Многие компании в качестве единственно возможного средства работы рассматривают обычные настольные ПК. Однако есть и другой способ, позволяющий наладить эффективную работу сотрудников, снизить общую стоимость владения и поддержки информационной системы. 


Аппаратная часть тонкого клиента выполненная в виде моноблока
Аппаратная часть тонкого клиента выполненная в виде моноблока

При стабильном росте числа приложений, количества обрабатываемой информации постоянно возрастают требования к мощности вычислительных ресурсов, что влечет, за собой необходимость модернизации оборудования. Это увеличивает и общую стоимость ИТ-системы, и расходы на ее поддержку.

Интенсивный путь развития ИТ-инфраструктуры современная компания проходит в несколько этапов. Вначале это несколько десятков персональных компьютеров, работающих под управлением различных версий Microsoft Windows. В компании работает локальная сеть, некоторые приложения используют технологию “клиент-сервер”, но в основу работы основных ресурсов положена файл-серверная модель. Для поддержки работоспособности системы, на этом этапе достаточно одного администратора. Такая схема вполне эффективна, так как персональные компьютеры на рабочих местах сравнительно мощные, приобретены недавно, приложений немного, все хранится на центральном файл-сервере.

Со временем компания продолжает расти и развиваться. Растет количество рабочих мест, пользователи оперируют большим количеством приложений, сотнями гигабайтов информации. Дальнейшее развитие ситуации происходит следующим образом:

компания увеличивает и модернизирует компьютерный парк за счет покупки нескольких десятков машин на рабочие места. Также растет количество серверов, поскольку один сервер с таким количеством клиентов и информации уже не справляется.

на клиентских рабочих станциях устанавливаются более современные операционные системы и приложения. Это может привести к снижению уровня управляемости системы и увеличению нагрузки на обслуживающий ИТ-персонал.

как следствие значительно компания увеличивает штат для обслуживания потребностей обновлённой системы.

установленное клиентское оборудование и программное обеспечение быстро устаревает в современных условиях, а его ремонт, настройка и модернизация, расходуют много ресурсов.

покупка новых, более дорогостоящих, более мощных персональных компьютеров не приводит к ожидаемым результатам. Система не становится более эффективной и производительной. Суть проблемы состоит не в продуктивности компьютеров и квалификации персонала, а в подходе компании к стратегии развития. В этой ситуации нужны чётко осмысленные перспективы роста, принципы управления компанией и качественно новые решения для построения ИТ-инфраструктуры компании.


Дополнительным достоинством тонких рабочих станций является ергономичность
Дополнительным достоинством тонких рабочих станций является ергономичность
Оптимальное решение для современной корпорации

Обычно под термином “тонкий клиент” подразумевают устройство, не оборудованное жестким диском и съемными носителями. Все вычисления выполняет сервер, поэтому требования к мощности процессора и объему памяти клиента минимальны.

Технология тонких клиентов предусматривает размещение системного ПО, всех пользовательских приложений и данных на центральных серверах. Рабочие места оборудуют терминалами, которые обеспечивают доступ к централизованным ресурсам, а результаты работы приложений, выполняющихся на серверах, поступают на экран пользователя.

Современные тонкие клиенты позволяют эффективно организовать полноценную работу с информацией и сервисами  свободны от большинства недостатков ПК. Даже брендовые модели представляют собой простые и недорогие устройства, не требующие сложной инсталляции, администрирования и модернизации. В отличие от типичного ПК, периодически требующего усовершенствования или замены, тонкий клиент может функционировать в течение неограниченного времени. Компании необходимо модернизировать только серверный парк. В случае выхода терминала из строя, он может быть просто заменен новым, без переустановки ОС и приложений и переноса файлов данных. Тонкие клиенты менее требовательны к пропускной способности сети. Для работы с корпоративной информационной структурой вполне достаточно даже модемного соединения через телефонную линию. Высокая надежность, простота установки и обслуживания, невысокие требования в отношении качества каналов связи, устойчивость к всевозможным сбоям, снижение общей стоимости владения информационной системой — вот основные преимущества, которые позволяет получить использование даной технологии.

Игроки на рынке оборудования (производители терминалов)


Тонкий клиент, интегрированный в монитор
Тонкий клиент, интегрированный в монитор
Лидером в производстве Windows-терминалов является компания Wyse Technology (www.wyse.com), доля которой составляет 42% рынка. Кроме нее подобные решения предлагают такие компании, как Neoware (16%), HP (11%), Fujitsu Siemens и другие, чья совокупная доля составляет около 31%.
Аппаратная часть тонкого клиента выполнена в виде моноблока в корпусе либо очень малого размера, либо даже встроенного в монитор. Практически любой из производимых сегодня тонких клиентов имеет перезаписываемую флэш-память для прошивки клиентской версии операционной системы (Windows CE, Windows CE.Net, Windows XP Embedded, Linux) и поддерживает основные протоколы передачи данных (RDP, ICA). На задней панели терминального устройства расположен определенный набор портов, который зависит от производителя и модели (порты COM, LPT, USB, сетевой RJ-45, порты для подключения клавиатуры, мыши, видео- и аудиоустройств). Например, все Windows-терминалы компании Wyse Technology поддерживают беспроводной интерфейс подключения к сети.

В тонких терминалах обычно используют процессоры Intel (Pentium II/III), AMD (K6-2) и National Semiconductor (Cyrix MediaGX), но, как показывает практика, подавляющее число устройств оборудованы кристаллами National Semiconductor (www.national.com).

Microsoft и Citrix

Сотрудничество Microsoft и Citrix, основных игроков на рынке производителей серверного программного обеспечения для терминальных систем, началось около 16 лет назад. Получив лицензию на Windows NT Server 3.51, Citrix превратила эту ОС в решение для поддержки тонких клиентов и стала продавать WinFrame — многопользовательскую версию, доступ к которой осуществлялся со специальных терминалов.


Набор портов зависит от модели и производителя
Набор портов зависит от модели и производителя
Новый Citrix Presentation Server 4.0 — это стандарт следующего поколения централизованной доставки приложений. В новом комплекте 4.0, на единой масштабируемой, гибкой платформе доступа собрано следующее поколение трех линий продуктов Citrix: сервера приложений Citrix Presentation Server, шлюза доступа Citrix Access Gateway и менеджера паролей Citrix Password Manager. Citrix Access Suite 4.0 обеспечивает подключение к информации любого рода данным, голосовой связи.

Компоненты Citrix MetaFrame Access Suite поддерживают доступ к корпоративным ресурсам, сохраняя управляемость гетерогенной среды. Обеспечивается развертывание приложений под Windows и Unix, управление ПО и безопасный доступ. Сотрудники могут подключаться через Интернет, глобальные, локальные, беспроводные, экстра- и интрасети.

Преимущества данной модели состоят в быстром предоставлении доступа к приложениям, простоте использования, поддержке более 20 различных платформ, управлении любым количеством серверов посредством единого интерфейса, легком управлении принтерами и другими устройствами.

Используя пять основных элементов инфраструктуры доступа, можно обеспечить “доступ-по-запросу” к своему вычислительному окружению. Эти пять составляющих выполняют следующие функции.

Отображение: сервисы Presentation and Conferencing Services обеспечивают централизованный, коллективный и универсальный доступ к ресурсам предприятия из любого места за счет объединения виртуального рабочего стола, приложений и ИТ-услуг.

  Организация: сервисы Aggregation and Personalization Services обеспечивают персонализированный доступ на основе предопределенных ролей.


Если в начале внедрения данной технологии затраты можно считать примерно одинаковыми по сравнению с построением инфраструктуры на традиционных ПК, то уже при следующей модернизации все преимущества терминального доступа и тонких клиентов будут более ощутимы.
Если в начале внедрения данной технологии затраты можно считать примерно одинаковыми по сравнению с построением инфраструктуры на традиционных ПК, то уже при следующей модернизации все преимущества терминального доступа и тонких клиентов будут более ощутимы.
  Защита: когда все значимые ресурсы предприятия сосредоточены в одном месте и становятся доступными из любого места, необходимой мерой является защита ресурсов и обеспечение безопасного доступа к ним. Security and Identity Management Services обеспечивают генерацию сложных паролей, их конфиденциальность и возможность шифрования передаваемой информации. Эти сервисы повышают производительность пользователей путем упрощения доступа к множеству защищенных паролями корпоративных приложений и одновременно защищают корпоративные ресурсы. Они также снижают затраты на поддержку пользователей.

  Доставка: Device and Network Services обеспечивают пользователям возможность работать на любом оборудовании через любое проводное или беспроводное соединение.

  Управление: основным критерием успешной работы “предприятия-по-запросу” является способность обеспечить исправное состояние и целостность ИТ-среды с помощью измерения, наблюдения и управления использования, качества и безопасности сервисов. Common Management Services позволяют полностью управлять и контролировать инфраструктуру доступа из центра обработки данных, вплоть до отдельных элементов.

Комплект Citrix MetaFrame Access Suite является самым полным из имеющихся на рынке решением для инфраструктуры доступа, обеспечивающим безопасный, простой и мгновенный доступ к корпоративным ресурсам. Каждый из продуктов, входящих в комплект, решает конкретную проблему, связанную с доступом. Все продукты комплекта работают согласованно, увеличивая возможности “предприятия-по-запросу”. Это позволяет уменьшить стоимость и сложность ИТ за счет централизации приложений и управления и одновременно избежать проблем, связанных с доступом пользователей в гетерогенную ИТ- среду.

Совокупная стоимость владения компьютерной системой 

По оценкам авторитетного источника Gartner Group (www.gartner.com) цена компьютерных активов на протяжении срока их службы складывается из многих слагаемых:
капитальные и другие материальные затраты (стоимость ПК, сетевой инфраструктуры, комплектующих, лицензионные отчисления за программное обеспечение, плата за электричество и т. д.);
стоимость технического обслуживания, куда входит стоимость всех разовых технических работ (установка, ремонт, техническая справка, модернизация, утилизация по окончании срока службы);
административные расходы, такие, как затраты на создание и обеспечение функционирования сети;
потери рабочего времени, например, время, которое технический персонал тратит на настройку и восстановление системы после сбоев.

Попытки внедрения тонких клиентов
Модель 1 — терминальная
Модель 2 — традиционная
2002 год. Вновь создаваемая компания с начальным числом рабочих мест равным 25. Традиционный подход (в виде обычных ПК) повлек бы за собой затраты на клиентское оборудование в сумме около $20 000. Тонкие терминалы обошлись примерно в $1 300 (использовались бездисковые б/у системные блоки класса Pentium 90_133) и два сервера (2xIntel Xeon 2.8GHz / 4G RAM / 2x36G HDD SCSI) - по $3 700 каждый. Экономия только на оборудовании составила более $11 000. В течение последующих лет общее количество добавленных рабочих станций превысило 40. Затраты на оборудование при использовании традиционной модели составили бы около $16 000. Терминалы (бездисковые б/у системные блоки класса Celeron 266/333) обошлись вчетверо меньшую сумму - менее $4 000. Имеющийся серверный парк имел некоторый запас мощности, поэтому достаточно было купить один сервер, гораздо большей мощности (2xIntel Xeon 3.2GHz / 8G RAM / 5x72G HDD SCSI) за 7 400$. Разница составила $4 600.
Крупная финансовая корпорация, имеющая филиалы в каждом областном центре Украины. В течение только последних пяти лет было произвела 5 масштабных модернизаций клиентского оборудования (в среднем по 100_150 рабочих станций на филиал). С учетом поставки брендовых моделей стоимостью по $ 500_700 ежегодные затраты составили около $80 000. Всего на модернизацию было затрачено более $400 000. При выборе даже дорогих брендовых тонких клиентов от Wise или HP по цене $ 300_400 цена оборудования не превысила бы $100 000.