Популярная идея объединения корпоративных информационных систем — с целью упрощения их использования и управления — в сфере защиты информации и контроля доступа воплотилась в концепцию “безопасного города”. Использование элементов этой концепции при построении систем безопасности предприятия может поднять последние на качественно новый уровень.


Большая часть элементов, предложенных в концепции “безопасного города”, реализована в системе “Инспектор”
Большая часть элементов, предложенных в концепции “безопасного города”, реализована в системе “Инспектор”
Одной из наиболее важных составляющих “безопасного города” является интеллектуальный механизм, позволяющий анализировать видео. Системы, построенные на его основе, могут распознавать лица, номерные знаки, аномальное поведение толпы и пр. Компании, которые заботятся о поддержке надлежащего уровня безопасности, смогут значительно повысить надёжность и эффективность корпоративных охранных систем благодаря использованию некоторых элементов данной концепции.

Возможности

Один из наиболее наглядных вариантов применения — автоматизация паркингов. Здесь можно использовать систему распознавания номеров автомобилей. “Узнав” машину по номерному знаку и, например, радиочастотному идентификатору, система при помощи переключаемых указателей направит водителя на предназначенное для него место стоянки. Более сложные системы можно использовать в банках для приёма инкассаторских машин. Для идентификации автомобиля и водителя можно создать набор условий, необходимых для пропуска в спецбокс. Это идентификация машины при помощи радиометки, распознавания номерных знаков, идентификация водителя по смарт-карте и паролю.

На предприятиях интеллектуальные системы для паркингов могут быть интегрированы с системой управления персоналом. Момент идентификации автомобиля и водителя на корпоративной стоянке можно расценивать как время прихода сотрудника на работу.

Компании, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта, могут задействовать систему распознавания номеров для отслеживания времени прохождения вагонов.

Интеллектуальные системы, в которых применяются видеокамеры, позволяют также идентифицировать лица людей. При помощи установленной, например, над турникетом камеры можно регистрировать приход сотрудников на работу. Существующие на рынке системы позволяют практически мгновенно распознавать все лица в поле зрения камеры. При этом осуществляется автоматическое слежение за положением лица, а полученная информация сравнивается с имеющейся базой данных. При достаточном количестве установленных приборов видеонаблюдения система позволяет следить за человеком в пределах всего контролируемого помещения.

Современные охранные системы могут проводить анализ объектов контроля. В большинстве случаев это осуществляется путём сравнения эталонной модели и текущей информации. Такой моделью может быть изображение складского помещения. Благодаря видеокамере система способна опознать отсутствие ранее присутствовавшей на эталонной картинке коробки и просигнализировать об этом охране. Возможна и обратная схема работы. К примеру, эталонная картинка станции метро не содержит подозрительного предмета, возможно, случайно забытой пассажиром сумки. Система, обнаружив отклонения от нормы, даст сигнал на пульт охраны.

Анализ, проводимый подобными комплексами, позволяет даже выявить аномальное поведение толпы, которое может стать причиной драки или другого чрезвычайного происшествия.

Применение

В зависимости от профиля и потребностей предприятия можно использовать один либо сразу несколько из перечисленных элементов концепции “безопасного города”. Владимир Коляда, заместитель директора по продажам департамента систем безопасности корпорации “Инком”, рекомендует в первую очередь детально оценить потребности компании и спланировать бюджет для построения такой системы: “Процесс построения системы безопасности необходимо начинать с аудита. При подготовке проекта мы изучаем бизнес-процессы предприятия. В зависимости от размера компании эта работа может занять от одного месяца до полугода. Мы изучаем все слабые места: учёт, транспортировка товарно-материальных ценностей и пр. Результатом этого исследования является наше предложение и оценка стоимости его внедрения.

Сегодня в Украине многие предприятия начинают наращивать производственные мощности и развивать свою инфраструктуру, в том числе — в сфере безопасности. Сразу же вложить средства в общий комплекс, я думаю, на сегодняшний день не под силу ни одному предприятию. Это очень дорогостоящие проекты. В то же время вкладывание денег малыми частями эффекта не принесёт.

Нужно чётко спланировать график капиталовложений. К примеру, на одном металлургическом предприятии выявили случаи масштабного воровства металла и ферросплавов. Заказчики решили, что первым этапом будет построение информационной сети. Сейчас там прокладывают оптоволокно. Параллельно идёт построение системы видеоконтроля всех проходных и частично технологических процессов на предприятии, а также модернизация системы охраной сигнализации. На очереди информационная защита, система управления доступом. Следующим этапом будет внедрение системы охраны периметра. Площадь пред-приятия огромна, и контролировать её крайне трудно. Большинство компаний строит свои системы безопасности поэтапно. Исключение — случай, когда для запуска производства необходим весь комплекс, как это было на заводе “Пластик карта”. Пока вся система не заработает, производство запускать нельзя”.

Большую часть элементов, предложенных в концепции “безопасного города”, реализованы в системе “Инспектор”, которую в нашей стране предлагает департамент систем безопасности корпорации “Инком”. “Инспектор” являет собой комплекс, который можно интегрировать в любую среду и для работы с любыми системами. Он разработан компанией ISS (www.iss.ru), с которой мы сотрудничаем уже девять лет. Это комплекс, который позволяет анализировать любые события и управлять разными ресурсами. Если в системе управления предприятием произошло событие, свидетельствующее о том, что где-то остановилось производство, “Инспектор” может блокировать все проходные завода. Если где-то ночью сработала охранная сигнализация, “Инспектор” даст сигнал тревоги, блокирует коридоры, включит видеокамеры”, — рассказывает Владимир Коляда.

Система “АвтоИнспектор”, которую предлагает “Инком”, позволяет определять государственные автономера Украины. Она автоматически определяет номер и заносит его в базу данных. В эту базу можно внести номера автомобилей, находящихся в угоне, под арестом и пр. Компьютер будет сравнивать все номера машин, зафиксированные камерой, с той базой номеров, которая заложена в системе. Если номер машины совпадёт со списком из автоинспекции, “АвтоИнспектор” тут же даст сигнал, для того чтобы можно было эту машину задержать.

Интеллектуальная система может обслуживать и железнодорожный транспорт. “В настоящее время “Укрзализныця” проводит испытания системы контроля перемещения грузов для предприятий, располагающих собственным железнодорожным составом, — отмечает г-н Коляда. — Система “Вагон Инспектор” работает примерно так: с вагонов проходящего состава считываются номера. Одновременно контролируется расположение вагона в составе, размещение грузов, которые могут каким-либо образом нанести ущерб имуществу железной дороги. К примеру, если при транспортировке леса бревно сдвинется за пределы вагона, оно может повредить светофоры, столбы, линии электропередач. Система, обнаружив нарушение, сразу подает сигнал остановки состава.

“ВагонИнспектор” интегрирован с общей ИС “Укрзализныци”. Если испытания пройдут успешно, система будет установлена по всей Украине. Кроме железной дороги пользователями “ВагонИнспектора” станут металлургические предприятия, имеющие собственный железнодорожный транспорт и столкнувшиеся с проблемой воровства. Пропадали целые вагоны продукции. Некоторые из этих предприятий планируют установить “ВагонИнспектор” и интегрировать его в систему управления предприятием”.

Комплекс “Инспектор” также содержит систему распознавания лиц. Особой популярностью “Face-Инспектор” пользуется в казино. Его задание — как можно раньше выявить жулика. Службы безопасности казино располагают общей базой данных о такого рода “специалистах”. Опознав лицо из этой базы на картинке, полученной с видеокамеры, система тотчас предупреждает охрану. В этой системе может использоваться довольно большая (до 50 тысяч записей) база данных. Но, чем больше информации в базе, тем большей вычислительной мощью должен обладать сервер, её обслуживающий. “При удачно подобранной конфигурации для обработки изображения системе понадобится 5—6 секунд, — считает Владимир Коляда. — Правда, если лицо наполовину скрыто, вероятность удачного распознавания значительно снижается. Но она распознает меня, даже если я закрою подбородок. Или надену очки.

Существует также система “АнтитеррорИнспектор”. Она была создана после террористических актов в Москве. Камера непрерывно проводит съемку площади, станции метро или вокзала. Если человек оставил сумку и ушёл, система определяет, что здесь этого предмета не было, кто-то его принёс, но не забрал, и объявляет тревогу. Можно настроить её наоборот, и это будет уже система защиты от краж. На складе стоял ящик, кто-то его унёс. Система распознаёт это и поднимает тревогу”.

Полезной особенностью семейства “Инспектор” является возможность управлять камерами для сопровождения перемещающихся объектов. Такие системы нужны для объектов, где запрещено несанкционированное передвижение по территории, например на аэродромах.

Подводные камни

Эксперты предупреждают, что при установке системы безопасности могут возникнуть некоторые проблемы. Чтобы этого избежать, следует придерживаться определённых рекомендаций. Во-первых, специалисты советуют создать на предприятии отдел безопасности, в состав которого вошёл бы подотдел ИТ-безопасности. Даже если на предприятии функционирует служба охраны, этот шаг необходим, поскольку в большинстве случаев она не в состоянии поддерживать работоспособность сложной системы.

Во-вторых, эксперты рекомендуют детально обсуждать каждое изменение созданного технического задания с интегратором. Таким образом можно значительно уменьшить вероятность создания неэффективной системы безопасности. “Типичная ошибка, которую чаще всего совершают заказчики, — запрос на создание системы, которая не будет выполнять своих функций, — считает Владимир Коляда. — Можно, скажем, поставить систему видеоконтроля, которая будет показывать только общий план, на котором нельзя будет увидеть лица людей. Результат — охрана не может выявить или проанализировать даже простейшие случаи воровства. Особенно если использовать дешёвые видеокамеры. Примерно так же обстоит дело и с системой контроля доступа. Установленный на дверь помещения с ограниченным доступом обычный замок не сможет провести идентификацию личности. Да и ключи сотрудники могут передавать друг другу”.