Одной из наиболее интересных демонстраций, на которых я побывал в последнее время, было представление будущего workflow-продукта Mendocino на недавней конференции Sapphire, собравшей пользователей корпорации SAP в Бостоне. Mendocino, созданный совместно Microsoft и SAP, подключен к базовым средствам системы корпоративного управления SAP и предоставляет знакомые инструменты настройки настольной среды.

Конференция SAP совпала с известием о том, что Билл Гейтс планирует написать еще одну книгу, в которой, по-видимому, речь пойдет о будущем самого понятия “работа”. Кроме того, форум SAP проходил параллельно с другим бостонским мероприятием — ежегодной встречей MIT CIO Summit в Массачусетском технологическом институте, посвященной главным образом той роли, которую играют технологии при организации рабочего места.

Откуда весь этот интерес к работе? Он вызван тем, что до конца нынешнего десятилетия именно деловые процедуры окажутся в фокусе корпоративного менеджмента. О производителях ПО будут судить по тому, насколько хорошо взаимодействуют их продукты, насколько понятны их пользовательские интерфейсы и насколько гибкость новых workflow-систем масштаба предприятия позволяет им эволюционировать по мере изменения бизнеса.

“Новые задачи в разработке ПО будут связаны не столько с обеспечением доступа людей к нужной им информации, сколько с приданием ей смысла. Их решение позволит людям сконцентрировать свой опыт, выделить в нем наиболее значимые элементы и применить его. При этом сократятся затраты времени, обусловленные сложностью труда в информационно насыщенной среде”, — говорится в служебной записке Гейтса, недавно разосланной по электронной почте. Несмотря на многословие этой фразы, Гейтс точно характеризует суть дела. Нам действительно не нужна еще одна поисковая система, еще одно информационное хранилище или еще один способ генерации дополнительных данных. Прежде чем компании начнут широко использовать географические данные, инвентарный RFID-контроль или оперативно обновляемые прайс-листы, им надо научиться распоряжаться уже имеющимися информационными ресурсами.

Хотя создание КИС, соединенных с ПО типа Mendocino, возможно, и решит проблемы информационной избыточности, здесь возникает ряд интересных вопросов о том, кто будет проектировать, развертывать и обслуживать системы такого рода. SAP (и это неудивительно) полагает, что сможет описать практически любую мыслимую транзакцию и предоставить пользователям возможность найти доступ к системам, наилучшим образом отвечающим их методам ведения бизнеса. А такие компании, как Pegasystems, ориентируются на высокую гибкость системного дизайна, построенного на концепции бизнес-процедур реального времени.

Самым острым моментом форума MIT CIO было выступление исполнительного директора Pegasystems Алана Трефлера, вступившего в спор с главным архитектором разработок SAP Лутцом Хойзером о преимуществах гибкой модели перед заранее заданной структурой. Хотя такие дискуссии обычно доставляют удовольствие лишь программным архитекторам, обсуждение направлений разработок в сфере workflow чрезвычайно важно не только для поставщиков ПО, но и для пользователей, пытающихся разобраться, какая технологическая инфраструктура лучше всего подходит для их компании.

Ряд критиков, в частности Николас Карр, считает, что все вычислительные инфраструктуры со временем будут доступны как коммунальные услуги (utility computing), покупаемые подобно электроэнергии в случае необходимости. Возможно, это и верно по отношению к использованию высокоскоростных сетей, центров обработки данных и аутсорсинговых вычислений как альтернативы традиционной модели натурального хозяйства, но только не по отношению к системам workflow.

Хотя у разных компаний могут быть схожие бизнес-процессы, именно различия в них, умение поддерживать актуальность тех или иных данных, а также распределение прав и полномочий участвующих в бизнес-процессах пользователей обеспечивают предприятию преимущества перед конкурентами.

Особенно эффектно выглядела на демонстрации Mendocino возможность легко связать процессы закупок с системами производственного и финансового планирования. В реальной жизни наличие четких знаний о том, когда дефицит материальных ресурсов остановит производственный конвейер, нередко определяет, станет ли текущий квартал прибыльным или убыточным. Никакие архитектуры utility computing, обсуждаемые сегодня, не обеспечивают полноценной корпоративной инфраструктуры в сочетании со столь необходимой сиюминутной гибкостью.

Успех нового взгляда на работу и систем workflow будет зависеть не только от выбора правильной технологии, но и от готовности руководства и всего персонала корпораций воспринять эти новые идеи.

С главным редактором eWeek Эриком Ландквистом можно связаться по адресу: eric_lundquist@ziffdavis.com.