В течение нескольких последних лет происходит стремительный рост объемов розничной торговли, обусловленный ростом платежеспособного спроса со стороны населения.


Слева направо: Юрий Приходько, Анатолий Балюк, Александр Комареус
Слева направо: Юрий Приходько, Анатолий Балюк, Александр Комареус
Не стоит в стороне от этой тенденции и один из крупнейших отечественных сборщиков компьютерной техники DiaWest. По данным внутреннего рейтинга компании ее сеть специализированных магазинов "Комп'ютерний світ" сейчас самая крупная в Украине — она насчитывает 54 магазина в 40 городах, до конца года она увеличится до 80 в 45 городах страны.

В отличие от набирающих популярность крупных гипермаркетов электроники, DiaWest делает ставку на магазины небольшой площади, в среднем она составляет 80 кв. м. Если помещение брать в аренду (а так и происходит в большинстве случаев), на открытие такого магазина с учетом закупки необходимого объема товаров, маркетинговых процедур и обучения сотрудников необходимо около 100 тыс. долл. Только в этом году сеть DiaWest увеличилась на 20 магазинов, на что было затрачено около 1,5 млн. долл. инвестиций. Компания активно развивает свой бизнес в регионах, нередко открывая первый полноценный компьютерный магазин в городе районного масштаба.

Основным конкурентным преимуществом собственной розничной сети DiaWest считает высококвалифицированный персонал. В течение последних четырех месяцев компания провела совместно с различными вендорами более 10 технических тренингов для своих продавцов-консультантов. Примерно четыре раза в год DiaWest проводит всеукраинские маркетинговые акции длительностью 1–1,5 месяца, обычно нацеленные на продвижение компьютеров в комплекте с монитором. Рост объемов закупок комплектующих у вендоров позволяет заметно снизить цены на эти категории продуктов. В настоящий момент проходит акция для студентов и школьников, по условиям которой они могут приобрести в кредит на 2 года с ежемесячным платежом 120 грн. компьютер с 17-дюймовым TFT-монитором Sony.

Не менее амбициозны планы компании в отношении роста объемов производства настольных компьютеров — до конца года их количество должно превысить 22 тыс. штук по сравнению 15,3 тыс. в 2005 году. Это позволит достичь оборота почти в 70 млн. долл., что на 60% больше аналогичного показателя прошлого года. DiaWest строит свои компьютеры преимущественно с использованием платформ Intel, комплектующих и мониторов LG Electronics, Philips, Samsung Electronics, Sony, периферии Canon, Epson, Hewlett-Packard. В среднем объем выпускаемых компьютеров DiaWest в настоящий момент составляет 5–6 тыс. штук в квартал. Естественно, эта цифра сильно зависит от сезона. В октябре компания намерена ввести в строй новую производственную линию, которая позволит выпускать до 15 тыс. компьютеров в квартал.

Настольные ПК составляют основную долю продаж DiaWest (35%), на втором месте — компьютерные комплектующие (16-19%). Несмотря на рост их объемов в количественном выражении, доля разрозненных компонентов в структуре продаж компании продолжает сокращаться. Положительную динамику роста демонстрируют ноутбуки, которые составляют уже 15% продаж. Летом в некоторых киевских магазинах объемы реализации ноутбуков оказались даже соизмеримыми с настольными ПК. Преимущественно речь идет о продуктах компаний Acer, ASUS и Samsung. По словам Анатолия Балюка, главы правления DiaWest, производить собственные ноутбуки в Украине экономически невыгодно. Этот сегмент рынка очень быстро растет, на него выходит большое количество игроков, с которыми очень сложно конкурировать.

Компьютерный бизнес очень непростой — цены на большинство продуктов  быстро меняются, а конкурентное окружение только в Киеве насчитывает около 300 компаний. По данным исследования, проведенного компанией Gfk в 45 городах Украины с населением свыше 100 тыс. человек, доля продаж DiaWest конечным потребителям составила 3,5%, что является очень хорошим показателем в масштабах всей страны. Если сделать поправку на города с меньшим населением, в которых тоже присутствуют магазины DiaWest, как заметил Александр Комареус, начальник отдела маркетинга, доля компании может достичь 4%. Для ноутбуков этот показатель еще лучше — 5,1%.

Не оставляет без внимания DiaWest и новое для себя направление комплексного предоставления услуг ИТ и интеграции. Самым показательным клиентом Анатолий Балюк считает компанию "Житлоінвест", для которой DiaWest построила сеть передачи данных, подключила ее к выделенной линии связи, поставила офисную телефонную станцию, компьютеры, периферию, ПО, провела обучение персонала и взяли всю технику на сервисное обслуживание.