Новая инициатива IBM подкрепляется новыми продуктами


Эрих Клементи: “Наибольшую заботу у корпоративных пользователей вызывают вопросы безопасности”
Эрих Клементи: “Наибольшую заботу у корпоративных пользователей вызывают вопросы безопасности”

Мэйнфреймы по-прежнему остаются важной частью бизнеса IBM (www.ibm.com): их поставки обеспечивают как минимум четверть доходов компании (составивших, по итогам минувшего года, почти 96,3 млрд. долл.), а кроме того, влекут за собой продажу дополнительного ПО, устройств хранения и различных аутсорсинговых услуг.

90-е годы были отмечены повсеместным и неуклонным спадом интереса заказчиков к “большому железу” (Big Iron — так иногда не без иронии называют на Западе компьютеры данного класса) и ослаблением позиций IBM в сегменте тяжелых систем. Однако в 2002 г. компания с помощью возрожденных мэйнфреймов начала постепенно отвоёвывать долю рынка у своих главных конкурентов — Hewlett-Packard и Sun (по утверждениям представителей IBM, с тех пор она увеличила свою долю в соответствующем сегменте на 10%). (Правда, оборот от продажи мэйнфреймов за первые два квартала 2005-го снизился: в частности, по итогам второй четверти года он уменьшился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го. Однако в IBM рассчитывают на возобновление роста оборота к концу года.)

Оживление продаж мэйнфреймов обусловлено стремлением крупных фирм к консолидации своего бизнеса и соответствующей ИТ-инфраструктуры, а также растущим интересом участников рынка к электронному бизнесу. Учитывая перспективы развития электронной коммерции, в октябре 2000 г. IBM анонсировала стратегическую инициативу, нацеленную на создание инфраструктурных решений для электронного бизнеса. В соответствии с поставленной целью корпорация выпустила новые мэйнфреймы — 64-разрядные системы eServer z900. Их отличает возможность работы под управлением Linux. Руководство IBM связывает с этой операционной системой большие надежды, полагая, что сообщество открытых кодов (Open Source) сыграет в развитии е-бизнеса чрезвычайно важную роль. По утверждению старшего вице-президента IBM и главы подразделения IBM Systems and Technology Group (STG) Билла Зайтлера, в последние пять лет Linux стала самой динамично развивающейся операционной средой. “Причина, по которой продажи мэйнфреймов выросли за минувшие четыре-пять лет, состоит в их способности работать с приложениями Linux”, — пояснил он.

За прошедшие годы существенные перемены произошли не только в сфере компьютерных технологий: изменилась сама парадигма бизнеса. Возможность обработки информации в режиме реального времени позволяет переходить к модели предоставления бизнес-услуг “по требованию” (on-demand business). При этом ключевым фактором успеха становится сотрудничество, предполагающее более тесную интеграцию технологий, бизнес-процессов и людских ресурсов, что в полной мере относится как к масштабам одной компании, так и к взаимодействию между фирмами.

Такое сотрудничество особенно важно для ускорения разработки и освоения новых технологий, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию бизнеса. Примером получения преимуществ от более тесного взаимодействия в пределах одной компании может служить, скажем, опыт медицинских учреждений: врачи Mayo Clinic (www.mayoclinic.org) активно пользуются совместно накопленным опытом профилактики и лечения различных заболеваний (в трех клиниках Mayo работают более 2500 врачей, а также 42 тыс. медсестёр и вспомогательного персонала; в них ежегодно проходит лечение свыше полумиллиона больных), отраженным в электронном архиве, что позволяет существенно ускорить диагностику и повысить качество лечения. По словам председателя комитета по ИТ Mayo Clinic Нины Швенк, в будущем — по мере пополнения архива истории болезней — станет возможен переход от типовых процедур лечения к индивидуальным.

А говоря о сотрудничестве между фирмами, в IBM, в частности, ссылаются на собственную практику: в начале нынешнего года компания сформировала альянс с участием фирм Sony, Toshiba, Samsung, Infineon, AMD и Charter, который займется разработкой и производством перспективных наноэлектронных изделий.

Компании из различных сфер бизнеса хотят примерно одного: находящаяся в их распоряжении ИТ-инфраструктура должна прежде всего обеспечивать более эффективное использование ресурсов. Кроме того, переход к модели коллективной работы, означающий совместное использование информации в реальном масштабе времени, требует от организации более интеллектуальных связей между вычислительными системами сотрудничающих компаний. Такие связи должны базироваться на технологиях виртуализации, поддержке открытых стандартов и обеспечении безопасности. Именно эти технологии легли в основу новой стратегической инициативы IBM, направленной на развитие средств коллективной работы сотрудничающих компаний и объявленной в конце июля.

Больше виртуализации

Мэйнфреймы, помимо всего прочего, играют в IBM роль своеобразного полигона: новые технологии, впервые реализованные на больших компьютерах, постепенно внедряются и в более массовые платформы компании. Так произошло и с виртуализацией, которая была впервые задействована в мэйнфреймах IBM ещё в 1967 г. (виртуализация дисковой памяти появилась в мэйнфреймах в 1972 г.).

В настоящее время наступил новый этап развития виртуализации, характеризующийся переходом от виртуализации на уровне отдельных продуктов к виртуализации на уровне платформ. По словам вице-президента STG по разработке Рода Эдкинса, на новой стадии важна поддержка открытых интерфейсов, способных обеспечить создание интегрированных решений. После четырех лет исследований и разработок и сотрудничества с рядом бизнес-партнеров компания анонсировала основанную на отраслевых стандартах платформу виртуализации — Virtualization Engine (VE), которая поможет заказчикам объединять, управлять и оптимизировать ИТ-ресурсы (серверы, сетевые устройства и устройства хранения).

В вышедшей недавно версии VE 2.0 появилось несколько новых возможностей по сравнению с ее предшественницей. Так, компонент VE Console обеспечивает единую точку просмотра состояния ресурсов и в понятной форме отображает общую топологию “виртуализированной” инфраструктуры.


Билл Зайтлер: “Мы понимаем, как будет выглядеть будущее и какова в нём будет наша роль”
Билл Зайтлер: “Мы понимаем, как будет выглядеть будущее и какова в нём будет наша роль”
Resource Dependency Services (RDS) дает наглядное представление ИТ-ресурсов и используется для определения взаимоотношений между пользователями, ресурсами, приложениями и сетями. RDS является ключевым компонентом для организации коллективной работы, обеспечивая автоматическое обнаружение ресурсов в IP-сети, возможность сопоставления бизнес-процессов с ИТ-ресурсами, взаимодействие с недавно анонсированной базой данных Tivoli Change and Configuration Management, графическое отображение топологии через VE Console.

Компонент Integrated Virtual Management помогает упростить создание и конфигурирование виртуализированных систем, сокращая до нескольких минут время, необходимое для виртуализации одного сервера с помощью web-интерфейса, и обеспечивая поддержку логических разделов (LPAR) без использования консоли управления.

Enterprise Workload Manager (EWM) теперь позволяет модифицировать ресурсы системы, отвечая потребностям заказчиков, связанным с ростом бизнеса. Помимо этого в EWM улучшена поддержка гетерогенных инфраструктур (центров данных). EWM динамически управляет разделами в системах на базе процессора Power5, упрощает управление системами, облегчает интеграцию со средствами выравнивания сетевой нагрузки в серверах zSeries.

Новая версия интегрированного пакета инструментальных средств Director 5.1 поддерживает вдобавок к xSeries серверы pSeries и zSeries и отличается большим удобством использования и гибкостью управления. В пакете Director 5.1, в частности, имеются оптимизированные агенты для упрощения развёртывания и реализована поддержка Virtual Machine Manager — дополнительного модуля, обеспечивающего интеграцию с решением VirtualCenter фирмы VMware, а также централизованное управление виртуальными или физическими компьютерами.

Новая платформа VE 2.0 теперь охватывает уровень предприятия, и её строительные блоки — средства динамического разбиения на разделы, управления рабочей нагрузкой, виртуализации сетевых ресурсов и ресурсов ввода/вывода — позволяют ускорить развёртывание виртуализированной среды и дальнейшую интеграцию ИТ-ресурсов в масштабе всего предприятия.

Компания объявила о продолжении совместной с фирмой Network Appliance работы по интеграции технологий виртуализации ресурсов хранения IBM и всего спектра систем хранения NetApp V-серии и FAS в единые решения. В IBM собираются также расширить функции виртуализации систем хранения TotalStorage SAN Volume Controller (SVC), обеспечив взаимодействие между SVC и серверами zSeries, работающими в Linux-среде. Кроме того, в компании отмечают, что применение решений партнеров, например решений Cisco на базе технологий Infiniband и виртуализации средств ввода/вывода, поможет дополнить функциональность платформы VE за счет более гибкого управления динамическими разделами и улучшения интеграции между механизмами виртуализации сетевых и серверных ресурсов в масштабе предприятия.

По словам Рода Эдкинса, в IBM уже работают над совершенствованием платформы VE 2.0, делая акцент на реализации возможности перемещения виртуальных систем с одного физического сервера на другой (функция Live Partition Movement) и способности быстрого автоматического восстановления после сбоев (Automated Business Resiliency), а также на улучшении управления виртуальными ресурсами.

Акцент на безопасности

Новые технологии виртуализации используются в том числе и в новом мэйнфрейме System z9 109, также объявленном в конце июля. (Любопытно, что с выпуском этого сервера zSeries в обиход снова введено слово System, которое, по-видимому, должно напоминать о временах System/360.)

Как сообщил главный менеджер STG Эрих Клементи, System z9 создан усилиями пяти тысяч специалистов, затративших на его разработку более трех лет и свыше 1,2 млрд. долл.

Серия System z9 109 состоит из пяти моделей, насчитывающих от 1 до 54 конфигурируемых процессоров. Продажу четырёх моделей, имеющих от 1 до 38 процессоров, планируется начать в сентябре (цена мэйнфрейма в минимальной конфигурации составит примерно 1 млн. долл.); самая производительная модель S54 (с 54 процессорами) будет доступна в ноябре. По информации IBM, z9 в максимальной конфигурации почти вдвое производительнее наиболее мощного мэйнфрейма предыдущего поколения — z990 (“T-Rex”) и имеет в два раза больший объем оперативной памяти (512 Гб). При этом в z9 на 80% возросла максимальная пропускная способность каналов ввода/вывода.

Основой z9 является мультипроцессорный модуль, содержащий 16 микросхем, выполненных с использованием технологий медных межсоединений и “кремний-на-изоляторе” (SoI).

В отличие от предыдущих анонсов мэйнфреймов, во время которых акцент делался на повышении производительности компьютеров, на сей раз в центре внимания оказались проблемы безопасности. По словам г-на Клементи, мэйнф-реймы всегда разрабатывались с учётом требований заказчиков: если прежде крупных корпоративных пользователей интересовала в первую очередь вычислительная мощность, то теперь наибольшую заботу у них вызывают вопросы безопасного хранения и передачи информации.

Новый мэйнфрейм z9 имеет, например, встроенную криптографическую функцию и усовершенствованный алгоритм хеширования (SHA-256), поддерживает открытый стандарт шифрования Advanced Encryption Standard, обеспечивает существенно более высокую по сравнению с предшественником (z990; до трёх раз) интенсивность обработки процессов установления защищенных онлайновых соединений (до 6000 в секунду). IBM анонсировала также выпуск решения для шифрования данных на лентах.

z9 поддерживает пять операционных систем (z/OS 1.7, Linux, z/VM, z/VSE и z/TPF) и позволяет создавать вдвое больше, чем у z990, логических разделов (до 60). При этом специальные механизмы Application Assist Processor и Integrated Facility for Linux позволяют выполнять одновременно Java- и Linux-приложения, а также унаследованное ПО (типа программ, написанных на языке COBOL). Как сообщил Эрих Клементи, в настоящее время к унаследованным приложениям можно отнести примерно четверть ПО, работающего на мэйнфреймах.

В IBM рассчитывают, что интерес к новому мэйнфрейму проявят не только традиционные заказчики компании из числа крупнейших корпораций и правительственных учреждений, но и новые клиенты из сферы транспорта, здравоохранения и других секторов экономики. К наиболее перспективным рынкам сбыта мощных компьютеров г-н Клементи отнёс Бразилию и Китай, пояснив, что в этих странах активно идут процессы создания ИТ-инфраструктуры. Не забыл г-н Клементи и об отечественной IT-индустрии: однако в данном случае он напомнил о большом количестве высококлассных специалистов по мэйнфреймам, часть из которых участвует в разработках новой продукции IBM.