Но разбирательства еще не закончились!
Новый финансовый год Microsoft начался в июле с уже привычных убытков на фронте разбирательств нарушения ею антимонопольных законов: 12 июня Европейская Комиссия оштрафовала корпорацию на 280,5 млн. евро (357 млн. долл.) за невыполнение решения этого высшего исполнительного органа Евросоюза от 24 марта 2004 г.

Данная сумма определена из расчета 1,5 млн. евро в день, начиная с 15 декабря 2005 г., когда Microsoft должна была выполнить требования Еврокомиссии. Более того, компания из Редмонда предупреждена, что если до конца июля она опять этого не сделает, то на нее будет наложен ежедневный штраф в двукратном размере — 3 млн. евро.

Нынешнее дело началось еще в 1999 г., когда европейское правительство провело расследование по фактам нарушения корпорацией антимонопольного законодательства, которое в свою очередь было в какой-то степени инициировано обвинениями в адрес Microsoft со стороны американского правосудия и ряда конкурирующих ИТ-компаний (Sun, IBM, Novell).

Пятилетнее изучение этого вопроса закончилось поистине историческим решением Еврокомиссии в марте 2004 г., которое признало, что Microsoft использует свое монопольное положение в области настольных ОС для продвижения собственных серверных технологий и медиаплейера. На компанию был наложен тогда штраф в размере 613 млн. долл., ей было предписано исключить Media Player из состава Windows, а также предпринять определенные шаги по повышению открытости и интероперабельности ее ПО. Обратим внимание: речь не шла о том, чтобы компания открыла коды своих ОС, вопрос стоял лишь об открытости протоколов и API для взаимодействия с внешними программными компонентами.

После этого, в июне 2005 г., CEO Microsoft Стив Балмер официально сообщил о шагах корпорации по выполнению этих договоренностей, которые будут реализованы в рамках Workgroup Server Protocol Program (WSPP). Она содержит более двух десятков пунктов, но ее суть связана с двумя основными направлениями — повышением доступности протоколов Windows и новой ценовой политикой в области их лицензирования (снижение стоимости или даже бесплатное применение). Нужно особо отметить, что действие WSPP относится не только к Европе, а имеет общемировое значение.

С 2004 г. отношения с Еврокомиссией — это одна из обязательных PR-тем Microsoft: корпорация постоянно рассказывает о своих шагах по урегулированию этот долгосрочного конфликта. Поток пресс-релизов по этим вопросам резко увеличился в последние месяцы. Но, как мы можем видеть, усилия Microsoft не увенчались успехом: ее шаги в направлении открытости ПО были признаны недостаточными.

Нужно отметить, что значение тяжбы с Евросоюзом определяется не только суммами конкретных штрафов. На самом деле гораздо важнее создание юридических прецедентов по весьма деликатным вопросам государственного регулирования процессов на ИТ-рынке. В этом плане представляется совсем неслучайным то, что как раз после марта 2004 г. Мicrosoft приняла меры для улаживания ряда судебных дел, также связанных с обвинениями в ее адрес по поводу нарушений антимонопольного законодательства: для урегулирования конфликтов с Sun, Novell, IBM и другими компаниями корпорация за два года выплатила около 4 млрд. долл. (А на рассмотрении в судах находятся еще ряд исков, инициированных в основном по событиям 90-х годов.)

Суммы значительные, но при внимательном рассмотрении легко увидеть, что на самом деле — это вполне умеренный “налог” за монополизм, который позволяет получать совершенно уникальные сверхдоходы. Ведь как раз тогда, в конце прошлого века, Microsoft вела очень жесткую борьбу (на грани и за гранью фола) со своими конкурентами, в результате чего она смогла за 10 лет увеличить объемы продаж с 6 до 40 млрд. долл. И, продав в 2005-м финансовом году настольных Windows на 12,2 млрд. долл., получила только на этих OC фантастическую операционную прибыль в размере 9,4 млрд. долл.
Деньги — весомый, но, наверное, не самый важный результат разбирательств с Еврокомиссией. За последние годы мы можем наблюдать определенные подвижки в стратегии Microsoft в направлении повышения открытости своего ПО (передача исходных кодов Windows государственным структурам, создание открытых форматов Office и пр.). Конечно, в значительной степени это объясняется объективными требованиями рынка, а может быть, и просто проявлением доброй воли руководителей корпорации. Но есть и еще один важный фактор, о котором представители компании чаще всего предпочитают не упоминать, — это юридические решения, в том числе и Евросоюза, обязывающие Microsoft двигаться в этом направлении.

Вот два основных пункта:

  • Microsoft должна предоставить окончательную и точную информацию, которая позволит обеспечить серверам в исполнении не-Microsoft полную интероперабельность при работе с настольными и серверными версиями ОС Windows;
  • эта информация должна быть доступна по приемлемой цене.
Комментируя данное решение, советник Еврокомиссии по вопросам конкуренции Нили Кроес (Neelie Kroes) выразила надежду на то, что уже полученный новый вариант документации Microsoft соответствует этим условиям и в последующих штрафных санкциях не будет необходимости. В свою очередь старший вице-президент и генеральный юрист Microsoft Брэд Смит заявил, что за последние полтора года корпорация передала Еврокомиссии свыше 10 тыс. стр. технических описаний, оперативно реагируя на запросы из Брюсселя. Что же касается стоимости лицензирования технологий Microsoft, то эти вопросы также находятся в процессе проработки руководством корпорации.