Что нужно учесть системному администратору при обращении к вендорам антивирусного программного обеспечения
Распространение шпионских программ (spyware), ухудшающих безопасность ПК и снижающих производительность систем (а значит, и продуктивность труда их пользователей), стало толчком к разработке соответствующих средств противодействия как необходимой защиты корпоративных ПК.


Защита от шпионских программ реализуется в различных формах, включая автономные средства для отдельных ПК. Эта статья призвана помочь ИТ-администраторам в разработке заявки на поставку ПО для автономной защиты корпоративных ПК.

Чтобы правильно составить заявку, администраторы должны иметь ясное представление о проблеме, которую они хотят решить с помощью закупаемого ПО, о масштабах развертываемого решения и о потенциальных препятствиях для его реализации. Ниже приведена типовая заявка на антивирусное ПО.

ЗАЩИТА И УРОВЕНЬ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОРАБОТКИ

Какие типы угроз обнаруживает предлагаемое решение?

Spyware;
программы Rootkit;
Adware;
Программы Dialer;
троянские программы;
Cookies-угрозы;
программы System monitor;
другие (список).

Включает ли решение сервисы очистки и блокирования вредного ПО?
Опишите, как работают функции блокирования.

Как идентифицируются новые разновидности вредоносного ПО?
С какой периодичностью поставляются новые сигнатуры?
Охарактеризуйте потенциал исследовательской группы разработчиков вашей компании.
Кто в нее входит? В каких местах работает ее персонал?
Взаимодействуете ли вы с другими разработчиками для расширения базы сигнатур?
Перечислите наиболее значимые награды и заметные достижения группы разработки.
Как ваша компания работает с заявками по удалению из черного списка тех или иных Web-сайтов или приложений? Опишите процесс подачи и рассмотрения заявок.
Какие действия предпринимаются, если подтверждается изменение статуса какого-либо Web-ресурса? Сайты удаляются из базы данных или изменения вносятся в перечень рекомендованных по умолчанию действий?
Как об этих изменениях извещаются пользователи?

СЕРВЕРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ

Опишите компоненты инфраструктуры решения, включая:

сервер политик;
сервер распространения ПО;
сервер отчетов;
консоль управления.
Каковы минимальные и рекомендуемые требования к компонентам сервера, включая:
поддерживаемые ОС;
процессор;
размер ОЗУ;
дисковое пространство.

Предоставьте, пожалуйста, инструкции по масштабированию с информацией о максимальном количестве клиентов, соответствующем спецификациям сервера.
Можно ли размещать серверные компоненты на нескольких компьютерах или их надо устанавливать на одном аппарате? Перечислите коммуникационные порты, которые могут обеспечивать связь компонентов.

БАЗЫ ДАННЫХ

Опишите базы данных, входящие в серверный пакет установки.
Работает ли ваше приложение с существующими корпоративными базами данных? Если да, то какие СУБД поддерживаются?

КЛИЕНТЫ

Какие ОС поддерживаются на клиентских системах?

Windows Server 2003;
Windows XP;
Windows 2000;
Windows 95/98/ME;
другие (список).

Каков объем необходимого места на диске?
Каков объем расходуемой оперативной памяти?

В обычных условиях?
В процессе сканирования?

Насколько загружается процессор при сканировании?
Как осуществляется администрирование: через политики или вручную?
Как работает клиентское ПО: как приложение или как сервис?
На какой стадии старта ОС загружаются средства защиты от spyware?
Необходимо ли иметь при сканировании или очистке системы права локального администратора ПК?

Опишите режимы работы:

интерактивные пользователи;
только оповещение    пользователей;
без возможностей вмешательства пользователей;
другое (опишите).

Опишите, как программа взаимодействует с серверными компонентами. Перечислите все используемые при этом TCP/UDP-порты.
Опишите особенности, имеющие отношение к мобильным клиентам сети.
Получают ли эти клиенты обновления от вендоров?
Отключаются ли такие клиентские процессы по истечении предопределенного времени?
Есть ли у этих клиентов альтернативные способы отправки отчетов на сервер?

ПОСТАВКА

Содержит ли выбранное решение инструментарий для дистрибуции ПО клиентам? Опишите, как он работает.
Можно ли в этом инструментарии создавать и использовать файлы форматов .exe или .msi для инсталляции ПО?
Можно ли изменить с консоли серверные установки или контактная информация сервера жестко закодирована в ПО?

ОБНОВЛЕНИЯ

Есть ли в решении возможность контроля расписания обновлений на главном сервере и как клиенты регистрируют обновления?
Каков обычный объем обновлений?
Опишите правила административного контроля.
Можно ли устанавливать для администраторов разный доступ к решению (“только чтение” или “чтение и запись”)?
Можно ли разделить права доступа администраторов на группы?

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗДЕЛОВ

Увязано ли ПО с Microsoft Active Directory для определения наличных компьютеров, групп пользователей и подразделений?
Интегрируется ли ПО с другими службами, отличными от Microsoft Active Directory?
Можно ли создавать дополнительные группы и управлять ими вне структуры Microsoft Active Directory?

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКАМИ ДОСТУПА

Можно ли сканировать по заранее составленному расписанию отдельные компьютеры и группы?
Можно ли с помощью решения контролировать только определенные виды угроз — например, сканировать только операционную систему?
Можно ли при необходимости автоматически изолировать и восстанавливать последствия угроз?
Можно ли организовать доступ только к определенным сайтам и приложениям?
Можно ли создавать “черные списки” Web-сайтов?

ОТЧЕТЫ

Каков в решении набор отчетов?
Приведите пример отчетов, демонстрирующих возможности решения в этой части.
В какие форматы можно экспортировать отчеты решения?
Какие типы тревожных сообщений предусмотрены в системе?

на консоль;
SNMP;
по электронной почте;
Syslog;
на пейджер;
другие (приведите список).

ЛИЦЕНЗИИ И УСТАНОВКА

Какова стоимость лицензии на одного пользователя в год?
Взимается ли дополнительная плата за серверы или системы составления отчетов?
Опишите стандартные условия соглашения о поддержке клиента. Включена ли поддержка в оплату лицензий?
Каково расписание работы службы поддержки?
Опишите все бонусные и дополнительные возможности по оказанию поддержки, включая в это также и их стоимость.