФУ формата А4, которые уже давно не уступают по производительности своим “большим братьям”.

Рынок и тенденции

Основная проблема, осложняющая выбор устройства, — наличие или отсутствие поддержки цветной печати. Еще несколько лет назад печать в офисе была преимущественно монохромной, прежде всего в силу того, что считалась единственно возможным экономичным вариантом. И хотя преобладающая часть бумажного документооборота в офисе по-прежнему приходится на черно-белые документы, принцип и результаты расчетов по себестоимости их печати за последний год претерпели существенные изменения. Основное изменение заключается в том, что печать черно-белого документа на современном цветном принтере по стоимости стала одинакова, а порой даже ниже, чем печать на монохромном устройстве аналогичного класса. Экономичность эксплуатации в сочетании с высоким качеством результата печати, надежностью и привлекательной стоимостью делают приобретение цветного лазерного принтера в офис оптимальным решением сегодняшнего дня. При таком выборе затраты на повседневную монохромную печать не возрастают, но одновременно с этим пользователи получают возможность при необходимости печатать цветные документы. Таким образом, цвет в офисе перестает быть опцией, особенно с учетом того, что сегодня к качеству офисных документов предъявляются новые требования.

Мировой рынок цветных лазерных принтеров развивается очень динамично. Ежегодные продажи увеличиваются на 10–15%. Отечественный рынок вслед за мировым вступил в стадию активного роста. Особенно активно растут продажи в области цветных лазерных принтеров и цветных лазерных МФУ начального уровня. Если раньше цветные устройства были достаточно дороги, то сейчас они стали доступными для широкого круга потенциальных пользователей.

Стратегией Epson с момента выхода на лазерный рынок был фокус на цветной печати. Сегодня компания выпускает цветные лазерные устройства для всех групп пользователей, включая начальный сегмент. Цветной принтер Epson AcuLaser C1100 стоит менее 400 USD. Наиболее популярный продукт Epson — цветное МФУ формата А4 Epson CX11N для малых офисов и рабочих групп, которое с момента появления на рынке в середине 2005 года пользуется неизменным спросом.

Дорогостоящие, большие и громоздкие МФУ сейчас становятся менее популярны. Такие устройства изначально ассоциировались с высокой скоростью и производительностью, но сегодня принтеры и МФУ начального уровня предлагают сопоставимые показатели. Также не всем пользователям нужен формат А3, который утяжеляет эти машины, да и путь от рабочего места до централизованного устройства, по подсчетам европейских специалистов, занимает в среднем 52 секунды, что также говорит не в пользу громоздких устройств, которые традиционно устанавливаются по принципу “один на этаж”.

Окупаемость

Специальных расчетов по окупаемости цветной печати не существует, т.к. в реальности оценить этот параметр в комплексе довольно сложно. Как, например, оценить уровень впечатления, которое произвели цветные корпоративные материалы на партнера? Что подумал заказчик, когда ему предложили изучить ассортимент продукции, напечатанный на монохромном устройстве? Возможно ли оценить, как долго будет храниться и использоваться покупателем прайс-лист — напечатанный в ч/б варианте или в цвете? Хотя некоторые данные все же есть. Психологи свидетельствуют, что цветные материалы вызывают интерес больше на 80%, усвоение данных в цвете происходит быстрее на 70%, узнавание бренда при печати логотипа в цвете — выше на 70%. В целом, если пользователю необходимо получать убедительные материалы, особенно рекламного или презентационного характера, то выбор в пользу цветного устройства очевиден.

Традиционно часть цветных презентационных материалов для нужд офиса заказывалась в типографии. Но сегодня цены на цветную печать на собственном устройстве уже сопоставимы, а зачастую могут быть даже ниже типографских. И даже при офсетной печати большими тиражами, цветные лазерные отпечатки на офисных принтерах и МФУ могут оказаться дешевле. Например, стоимость одной цветной односторонней листовки формата А4 составляет порядка 0,1964 долл. за единицу, что уже дороже аналогичной операции на собственном устройстве печати.


Epson AcuLaser C2600N
Epson AcuLaser C2600N
При этом стоимость отпечатка является еще далеко не главным преимуществом цветного лазерного принтера в офисе. Главное — это экономия времени и удобство в удовлетворении потребностей для конкретной рабочей группы. Поэтому для удачного выбора лазерного принтера или МФУ необходимо вначале определить, какие задачи решают те или иные рабочие группы в компании. Если бухгалтерии, скорее всего, будет по-прежнему достаточно простого монохромного принтера, то отделу маркетинга и продаж наверняка потребуется печать в цвете, а также пригодится функция сканера.

Контроль цветной печати

Непредвиденные расходы от нецелевого использование цветной печати до сих пор являются одним из наиболее распространенных факторов, сдерживающих развитие цветной лазерной печати. Очень часто на цветном лазерном принтере печатаются далеко не только необходимые для компании цветные материалы, ради которых приобретался сам аппарат. Контролировать сознательность сотрудников достаточно сложно — цветной лазерный принтер является объектом соблазна, у пользователей возникает желание печатать в цвете абсолютно все документы, отправляемые на принтер. Такое неоправданное использование служит причиной сомнений многих заказчиков при выборе техники. Однако, если контролировать сознательность персонала сложно, то контролировать доступ к цветной печати гораздо легче.

Существует несколько возможностей контроля использования цветной печати. Первый из них — программный способ. Компания Epson предлагает специально разработанное программное обеспечение Epson NetJob Tracker, позволяющее полностью контролировать расходы на печать. На компьютере администратора отображается информация о том, какие пользователи печатают в цвете и в ч/б режиме, когда и сколько было отпечатано цветных и монохромных копий, и т.п. Анализируя эти данные, администратор может назначать операции, позволяющие сократить расходы на цветную печать: устанавливать ограничения на цветную лазерную печать на определенных рабочих местах, в определенное время, или полностью запретить функцию печати в цвете для определенных пользователей.

Второй способ — использование специально адаптированных устройств печати. В 2005 году компания Epson выпустила конвертируемый цветной лазерный принтер Epson AcuLaser C2600N. Особенность этой модели в том, что ее можно легко превратить в монохромный принтер. Для этого пользователю нужно просто вынуть цветные тонер-картриджи и установить на их место монохромные. При этом ресурс черно-белой печати увеличивается в 4 раза. За счет этой возможности принтер может гибко адаптироваться для групп пользователей с различными потребностями и характером печати. Например, сотрудники печатают ежедневную документацию в черно-белом режиме, а при подготовке важного мероприятия, когда возрастает потребность в статусной печати, принтер легко превратить в цветной. При этом замена расходных материалов достаточно проста и может быть осуществлена сотрудником без специальной технической подготовки. Epson AcuLaser C2600N — это единственный принтер, который может печатать с одним установленным черным тонер-картриджем, когда 3 других гнезда — пустые.

Цветная печать будет определяющей тенденцией в корпоративном сегменте в обозримом будущем. При продуманной и аргументированной ценовой политике, в том числе на расходные материалы, а также при наличии решений для контроля расходов на цветную печать, “цвет” в офисе становится не просто окупаемым, но и необходимым решением, если компания испытывает необходимость в печати качественных документов.

Расчетная стоимость цветных отпечатков на некоторых цветных лазерных принтерах и МФУ Epson
Модель
Стоимость цветного отпечатка А4 (USD)
Epson AcuLaser C2600
0,1149
Epson AcuLaser C1100
Epson AcuLaser CX11N
0,1156
Epson AcuLaser C4100
0,0847
Цифровая печать в типографии
0,3948 … 0,5922