Аналитическая компания Gartner Group представила результаты исследования мирового рынка СУБД. Данный сегмент софтверной отрасли вырос в 2004 г. на 10,3% и достиг отметки 7,8 млрд. долл., причем рост главным образом обусловлен увеличением спроса на средства бизнес-аналитики и хранилища данных. Правда, несколько процентов этого роста (3—4%) следует отнести на счет имевшего место падения курса доллара по отношению к евро. Тем не менее темпы развития рынка СУБД в 2004 г. превзошли в два раза показатель предыдущего года (5%), когда динамика изменения курсов валют была такой же.

Сегодня доминирует тройка лидеров — IBM (34,1% рынка), Oracle (33,7%) и Microsoft (20%). Другие разработчики далеко отстали: на долю NCR Teradata приходится 2,9%, Sybase — 2,3%, всех остальных — около 7%. Самые высокие темпы роста продемонстрировали Microsoft и Teradata — соответственно 18 и 17%.

В качестве одной из тенденций рынка эксперты Gartner отмечают повышенный интерес клиентов к использованию решений на базе недорогих серверов, наращивание производительности которых обеспечивается за счет кластеризации.

Сегмент СУБД на платформе Linux растет весьма высокими темпами (118%), но все же в абсолютном выражении он покрывает менее 10% рынка (650 млн. долл.). Здесь лидирует Oracle, которая расширила свое присутствие на платформе Linux с 69 до 80,5%. Правда, аналитики отмечают, что подобные результаты во многом объясняются процессом активного перехода пользователей с Unix  на Linux.

В свою очередь IBM делает серьезную ставку на продвижение новой версии DB2 8.2 (Stinger). Эта СУБД оптимизирована для ядра Linux 6.2, что обеспечивает ее повышенную производительность и масштабируемость за счет поддержки кластеров, многопроцессорных систем и 64-разрядной архитектуры, а потому она может стать достойной альтернативой Oracle RAC.

Что же касается платформы Windows, то здесь, безусловно, лидирует Microsoft, которая увеличила свою долю с 47,7% (2003 г.) до 50,9% (2004 г.). Эксперты Gartner высказывают искреннее удивление по этому поводу, так как указанное повышение продаж происходит на фоне постоянных отсрочек с выпуском SQL Server 2005.

Феномен роста продаж SQL Server 2000 на самом деле во многом объясняется быстрым развитием сопутствующих продуктов и технологий Microsoft, в первую очередь средств бизнес-аналитики и построения отчетов. Стратегия корпорации в этом отношении выглядит несколько необычно. Если подавляющее число поставщиков BI-решений не комплектуют их конкретными СУБД и продают отдельно, то Microsoft предпочитает действовать в своей традиционной манере и жестко привязывает собственное аналитическое ПО к SQL Server. И получает совсем неплохой бизнес-результат.