Опыт внедрения и масштабирования информационной системы компании “Интермаркет”
За счет быстрых темпов развития торговых сетей к информационным системам предъявляются особые требования. Изначально решающее значение имеет грамотная  постановка задачи.


Рабочее место кассира в супермаркете “Арсен”
Рабочее место кассира в супермаркете “Арсен”

В 1999 году у львовской торговой компании “Интермаркет” возникла потребность установки торговой информационной системы. Руководству предприятия требовалась особая информационная система, которая могла бы в будущем удовлетворить потребности большой сети торговых точек, работающих в разных форматах. Поскольку чёткой долговременной стратегии развития в то время у компании не было, предполагаемое решение должно было подойти как для оптовых магазинов, так и для розничной торговли. Основными требованиями к системе являлась универсальность, масштабируемость и соответствие украинским стандартам учёта.

Разработку и внедрение системы SoftMarket взял на себя крупный разработчик программного обеспечения, компания SoftServe.

Инженер Департамента информационных технологий компании “Интермаркет” Тарас Заплатинский так прокомментировал историю внедрения системы:”На начальном этапе развития компании в городе не было значительного количества магазинов, особенно таких размеров.  В нашем регионе “Интермаркет” был первой компанией, которая открыла торговую точку с таким большим количеством касс. Опыта во-площённых решений не было, равно как и доступных продуктов. Только спустя несколько лет некоторые компании стали предлагать свои решения по вполне приемлемой цене, например 1С и Microsoft, а в те годы практически не было альтернативы сотрудничеству с компанией SoftServe. Но верно принятое тогда решение дало нам сегодня существенную экономию ресурсов. Сейчас мы адаптируем систему согласно новым возникающим запросам”.

Предложенное решение позволяло автоматизировать все связанные с торговлей бизнес-процессы, а также проводить анализ результатов движения товаров и финансовой деятельности компании. Статистика важных данных ведётся с момента ввода SoftMarket в строй, то есть уже на протяжении шести лет. На её основе создана база данных, позволяющая эффективно управлять компанией.

Об особенностях информационной системы, установленной в “Интермаркете” рассказала Галина Головацкая, консультант по экономическим вопросам компании SoftServe.

PCWeek/UE: С чего начался процесс внедрения системы?

Г. Г.:
На протяжении всего процесса интеграции мы активно общались с представителями заказчика. Сотрудники “Интермаркета” описали существующие бизнес-процессы, а мы их оптимизировали и занялись реинжинирингом. Наши рекомендации относительно изменений в бизнес-процессах основывались на опыте сотрудничества SoftServe с компаниями-заказчиками, в том числе с иностранными. 90% наших клиентов находятся за рубежом, в США, Канаде и Западной Европе.

“Интермаркет” был нашим первым опытом автоматизации в торговле. Но мы давно работали в других отраслях, таких как медицина, например.  Первым клиентом SoftServe была американская компания General Electric Corp. Бизнес-процессы GE и других компаний имели отличия, но опыт внедрений, полученный при работе с западными компаниями, нам существенно помог. На самом деле процессы в банке, страховой или торговой компании в чём-то похожи. Оптимальные решения всегда каким-то образом связаны.

PCWeek/UE:  С какими проблемами столкнулся “Интермаркет” во время, или после внедрения?

Г. Г.:
Скорее, это были не проблемы, а непредвиденные ситуации. Много хлопот приносили постоянные изменения в украинском налоговом законодательстве, модификации в кассовых аппаратах. Интеграция на всех торговых точках “Интермаркета” осуществлялась последовательно и длилась несколько месяцев. Можно было, правда, внедрять систему на всех точках одновременно, но в этом не было необходимости. Трудно было работать с большим коллективом. Эту систему мы тестировали на “живом организме” — SoftMarket до этого нигде не работала.


Стандартная касса из сети магазинов “Барвинок”
Стандартная касса из сети магазинов “Барвинок”
На сегодняшний день SoftMarket уже работает во многих компаниях. Например, во Львове это еще и “Спортек”, “Реликвия”, в Ужгороде это десятикассовый супермаркет “Меридиан-Плюс”, в Киеве “Идея-Лючия”, в Запорожье “Океания”. Во время внедрения информационных систем на этих и многих других предприятиях главным препятствием являлось то обстоятельство, что некоторые руководители не осознавали преимуществ, которые даёт собственный информационный отдел. В большинстве случаев компании обходились одним системным администратором, который очень часто не имел четкого представления о том, в чем заключается его работа. Больше времени уходило на консультации или советы по поводу внедрения системы, чем на саму инсталляцию.

В этом плане положительно отличается “Интермаркет”. В этой компании работает собственный Департамент информационных технологий. Для того чтобы запустить торговый объект, требуется очень много ресурсов. Зачастую работа не останавливается ни вечером, ни ночью. Всё нужно делать в очень сжатые строки. Не всем людям это под силу. Были случаи, когда увольнялись ключевые фигуры, люди, которые были призваны исполнять важные функции. В “Интермаркете” при открытии очередной торговой точки туда переходит часть старых сотрудников, а новые учатся в настоящих обучающих классах. Там есть все: и компьютеры, и кассовые аппараты, и даже кассовые боксы. Преподают люди с опытом, причем не один человек, а несколько учителей в различных областях. Обучающиеся могут задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы.

PCWeek/UE: В чём состоит особенность вашего решения для торговли?

Г. Г.:
Система SoftMarket построена с учётом быстрого расширения торговой сети. Весь поток информации между подразделениями автоматизирован. Например, расход/приход товара и вся дополнительная информация, которая накапливается на каждой торговой точке, приходит в офис для аналитической бухгалтерской базы. Обмен информацией по всей сети может происходить в реальном режиме времени. Эта возможность реализована на основе публичной сети. Сначала мы, правда, работали с дискетами. Это решение не отличалось особой практичностью, поэтому с появлением интернета работать стало быстрее и проще. 

Львовская торговая компания “Интермаркет” работает на рынке Украины с 1992 года и является одним из крупнейших торговых предприятий западного региона. Первый оптовый магазин типа Cash&Carry появился во Львове в 1998 году. На протяжении следующих шести лет компания открыла 12 мелкооптовых магазинов в сети “Барвинок”, два магазина самообслуживания “Интермаркет”, два крупных супермаркета “Арсен” и ещё один магазин Cash&Carry. Три магазина из сети “Барвинок” расположены в Борыславе, Трускавце и Червонограде.

За активное развитие компания была удостоена нескольких наград, в том числе и премии “Галицький Лицар-2003”.