Опыт внедрения и масштабирования информационной системы компании “Интермаркет”
За счет быстрых темпов развития торговых сетей к информационным системам предъявляются особые требования. Изначально решающее значение имеет грамотная постановка задачи.
Рабочее место кассира в супермаркете “Арсен” |
В 1999 году у львовской торговой компании “Интермаркет” возникла потребность установки торговой информационной системы. Руководству предприятия требовалась особая информационная система, которая могла бы в будущем удовлетворить потребности большой сети торговых точек, работающих в разных форматах. Поскольку чёткой долговременной стратегии развития в то время у компании не было, предполагаемое решение должно было подойти как для оптовых магазинов, так и для розничной торговли. Основными требованиями к системе являлась универсальность, масштабируемость и соответствие украинским стандартам учёта.
Разработку и внедрение системы SoftMarket взял на себя крупный разработчик программного обеспечения, компания SoftServe.
Инженер Департамента информационных технологий компании “Интермаркет” Тарас Заплатинский так прокомментировал историю внедрения системы:”На начальном этапе развития компании в городе не было значительного количества магазинов, особенно таких размеров. В нашем регионе “Интермаркет” был первой компанией, которая открыла торговую точку с таким большим количеством касс. Опыта во-площённых решений не было, равно как и доступных продуктов. Только спустя несколько лет некоторые компании стали предлагать свои решения по вполне приемлемой цене, например 1С и Microsoft, а в те годы практически не было альтернативы сотрудничеству с компанией SoftServe. Но верно принятое тогда решение дало нам сегодня существенную экономию ресурсов. Сейчас мы адаптируем систему согласно новым возникающим запросам”.
Предложенное решение позволяло автоматизировать все связанные с торговлей бизнес-процессы, а также проводить анализ результатов движения товаров и финансовой деятельности компании. Статистика важных данных ведётся с момента ввода SoftMarket в строй, то есть уже на протяжении шести лет. На её основе создана база данных, позволяющая эффективно управлять компанией.
Об особенностях информационной системы, установленной в “Интермаркете” рассказала Галина Головацкая, консультант по экономическим вопросам компании SoftServe.
PCWeek/UE: С чего начался процесс внедрения системы?
Г. Г.: На протяжении всего процесса интеграции мы активно общались с представителями заказчика. Сотрудники “Интермаркета” описали существующие бизнес-процессы, а мы их оптимизировали и занялись реинжинирингом. Наши рекомендации относительно изменений в бизнес-процессах основывались на опыте сотрудничества SoftServe с компаниями-заказчиками, в том числе с иностранными. 90% наших клиентов находятся за рубежом, в США, Канаде и Западной Европе.
“Интермаркет” был нашим первым опытом автоматизации в торговле. Но мы давно работали в других отраслях, таких как медицина, например. Первым клиентом SoftServe была американская компания General Electric Corp. Бизнес-процессы GE и других компаний имели отличия, но опыт внедрений, полученный при работе с западными компаниями, нам существенно помог. На самом деле процессы в банке, страховой или торговой компании в чём-то похожи. Оптимальные решения всегда каким-то образом связаны.
PCWeek/UE: С какими проблемами столкнулся “Интермаркет” во время, или после внедрения?
Г. Г.: Скорее, это были не проблемы, а непредвиденные ситуации. Много хлопот приносили постоянные изменения в украинском налоговом законодательстве, модификации в кассовых аппаратах. Интеграция на всех торговых точках “Интермаркета” осуществлялась последовательно и длилась несколько месяцев. Можно было, правда, внедрять систему на всех точках одновременно, но в этом не было необходимости. Трудно было работать с большим коллективом. Эту систему мы тестировали на “живом организме” — SoftMarket до этого нигде не работала.
Стандартная касса из сети магазинов “Барвинок” |
В этом плане положительно отличается “Интермаркет”. В этой компании работает собственный Департамент информационных технологий. Для того чтобы запустить торговый объект, требуется очень много ресурсов. Зачастую работа не останавливается ни вечером, ни ночью. Всё нужно делать в очень сжатые строки. Не всем людям это под силу. Были случаи, когда увольнялись ключевые фигуры, люди, которые были призваны исполнять важные функции. В “Интермаркете” при открытии очередной торговой точки туда переходит часть старых сотрудников, а новые учатся в настоящих обучающих классах. Там есть все: и компьютеры, и кассовые аппараты, и даже кассовые боксы. Преподают люди с опытом, причем не один человек, а несколько учителей в различных областях. Обучающиеся могут задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы.
PCWeek/UE: В чём состоит особенность вашего решения для торговли?
Г. Г.: Система SoftMarket построена с учётом быстрого расширения торговой сети. Весь поток информации между подразделениями автоматизирован. Например, расход/приход товара и вся дополнительная информация, которая накапливается на каждой торговой точке, приходит в офис для аналитической бухгалтерской базы. Обмен информацией по всей сети может происходить в реальном режиме времени. Эта возможность реализована на основе публичной сети. Сначала мы, правда, работали с дискетами. Это решение не отличалось особой практичностью, поэтому с появлением интернета работать стало быстрее и проще.
За активное развитие компания была удостоена нескольких наград, в том числе и премии “Галицький Лицар-2003”.