Рынок услуг связи в Украине — один из самых быстрорастущих и оттого привлекательных. По данным Министерства статистики, темпы роста его в прошлом году составили 65%, и за 2004 год телекоммуникационные компании страны заработали 20,3 млрд грн, что сопоставимо с отраслями транспортного машиностроения и химической промышленности.


Темпы роста рынка услуг связи в прошлом году составили 65%
Темпы роста рынка услуг связи в прошлом году составили 65%
Особое внимание в 2005-м году привлекают структурообразующие предприятия, особенно те, которые создают волоконно-оптические сети (ВОЛС). В период 2000-2003 гг. целый ряд предприятий, среди которых “Укртелеком”, УНИИС, “Оптима Связь Строй”, “Сигма”, “Утел”, “Укрэнерго”, “Свемон Киев”, UMC, “Юниверсал Телеком”, “Атлас”, “Голден Телеком”, “Инком”, “Киевстар”, “Воля Кабель”, “Киевтелемонтаж”, “Евротранстелеком”, реализовали ВОЛС-проекты.
Недавно, по завершении строительства первого сегмента одной из крупнейших магистральных оптоволоконных сетей, “Евротранстелеком” (ЕТТ) стал вторым по протяженности линий (после “Укртелекома”) оператором первичных сетей связи — “провайдером для провайдеров”.

К настоящему моменту компанией достроен участок в 2 тыс. км через девять областных центров Украины: Львов, Тернополь, Хмельницкий, Винницу, Киев, Днепропетровск, Харьков, Донецк, Запорожье, смонтировано свыше 20 узлов сети, а общая протяженность проложенного оптоволокна составляет 3 тыс. км. Установки узлов ожидают сейчас Одесса, Николаев, Херсон и Луганск, на очереди — Симферополь. Всего к началу 2008 года должно быть построено 5 тыс. км сетей в 19 регионах Украины. Строительство осуществляет корпорация “Инком” на базе оборудования OME6250 (пропускная способность — 2,5 Гб/с) канадской компании Nortel. Генеральный директор “Евротранстелекома” Виталий Каразей сообщил, что в проект уже инвестировано около $20 млн., а его общая стоимость составит $37 — 40 млн.

Сеть повторяет топологию железных дорог Украины и строится в полосе отчуждения, что повышает сохранность ВОЛС. Такая ориентация не случайна: партнером ЕТТ является “Укрзализныця”, владеющая четырьмя волокнами из 18 — 32 на разных участках, которые она использует для нужд собственной корпоративной сети. Учитывая, что первичные сети “Укртелекома” расположены, в основном, вдоль автомагистралей страны, Виталий Каразей считает, что эти две инфраструктуры будут не столько конкурировать, сколько взаимно дополнять друг друга, что позволит повысить общую связность и надежность сетей Украины, тем более что обе компании работают в рамках одних и тех же граничных тарифов.

Виталий Каразей добавил, что некоторые пары оптоволокон уже арендованы мобильными операторами; другим компаниям коммерческие услуги по аренде каналов пока не предоставляются. Зарубежными партнерами ЕТТ являются аналогичные (“железнодорожные”) операторы магистральных сетей Польши, Словакии, Венгрии и России.