В  конце прошлого года было объявлено о заключении стратегического соглашения, в результате которого бизнес персональных систем IBM переходит под управление китай-ской Lenovo Group. В результате этого события должен был появиться один из мощнейших новых игроков на мировом рынке персональных систем, не говоря уже о том, что сама новость “встряхнула” биржевые котировки и породила множество слухов.


Денис Решин, руководитель департамента персональных систем московского офиса IBM: Спекуляции на тему выхода IBM из бизнеса по производству ПК не соответствуют действительности
Денис Решин, руководитель департамента персональных систем московского офиса IBM: Спекуляции на тему выхода IBM из бизнеса по производству ПК не соответствуют действительности
Спустя полгода процесс слияния двух компаний в некоторых странах уже завершен. Многие дистрибуторы персональных систем задаются вопросом о дальнейших перспективах сотрудничества с обновленной IBM-Lenovo. Денис Решин, руководитель департамента персональных систем московского офиса IBM, согласился дать расширенные комментарии относительно будущего бизнес-альянса между IBM и Lenovo.

PCWeek/UE: Что представляет собой сделка между IBM и Lenovo и что она несет рынку?

Денис Решин:
Сразу хочу заметить, что сделка между IBM и Lenovo по характеру является бизнес-альянсом. В рамках этого соглашения IBM получает 14% акций новой компании, Lenovo переходит 45% акций, остальное распределено между частными американскими инвесторами. Ранее в прессе проскакивали спекуляции на тему выхода IBM из бизнеса по производству ПК и продаже его китайской компании — эта информация не соответствует действительности.
В течение второго квартала 2005 года США и ряд других западных стран уже начали сотрудничать с обновленной Lenovo. Страны Восточной Европы находятся во второй очереди. В третьем квартале период слияния полностью завершится.

Также хочу успокоить тех, кто беспокоится о том, что качество продукции может якобы ухудшиться. Дело в том, что все лаборатории и исследовательские центры по разработке продукции являются частью сделки. Соответственно все инженеры, дизайнеры со всем накопленным опытом переходят в новообразованную компанию. Ни для кого не секрет, что последние 5 — 7 лет ПК и ноутбуки IBM собирались на производственных мощностях в Китае, в том числе и на заводах Lenovo, поэтому процесс реорганизации бизнеса будет происходить органично. Все производственные планы утверждены на 18 месяцев вперед, как обычно это происходило со всей линейкой продуктов семейства персональных систем IBM, и мы не ожидаем в этот период никаких изменений в качестве. Брендинг и логотипирование продукции (торговые марки ThinkPad, ThinkCentre и ThinkVision) будут оставаться неизменными в течение следующих пяти лет.

PCWeek/UE: Что произойдет затем?

Д. Р.:
Это предмет отдельного разговора. Рынок персональных систем очень динамичен, и пять лет — достаточно большой период времени, за который успеет смениться несколько поколений компьютеров, ноутбуков, появятся новые технологии. Поэтому делать какие-то долгосрочные прогнозы сейчас рано. Бренд Think является очень узнаваемым во всем мире, а бренд ноутбуков ThinkPad, например, — самый узнаваемый в этом сегменте в мире. Усилия объединенной компании будут направлены на развитие ассоциации брендов Think и новой Lenovo за счет маркетинговой активности, продаж и мероприятий по популяризации (например, спонсорское участие в Олимпиаде в Турине).

PCWeek/UE: Как обстоят дела с технической поддержкой?

Д. Р.:
  Вся поддержка рабочих станций и ноутбуков, которые уже проданы и будут продаваться в дальнейшем, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание, остается за IBM. Вся сервисная сеть остается и развивается.

PCWeek/UE: Что от IBM переходит в новообразованную компанию Lenovo?

Д. Р.:
  Управление компанией и весь топ-менеджмент отдела персональных систем. Остальной персонал сливается абсолютно синергично, в отличие, например, от слияния HP-Compaq, когда на каждую должность в объединенной компании претендовало по одному человеку от каждой из сторон.

PCWeek/UE: Почему для заключения альянса была выбрана именно компания Lenovo?

Д. Р.:
  Компания Lenovo не новичок на рынке. Она была основана в 1984 году и на данный момент является IT-компанией №1 в Китае, удерживая 27% рынка. Традиционно компания Lenovo имеет очень сильные позиции на рынках SOHO и SMB, в то время как IBM традиционно нацеливалась на корпоративный сегмент. Также у компании Lenovo налажены отличные партнерские торговые связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Всего в мире у Lenovo насчитывается около 35 тысяч бизнес-партнеров, в Китае эта сеть состоит из бо лее чем 3600 дистрибуторов и 4400 розничных магазинов. Новообразованная компания получит уникальный технологический опыт, унаследованный от IBM, и хорошо развитые каналы реализации продукции. При объединении продуктовых линеек новой компанией будет охвачен больший диапазон рынка по сравнению с текущими сегментами, охваченными каждой из компаний.

PCWeek/UE: Что послужило основной причиной заключения сделки? Стремление продать прибыльное предприятие и получить максимальную рыночную стоимость или наоборот — желание побыстрее избавиться от убыточного подразделения?

Д. Р.:
  Все мы знаем, что на разных рынках бизнес персональных систем разнится своей прибыльностью. По глобальным оценкам внутри корпорации IBM совладельцы бизнеса, по-видимому, считали, что это подразделение приносит недостаточно прибыли. Также были учтены общемировые тенденции на рынке, согласно которым персональные системы все больше становятся “потребительским” товаром, что идет в разрез с корпоративным позиционированием корпорации IBM. Новая компания будет заниматься исключительно бизнесом персональных систем, имея за собой всю мощь и поддержку IBM в плане сервисной и технической поддержки. Таком образом новая компания Lenovo сможет более адекватно и эффективно отвечать всем тенденциям рынка персональных систем.

PCWeek/UE: планирует ли корпорация использовать в своих интересах уникальное геополитическое положение Украины?

Д. Р.:
  Если рассматривать вопрос стратегически, то пока рано говорить об использовании геополитического положения Украины. Основным фактором, который сможет реально благоприятствовать использованию положения Украины, могло бы стать вхождение страны во всемирную торговую организацию. Как только Украина войдет в ВТО — появятся новые притоки инвестиций, которые стимулируют развитие производства, развитие логистических цепочек и т.д. Соответственно и игроки рынка персональных систем будут вынуждены играть по международным правилам, повысится уровень прозрачности работы и конкуренция.

PCWeek/UE: В России случилась отчасти парадоксальная ситуация, когда азиатский бренд сместил местного производителя с первого места по продажам ноутбуков начального уровня обвалив цены на свою продукцию. Будут ли ноутбуки начального уровня входить в сферу интересов обновленной Lenovo?Планирует ли IBM предпринимать ответные ходы, чтобы не допустить подобного лавинообразного захвата рынка на Украине?

Д. Р.:
  Конечно, в рамках бизнес-альянса мы будем играть на рынке ноутбуков начального уровня. Но традиционно IBM никогда не выступала инициатором ценовых войн или лавинообразных обрушений цен на свою продукцию. Я думаю, эта традиция сохранится, потом как такая политика невыгодна никому. К тому же я не думаю, что мы будем конкурировать с азиатскими производителями. У нас есть свой low-end сегмент, но, учитывая требования к качеству и техническое оснащение IBM, эти ноутбуки соответствуют продукции среднего класса сравнительно с дешевыми брендами.

PCWeek/UE: Всё-таки, будет ли компания предпринимать меры для стабилизации своей доли рынка?

Д. Р.:
  Мы нацелены исключительно на увеличение своей доли рынка.