Выпущенный фирмой Apparent Networks программный пакет AppareNet Voice Professional 2.6 предоставляет администраторам на удивление точную и глубокую информацию о параметрах сетевой производительности. С его помощью нетрудно выявлять самые разные погрешности конфигурации и ошибки, которые зачастую остаются незамеченными в сетях передачи данных, но сильно мешают работе приложений реального времени, например IP-телефонии (VоIP).
AppareNet Voice Professional 2.6 предоставляет администраторам возможность оценить качество передачи голоса |
Основу работы нового ПО составляет обмен короткими сериями пакетов UDP (User Datagram Protocol — протокол дейтаграмм пользователя) и ICMP (Internet Control Message Protocol — межсетевой протокол управления сообщениями) между встроенным генератором последовательностей (сиквенсером) и любой удаленной хост-машиной ГВС. Voice Professional не требует развертывания в сети множества конечных точек IP-телефонии и поэтому особой дополнительной нагрузки на сеть не создает.
Развертывание версии Voice Professional 2.6, выпуск которой начался в мае, на одном компьютере обойдется покупателю в 15 тыс. долл. ПО можно устанавливать на платформах Windows Server 2003, Windows XP с Service Pack 1 и Windows 2000 корпорации Microsoft.
В состав Voice Professional входят серверное приложение AppareNet, база данных Microsoft SQL Server 2000 Desktop Engine, механизм подготовки отчетов на основе Crystal Reports 9 фирмы Business Objects S.A. и сиквенсер (компактный программный компонент, предназначенный для создания трафика и регистрации параметров откликов на него). Все это размещается на одной машине.
Тестирование сети можно производить как непосредственно, так и с помощью пакетной функции. Чтобы начать его, нам было достаточно указать, какой хост или группу хостов мы хотим проверить.
Voice Professional создает очень небольшой дополнительный трафик, благодаря чему можно проверять сразу несколько различных устройств. Для получения более точных результатов администратору нетрудно изменить количество тестовых итераций и число пакетов, пересылаемых в каждой последовательности.
Новинка позволила нам проверять работу устройств в самых разных режимах. Она, например, предлагает неплохой выбор из распространенных кодеков сжатия сигнала, включая G.711, G.723, G.729 и GSM, дает возможность задавать параметры типа обслуживания ToS. Можно здесь также менять количество одновременных вызовов в диапазоне от 1 до 25.
Полученные нами результаты тестирования наглядно показывали количество пропавших пакетов, значение MTU (Maximum Transmission Unit — наибольший размер передаваемого блока данных), полосу пропускания сети, уровень ее использования, задержку сигнала, время прохождения пакетов и дрожание их фазы.
В дополнение к таким физическим параметрам мы нашли в отчетах оценку измерений наилучшего, наихудшего и среднего значения MOS (mean opinion score — средний оценочный балл). Причем такие данные приводились не только для проверяемой системы, но и для всех промежуточных сегментов сети, через которые проходили пакеты.
Очень понравилась нам способность Voice Professional постепенно варьировать количество одновременных активных вызовов. Благодаря такой функции несложно найти порог, при котором происходит перенасыщение пропускной способности, сопровождаемое резким изменением значения MOS.
Для всех обнаруженных ошибок Voice Professional предлагает информационные сообщения из заложенной в него библиотеки. Такие справки дают краткое описание отмеченных неполадок, детальные пояснения по ним, а также перечень рекомендуемых операций по устранению неисправностей.
Небольшие различия в оценке MOS могут что-то сказать разве что опытным ветеранам IP-телефонии, но подавляющее большинство администраторов в них едва ли сможет разобраться. С учетом этого создатели Voice Professional предусмотрели в своем пакете функцию воспроизведения образцов речевого сигнала.
Каждый из них соответствует определенному параметру MOS, благодаря чему администратор получает возможность собственными ушами услышать, как будет звучать речь в той или иной сети. Конечно, по мере обретения администраторами опыта эта функция может оказаться не такой уж нужной, но начинающим специалистам она сослужит хорошую службу.
Механизм подготовки отчетов, построенный на базе Crystal Reports, хотя и не такой интуитивный, как хотелось бы, но со своей задачей справляется успешно. Вот только найти в полученном документе нужные данные не так-то просто. Результаты тестирования рассортированы по своим номерам Test ID, которые присваиваются последовательно в порядке выполнения тестов, так что при большом количестве проверок найти конкретную информацию очень трудно.
Впрочем, здесь выручит функция поиска, с помощью которой можно найти нужные сведения, указав администратора, дату, тестируемую систему или требуемый параметр.
Главным недостатком Voice Professional следует признать то, что все тесты могут выполняться только со встроенного генератора последовательностей. Такой подход хорош для небольших сетей, но в сложных корпоративных сетях со множеством узлов удачным его не назовешь. Здесь нужна возможность проводить тесты между отдельными узлами, удаленными по отношению к серверу AppareNet.
Voice Professional, правда, позволяет пересылать сиквенсер на другие машины, где пользователи могут быстро его установить, а администраторы — подготовить сценарии тестирования между парами удаленных компьютеров. Вот только на момент написания данного материала условия лицензирования пакета не разрешали импортировать результаты таких проверок для анализа на сервере AppareNet.
Справедливости ради отметим, что в своем тестовом инструментарии для сетей передачи данных Apparent Networks такую возможность допускает. Будем надеяться, что в ближайшем будущем ею смогут воспользоваться и владельцы Voice Professional.
С техническим аналитиком Эндрю Гарсиа можно связаться по адресу:
andrew_garcia@ziffdavis.com.