Предстоящее присоединение Украины к Болонскому процессу обучения может качественно повлиять на процесс сдачи экзаменов в отечественных вузах. Результаты тестов, унифицированных благодаря этому процессу, можно будет обрабатывать автоматически.
Система автоматизированной обработки результатов экзаменов позволяет решить три наиболее важных аспекта проверки студенческих работ: скорость контроля, объективность проверяющего и сложность апелляции.
Компания ABBYY (www.abbyy.com) предлагает оптимизировать процесс проверки результатов каких-либо тестов при помощи своего продукта. Составляющими этого процесса являются специальные экзаменационные листы, приложение ABBYY FormReader и сканер.
Программа FormReader позволяет распознавать рукописные текст и числа, без настройки на почерк, а также всевозможные метки и различные типы штрих-кодов. Для успешной работы системы необходимо соблюдение некоторых стандартных требований к составляющим.
Экзаменационные листы, к примеру, должны быть геометрически одинаковой формы, а распознаваемый текст написан раздельно в специальных ячейках. Для программы не существенна идеальность оформления и ориентация листа. Разработчики также предвидели возможность распознавания различных меток (крестик, галочка) и исправлений. Листы маркируются специальными метками, что позволяет системе автоматически разделять их по вариантам или дисциплинам.
Тестовые задания группы из 100 человек обрабатываются за 15 минут. Сам процесс обработки состоит из сканирования листов, распознавания программой FormReader и верификации. Она позволяет ответственному руководителю проекта проверять неуверенно распознанные символы. Распознанные результаты автоматически сравниваются с правильными ответами, и уже через несколько минут после начала процесса известны результаты. Итоги работы можно экспортировать в Microsoft Excel, а изображения листов с ответами сохранить в архив.
Система автоматизированной обработки результатов экзаменов уже успешно внедрена в Национальной академии внутренних дел Украины, Национальном университете нефти и газа, Львовском политехническом университете и других вузах страны.
19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) 29 министров образования стран Европы подписали "Болонскую декларацию". В этом документе страны-участницы согласовали общие стандарты национальных систем высшего образования. Декларация предусматривала принятие общей системы ученых степеней; ввод систем кредитов в соответствии с европейской системой трансфера оценок (ECTS); содействие ЕС в обеспечения качества образования; устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в границах определенного пространства. На четвертом саммите Болонского процесса 19—20 мая 2005 года в Бергене (Норвегия) к этому процессу присоединилась Украина.