Новые цены на ноутбуки могут взломать весь украинский рынок ПК
Активизация действий Acer вызывает смешанные чувства: покупатели ликуют, дистрибуторы прикидывают будущие доходы. Больше всего пищи для размышлений появилось у производителей как ноутбуков, так и настольных компьютеров.


Новые цены сделают ноутбуки доступными настолько, что они начнут вытесять настольные системы
Новые цены сделают ноутбуки доступными настолько, что они начнут вытесять настольные системы
Собственно, нельзя сказать, что произошло нечто совсем неожиданное. До недавних пор Украина оставалась тихой заводью среди бушующих вокруг страстей. Главным возмутителем спокойствия практически во всех странах Европы являлась все та же Acer Inc. Едва появившись на европейском рынке, эта компания навязала конкурентам очень жесткую ценовую борьбу, одновременно быстро развивая дистрибуцию и сервис. В результате, по данным за прошлый год, Acer оказался номером один по объемам продаж в большинстве европейских стран.

Очень похоже развивалась ситуация в России. Только там агрессором выступила ASUSTeK Computer Inc. Действуя практически по тому же сценарию, что и Acer в Европе, ASUS смогла к концу прошлого года выйти на первое место. Правда, результаты первого квартала текущего года показывают, что Acer смог отвоевать первенство и на российском рынке.

С другой стороны, к началу боевых действий в Украине операторов подталкивал сам рынок. Как-то слишком спокойно все было в последнее время: пятерка лидеров по объемам продаж ноутбуков не менялась года два. Могло сложиться ощущение, что никого кроме уже работающих в Украине мультинациональных китов (Samsung, Toshiba, HP, Sony и т.д.), локальных производителей и совсем мелких сборщиков этот сегмент не интересует. Верится с трудом. Особенно на фоне роста объемов продаж на 50-70% в 2004 году в сравнении с 2003. К тому же есть все основания полагать, что расти рынок будет еще не один год и весьма бурно (в 2004 украинцы купили всего лишь примерно по два ноутбука на 1000 человек, то есть максимум около 96000 штук в целом). Уже сейчас многие прогнозируют, что в ближайшее время количество покупаемых ноутбуков должно удвоиться, а то и утроиться.

И вот идиллия нарушена. “Украинский рынок развивается достаточно быстрыми темпами и становится для Acer стратегическим направлением. Поэтому сейчас мы предпринимаем ряд шагов по захвату рынка Украины. В том числе, мы скорректировали цены на нашу продукцию в Украине, чтобы сделать ее более доступной. Думаю, у нас есть все возможности выйти на первую позицию, и мы этого несомненно добьемся”, — говорит Дмитрий Елизаров, директор по продажам в Восточной Европе Acer Inc.

Кричали барышни “Ура!”…

Чей интерес в снижении цен очевиден — это потребитель. Воодушевились и дистрибуторы. И дело не только в том, что активные действия любого вендора позитивно влияют на рынок, придавая ему динамику.

“Политика Acer заключается в том, чтобы поменять местами позиции настольных компьтеров и лэптопов на рынке. Говорить о том, что стоимость ноутбуков стремится к стоимости настольного компьютера с аналогичными характеристиками, начали давно. С учетом нового предложения Acer, разрыв в цене становится вполне адекватным удобству, которое обеспечивает мобильная система, и престижу ее владельца. Я прогнозирую, что к сентябрю розница будет предлагать ноутбуки с дисплеем 15 дюймов по $700-750, а это уже рынок массовый. В общем, локомотив набрал скорость, и его уже не остановишь”, — утверждает генеральный директор компании BMS Trading Юрий Сидоренко.

Эту мысль дополняет руководитель направления Acer компании ERC Алексей Баранник: “Ноутбук станет более доступен, я бы сказал, он станет народной позицией. Если в 2004 году практически все конечные потребители покупали ноутбук впервые, то к концу 2005 года начнется волна повторных покупок. Это будет вполне доступно”.

Справедливости ради, стоит отметить, что многие дистрибуторы, которые не предлагают ноутбуки Acer, не склонны считать, что в ближайшее время на рынке произойдут существенные изменения. Довольно убедительно звучат их аргументы в отношении стабильности ситуации в сегменте топовых моделей. Во-первых, покупатели таких ноутбуков не столь чувствительны к цене. А во-вторых, предлагаемые агрессором модели уступают по многим параметрам. Для мобильных систем бизнес-класса эти аргументы справедливы уже в меньшей степени.

Евгений Омельченко, маркетинг-менеджер направления портативной компьютерной техники компании UDICOM, считает, что на данном этапе развития рынок ноутбуков настолько многогранен, что говорить об прямой конкуренции и вовсе не имеет смысла. Пока места хватает всем, и многие ИТ-компании, которые сегодня могут рассматриваться как конкуренты — завтра станут партнерами и наоборот.

Чапай думать будет

Наиболее интересна, конечно, реакция на этот вызов столпов бизнеса — производителей, лидирующих по объемам продаж ноутбуков в Украине. Владимир Поздняков, региональный менеджер IDC в Украине называет следующую пятерку: Samsung, Hewlett Packard, Toshiba, Asus, НПФ “Версия”.
Складывается ощущение, что большинство из них уже готовят ответные меры, но не будут спешить действовать. “Думаю, что вендоры, поначалу займут выжидательную позицию: изучат реакцию рынка, а потом уже будут реагировать сами. Что касается “Версии”, то у нас достаточно сильный бренд, наши покупатели доверяют качеству продукции, гарантии и сервису. Все это позволяет нам спокойно относиться к ценовым войнам, которые начинают конкуренты” — Олег Никончук, президент НПФ “Версия”. Примерно такого же мнения придерживается представитель по продажам в Украине ASUSTeK Computer Inc. Олег Шкрыль.

Естественным процессом считает происходящее глава департамента персональных компьютеров российского представительства Toshiba Europe GmbH, Игорь Снытко: “То что значительная часть рынка уходит в разряд товаров массового потребления — нормальное явление, — говорит он. — Мы не всегда можем встретить наиболее агрессивные ценовые предложения конкурентов. Главным образом потому, что не считаем нужным это делать. В ответ на действия Acer, в первую очередь, мы напомним рынку, что Toshiba является технологическим лидером на рынке ноутбуков. Для того чтобы напомнить о себе и о нашей позиции, мы планируем в скором времени провести рекламную кампанию в Киеве и в других крупных городах Украины. И только потом приступим к анализу соотношения цен. Конечно, разница не должна быть слишком уж большой. Но мы точно знаем, что за высокотехнологичные решения, которые наши конкуренты предложить просто не могут, потребители готовы платить несколько больше. Еще раз хочу отметить, что именно в технологическом лидерстве, которое, кстати, не всегда связано с лидерством по объему продаж, заключается миссия нашей компании”.

Менеджер подразделения персональных компьютерных систем НР в Украине Иван Стовбун прогнозирует, что “какое-то адекватное снижение цен на рынке произойдет. У многих вендоров появятся определенные модели, которые будут позиционироваться в том же ценовом диапазоне, как Acer и ASUS. Это не значит, что их цены будут равны. Скорее сравнимы. Думаю, по этому пути пойдет и НР. Кроме того, мы будем усиливать влияние в тех нишах, где наши конкуренты слабее нас. Постараемся предложить новый уровень сервисного и послегарантийного обслуживания”.

Более сдержан в своих оценках Владимир Болотников, маркетинг менеджер Samsung Electronics Украина: “Снижение цены — аргумент, конечно же, очень серьезный, но по нашему опыту недостаточный для достижения успеха на украинском рынке. Должна быть соответствующая инфраструктура сервисных центров, должна быть достаточная маркетинговая поддержка партнеров”.

Как видно, оценки участников рынка достаточно сильно разнятся, но точно понятно одно — украинский рынок ноутбуков ожидают серьезные перемены, возможно замены в группе лидеров. Кроме того, все эти события окажут существенное влияние и на смежные рынки, в частности на рынок настольных ПК.