В последнее время на рынке телекоммуникаций происходит множество изменений: бурное развитие беспроводных технологий, миграция на IP, конвергенция мобильной и фиксированной связи. Для их полноценного проникновения в корпоративную среду, особенно в нашей стране, еще нужно немало времени, однако даже отечественные компании все чаще смотрят в сторону высокотехнологичных решений. Они позволяют организовать эффективное взаимодействие с клиентами, упростить бизнес-процессы и сделать внутриофисные коммуникации удобными и более универсальными.


Samsung SOHO Master
Samsung SOHO Master
Вне зависимости от масштабов бизнеса основу корпоративной системы телекоммуникаций составляет автоматическая телефонная станция. Технически это достаточно сложный программно-аппаратный комплекс, к выбору которого необходимо подходить очень взвешенно — он должен в полной мере отвечать требованиям компании, иметь необходимый запас масштабируемости количества внутренних/внешних линий и возможность интеграции с другими компонентами системы телекоммуникаций. На украинском рынке представлено множество решений различных производителей, как правило, они очень похожи между собой, что существенно затрудняет проблему выбора и становится поводом для обращения к экспертам.

Наш материал призван дать общее представление о продуктовом сегменте и наиболее интересных, на наш взгляд, моделях. Мнения специалистов помогут лучше понять происходящие на рынке тенденции и посмотреть на ситуацию с разных сторон. В целом статья может стать хорошим подспорьем при формировании плана модернизации или построении корпоративной телекоммуникационной системы и принятии окончательного решения.

Alcatel OmniPCX


Alcatel OmniPCX Office
Alcatel OmniPCX Office
На сегодняшний день Alcatel поставляет на рынок два семейства станций: OmniPCX Office (OXO) для малого и среднего бизнеса и корпоративные OmniPCX Enterprise (OXE). Первые масштабируются от нескольких до 200 и более абонентов, вторые — в сетевых конфигурациях до 50 тыс. абонентов. Обе разновидности работают под управлением встроенной ОС Linux и сочетают функциональность традиционной и IP-телефонии. С этими станциями совместим большой спектр TDM- и IP-телефонов Alcatel для взаимодействия с оборудованием других производителей они поддерживают протоколы H.323 и SIP. На их базе можно разворачивать дополнительные приложения для повышения эффективности работы сотрудников и взаимодействия с заказчиками — голосовой и электронной почты, контакт-центров, SIP-приложения для совместной работы My TeamWork и др.

АТС OXO — наиболее массовое интегрированное решение Alcatel, помимо функций телефонии она объединяют Ethernet-коммутатор, шлюз IP-телефонии, при необходимости IP-маршрутизатор и перечисленные выше приложения. Станция предельно проста в установке и управлении и обеспечивает низкие капитальные и эксплуатационные затраты.

Avaya IP Office

Avaya IP406 Office
Avaya IP406 Office

Семейство продуктов IP Office подходит для нужд малого и среднего бизнеса и представляет собой комплексные решения связи типа “все в одном”, объединяющие на одной платформе различные виды коммуникаций. АТС имеют модульную структуру и обеспечивают масштабирование от 2 до 360 внутренних абонентов с более чем 200 внешних аналоговых и цифровых линий (до 96 цифровых и 192 аналоговых). Это позволяет их с успехом применять и для нужд домашних офисов, и территориально распределенных структур.

Как следует из названия IP Office, эти продукты сочетают технологии передачи данных с голосовыми функциями и являются IP-конвергентными решениями. Они поддерживают до 2 конференций с одновременным участием 64 сторон (или больше конференций, но с меньшим числом участников), PIN-коды контроля доступа, средства интерактивного речевого взаимодействия (IVR) с открытым для разработчиков программным интерфейсом и базовые функции контакт-центров. Специально для работы с этими АТС спроектированы цифровые телефоны Avaya серии 5400 и IP-телефоны серии 5600, но взаимодействие с моделями других производителей тоже возможно.

Cisco Unified CallManager

Cisco ISR
Cisco ISR

IP-телефонная станция Cisco Unified CallManager является программным продуктом, который функционирует на базе сервера модели MCS и управляет соединениями аудио- и видеотелефонии в конвергентной IP-сети. Развертывать Unified CallManager можно как в компаниях, располагающих небольшим штатом надомных или мобильных сотрудников, так и на крупных территориально распределенных предприятиях с 1 млн. пользователей в более чем 100 филиалах.

Сisco Unified CallManager поддерживает большое количество новых и хорошо известных телефонных сервисов, перечислим некоторые из них: ускоренный набор номера, отображение имени звонящего абонента, загруженное из адресной книги Microsoft Outlook, систему учета телефонных звонков, автоматизированное рабочее место секретаря (консоль, аудио- и видеоконференции), группы поиска (hunt group), удержание вызова, различные виды условной и безусловную переадресацию вызова, автоматически обновляемую директорию номеров абонентов, интеграцию с системой CRM, единый корпоративный план нумерации, приложения XML и многое другое.


Nortel BCM50
Nortel BCM50
Cisco Unified CallManager Express встроена непосредственно в ОС различных моделей маршрутизаторов Cisco ISR (Intergraded Service Router). Она управляет телефонными звонками, поддерживает типовые телефонные сервисы, а также предлагает дополнительную функциональность, например, видеотелефонию, создание очередей вызовов, меню интерактивного голосового автоинформатора, конференц-связь по расписанию, пейджинг, интерком, приложения XML и др. Функциональные возможности Cisco Unified CallManager Express соответствуют потребностям компаний малого бизнеса и филиалов крупных и средних компаний. Максимальное количество поддерживаемых Cisco Unified CallManager Express абонентов составляет 240 человек.

LG ipLDK/Starex

LG ipLDK300
LG ipLDK300

В числе продуктов LG Electronics есть два семейства IP-телефонных станций — ipLDK и Starex. Первое в большей степени подходит для сегмента малого и среднего бизнеса, покрытия офисов микросотовой связью DECT, организации IP-связи с удаленными филиалами, второе удовлетворит нужды корпораций среднего и крупного масштаба. Емкость конфигурации ipLDK можно нарастить с 4 внешних и 12 внутренних линий до 576 абонентов, а Starex до 992 абонентов. Если этого недостаточно, можно объединить до 7 станций Starex CS1000 в сеть с единым планом нумерации и общей емкостью до 5 тыс. абонентов. Большое разнообразие интерфейсов и типов сигнализации в Starex CS1000 делают ее пригодной для применения на различных объектах и даже телефонизации сельских районов при установке специальных плат.

Решения LG имеют весьма конкурентоспособное соотношение цена/качество и позволяют осуществить плавный переход к IP-технологиям. Они поддерживают аналоговые и цифровые терминалы, аналоговые линии, потоки BRI/PRI, IP-абонентов и IP-соединительные линии, а также DECT-терминалы. На базе этих телефонных станций можно построить систему аудиоконференций, селекторных совещаний и голосовой почты с общей продолжительностью записи до 12 ч.

Nortel Meridian 1

Nortel Meridian 1
Nortel Meridian 1

Модельный ряд Meridian 1 для работы с голосом и данными содержит решения для предприятий практически любого размера. Для малых и растущих офисов, а также филиальных структур предназначены станции Option 11С Chassis/Cabinet, которые поддерживают 60-128 и 30-800 линий, а средних и крупных — Option 61C/81C емкостью до 2 тыс. и 16 тыс. линий соответственно. Последние обладают не только большей масштабируемостью, но и лучшими возможностями резервирования процессорных мощностей для повышения надежности, поэтому их нередко используют в составе контакт-центров. Совместно с решениями на базе Meridian 1 также можно интегрировать IP-телефонные станции Business Communication Manager для малых офисов емкостью от 3 до 150 абонентов в зависимости от модели.

АТС Meridian работают в аналоговых, ISDN и IP-телефонных сетях и позволяют постепенно осуществлять развертывание IP-коммуникаций. Для своих телефонных станций Nortel разработала целый ряд интегрированных приложений: мост конференц-связи Integrated Conference Bridge, систему управления вызовами Call Director, воспроизведения предварительно записанных музыки и сообщений в режиме удержания Integrated Recorded Announcer, унифицированную систему передачи сообщений CallPilot, секретарь Integrated Call Assist, беспроводные приложения DECT. Все модели Meridian работают с ПО Communication Server 1000, для сетевого администрирования служит Nortel Telephony Manager.

Panasonic КХ-ТЕ/TDA

Panasonic KX-TDA600
Panasonic KX-TDA600

Panasonic — одна из немногих компаний, которая наряду с цифровыми IP-гибридными телефонными станциями продолжает уделять серьезное внимание производству аналоговых АТС. Она периодически вносит обновления в свою наиболее популярную гибридную линейку КХ-ТЕ (в данном контексте свойство гибридности означает возможность подключения к внутренним линиям как обычных аналоговых аппаратов или факсов, так и системных телефонов) и таким образом поддерживает ее в актуальном состоянии. При необходимости наладить в офисе малого или среднего предприятия несложную систему телефонии, затратив минимум средств, эти продукты могут стать оправданным выбором.

Станции семейства КХ-TDA обслуживают до 640 внешних линий, 960 внутренних и 512 мобильных абонентов DECT. Допустимо подключение по соединительным линиям VoIP (H.323 v.2), E1 (QSIG, ISDN PRI EDSS-1, R2 DTMF/MFC/Pulse), ISDN BRI, E&M, при этом с одной внутренней линией (DXDP) могут работать три независимых телефона — два цифровых и один аналоговый. Несмотря на цифровую природу КХ-TDA совместимы с любыми аналоговыми аппаратами, факсами и модемами. АТС имеют встроенные функции контакт-центра, их программируют с компьютера, по локальной сети, через модем, интернет или сеть ISDN.

Samsung SOHO Master/OfficeServ

Samsung OfficeServ 7200
Samsung OfficeServ 7200

По названию станции SOHO Master несложно догадаться, что компания Samsung Electronics ее позиционирует для сегмента малых и домашних офисов. Этот конвергентный продукт, помимо собственно цифровой мини-АТС, содержит широкополосный модем и точку беспроводного доступа IEEE 802.11b/g. Он позволяет не только осуществлять маршрутизацию звонков, но получать доступ в интернет стационарным и мобильным клиентам корпоративной сети. В качестве последних могут выступать различные устройства Wi-Fi — ноутбуки, настольные и мобильные IP-телефоны (до 8 трубок Samsung WIP-5000M) и набирающие популярность двухмодовые сотовые телефоны CDMA/ WLAN или GSM/WLAN.
Panasonic КХ-ТЕM824
Panasonic КХ-ТЕM824


Интегрированные АТС Office Serv предназначены для нужд малого и растущего бизнеса с числом сотрудников от нескольких до 512 человек и имеют блочно-модульную структуру с возможностью объединения в одну систему до 99 узлов и расширения таким образом емкости до 50 тыс. абонентов. Они объединяют маршрутизатор, шлюз IP-телефонии, систему голосовой почты и поддерживают наряду с аналоговыми аппаратами цифровые. Встроенные функции защиты и преобразования сетевых адресов позволяют на основе Office Serv строить системы доступа в интернет. Для систем обработки вызовов и обмена сообщениями существует специальное ПО.

Siemens HiPath

Siemens HiPath 1150
Siemens HiPath 1150

Корпоративная конвергентная архитектура HiPath объединяет IP-решения и сервисы для компаний различного уровня от 5 до 100 тыс. сотрудников. Самым экономичным решением по стоимости оборудования, инсталляции и эксплуатации является семейство HiPath 1100, которое можно подключать к ТФОП по аналоговым и цифровым ISDN BRI/PRI соединительным линиям. Станции HiPath 3000 поддерживают до 500 IP- или 384 TDM-абонентов, их также можно использовать в качестве медиа-шлюза программного коммутатора HiPath 5000 (от 10 до 1 тыс. абонентов) либо HiPath 8000 (от 300 до 100 тыс. абонентов).
Компания Siemens предлагает большое количество приложений на базе телекоммуникационной платформы HiPath, включая системы микросотовой связи Cordless Office, голосовой почты и обмена сообщениями Xpressions, контроля и анализа ошибок в сети Fault Management, тарификации соединений Accounting Management, гостиничного бизнеса Hospitality, ПО для контакт-центров ProCenter. Интегрированный в HiPath 3000 модуль HG 1500 поддерживает шифрование разговоров и сигнализаций, что важно для обеспечения безопасности при построении корпоративных сетей по IP, а также для IP-абонентов.

Siemens HiPath 3700
Siemens HiPath 3700

Выводы

Растущая популярность IP-конвергентных решений затрагивает самые разнообразные виды связи, и системы корпоративной телефонии здесь не являются исключением. На сегодняшний день все ведущие производители имеют в составе своих продуктовых линеек модели с поддержкой IP-технологий, и многие из них предусматривают возможность плавного перехода от традиционной аналоговой телефонии к интегрированным цифровым решениям.

С другой стороны, нельзя не учитывать целого ряда сдерживающих факторов. Исторически так сложилось, что на территории постсоветского пространства все еще очень популярны системы традиционной аналоговой телефонии, во многом по причине их невысокой стоимости и простоты эксплуатации. Для некоторых компаний недостаточно очевидны выгоды от использования IP-конвергентных решений, других останавливает новизна технологии или сложность модернизации существующей системы. Но несмотря на все “против”, если верить результатам проведенного опроса вендоров и дистрибуторов/интеграторов, “за” с каждым днем становится все больше.