Корпорация “Фактор” одна из немногих, кто работает во всех трех сбытовых каналах — корпоративные продажи, розница и интренет-торговля. Об опыте компании в области построения ИТ-инфраструктуры под задачи подобного рода мы беседуем с директором по информационным технологиям корпорации “Фактор” Дмитрием Барановым.


Дмитрий Баранов, директор по информационным технологиям корпорации “Фактор”
Дмитрий Баранов, директор по информационным технологиям корпорации “Фактор”

PCWeek/UE: Опишите структуру издательско-консалтинговой корпорации “Фактор?” Какие направления деятельности вы можете перечислить в качестве основных?

Дмитрий Баранов: Основными направлениями деятельности традиционно являются издательство и полиграфия. Сегодня “Фактор” — это крупнейшее в Украине издательство специализированных подписных изданий и литературы, аудиторская фирма, современный полиграфический комплекс, служба подписки и курьерской доставки, учебно-методический центр и разветвленная торговая сеть. Главная цель издательско-консалтинговой корпорации “Фактор” — обеспечить бухгалтеру и экономисту, руководителю предприятия и предпринимателю максимально комфортные условия для успешной работы.

PCWeek/UE: Какие ИТ-решения используются в вашей компании и как они связаны с производством?

Д.Б.: Как и на большинстве производственных и торговых предприятий, все начиналось с автоматизации бухгалтерского и складского учета. На определенном этапе мы осознали необходимость комплексной автоматизации производства. Изучив присутствующие на рынке продукты и инструменты, мы пришли к выводу, что схожих реализаций в области полиграфии нет. Существуют методы автоматизации в области производственной деятельности металлургических, машиностроительных и других предприятий, но локализованных на территории Украины решений по автоматизации деятельности предприятий полиграфической отрасли не было. Поэтому, проанализировав представленные на рынке Украины системы, мы выбрали решение киевской компании “Бизнес Сервис”, как наиболее полно отвечающее нашей специфике. Инсталляция ERP-системы BS Integrator пока не завершена, она находится на промежуточном этапе. Сейчас автоматизированы базовые участки и мы планируем в течение следующего года закончить автоматизацию и получить полноценную ERP-систему.

PCWeek/UE: Кто предоставлял консалтинговые услуги по этому проекту?

Д.Б.: Была создана рабочая группа в составе наших сотрудников и специалистов компании “Бизнес Сервис”, третьи организации не привлекались. Поскольку в состав корпорации входит аудиторская фирма, есть специалисты в области производственного, управленческого, налогового учета, то мы привлекали собственные силы.

PCWeek/UE: ERP-система, о которой вы говорите, была специализированным решением?

Д.Б.: Когда внедрение будет завершено, решение можно будет считать специализированным. На первом этапе мы не увидели ту детализацию, которая нам нужна была в планировании производства и ресурсов, поэтому мы совместными силами дорабатываем систему, стремясь получить необходимые дополнительные возможности.

Не менее важна автоматизация внутренних процессов. Мы печатаем довольно большое количество периодических изданий и журналов, как сторонних, так и собственных. Во внутренних процессах допускается максимум несколько часов простоя. Без системы управления производством работать по такому плотному графику было бы просто невозможно.

PCWeek/UE: Как субъекты вашей компании объединены между собой?

Д.Б.: Все субъекты нашей корпорации объединены в единую корпоративную сеть передачи данных, обеспечивающую не только доступ к сети интернет, но и передачу данных в пределах города — у нас 15 точек присутствия в Харькове. У нас единый корпоративный почтовый сервер и единая торговая база, все магазины работают в онлайн-режиме, несмотря на то, что они распределены по городу.

PCWeek/UE: Из каких элементов состоит аппаратная часть вашей ИТ-инфраструктуры и каким образом осуществляется техническая поддержка?

Д.Б.: Аппаратная часть состоит преимущественно из серверов компании “МКС”. В подавляющем большинстве они основаны на процессорах Xeon или Pentium4. Сервисную поддержку также полностью берет на себя “МКС”. Мне известны случаи, когда на крупных предприятиях, к примеру, компания Siemens осуществляла поставку и поддержку своей техники напрямую, без участия интеграторов. Но я также понимаю, что вендоры гораздо быстрее и охотнее будут работать с компанией “МКС”, чем с нами. Прямая поддержка — это из области будущего, когда вендоры повернутся лицом к конечному потребителю, а не интегратору.

PCWeek/UE: Почему покупаете серверы у “МКС”?

Д.Б.: Нельзя сказать, что этому предшествовал негативный опыт работы с другими компаниями. Наверное, это в большей степени вопрос традиций — с компанией “МКС” мы работаем уже более 5 лет. Продукция “МКС” в ценовом плане лучше и выгоднее, чем решения от других поставщиков.

PCWeek/UE: Вы рассматривали продукцию А-бренд в качестве возможного варианта?

Д.Б.: Я считаю, что А-бренды востребованы в локальных представительствах западных компаний, пришедших в Украину. Они продвигают свое видение ИТ, у них такие корпоративные стандарты. Ну а для украинских компаний достаточно важен ценовой фактор.

PCWeek/UE: Западные вендоры стараются предпринимать инициативы для популяризации своей продукции среди отечественных корпоративных потребителей. К примеру, Hewlett Packard открыла свое производство десктопов. Если цена будет сопоставимой, кому вы отдадите предпочтение?

Д.Б.: Для меня будет иметь значение фактор обслуживания и поддержки. К примеру, договор на обслуживание от Hewlett Packard с уровнем поддержки, сопоставимым с аналогичным уровнем от “МКС”, будет стоить, скорее всего, на порядок дороже. Если эти параметры станут совсем сопоставимы, то начнет играть роль такой фактор, как традиции и корпоративные стандарты.

PCWeek/UE: Какие технологии связи используются в вашей компании для объединения точек присутствия?

Д.Б.: Используется множество каналов, в том числе наземные xDSL-ные медные, оптоволоконные и даже радиоканалы. В типографии, для которой получение оригинал макетов от заказчиков по сети интернет является критически важным фактором производства, применено тройное дублирование каналов с резервным выходом на вторичного (не основного) провайдера и не зависящий от меди радиоканал.

PCWeek/UE: Планируете ли вы внедрять CRM-систему?

Д.Б.: СРМ стоит на повестке дня, но в планы развития пока не внесена. Есть желание, но пока не доходят руки. Локальные фрагменты автоматизации с использованием CRM “Парус, менеджмент и маркетинг” для внутреннего использования у нас работают в отделах продвижения, маркетинга и рекламы, службах “Директ-маркетинга”. У нас эта система стоит порядка двух лет без особых обновлений, и того функционала, которым мы пользуемся сейчас нам, в принципе, достаточно.

PCWeek/UE: Используете ли вы для директ-маркетинга возможности контакт центров?

Д.Б.: Контакт-центров у нас нет, по крайней мере, внешних. Функции мини-контакт-центра интегрированы в нашу офисную АТС, ими пользуются 5-6 специалистов из службы директ-маркетинга. Что касается контакт-центра в промышленном понимании, как это делается, к примеру, в компаниях UMC и “Киевстар”, то в отдаленной перспективе у нас есть мысль организовать с ОАО “Укртелеком” многоканальный телефон “8-800”.

PCWeek/UE: Ваша компания планирует внедрять портальные решения?

Д.Б.: У нас есть основной информационный корпоративный сайт www.factor.ua, есть сайты Аудиторской фирмы “Фактор-Аудит” и журнала “Бухгалтер”, который мы позиционируем как журнал для продвинутых бухгалтеров. Форум на этом сайте очень живой, ведутся обсуждения на актуальные темы. В настоящий момент проходит тестирование интернет-магазина по продаже канцелярии и продукции Издательского дома.

PCWeek/UE: Что для вашей компании представляет интернет-проект? Это инструмент для продвижения основного бизнеса или это дополнительный бизнес, как отдельное начало?

Д.Б.: Если говорить о системе продаж, то сейчас мы только внедряем интернет-магазин. Я рассматриваю этот проект как перспективное направление, в том числе и как фактор дополнительного увеличения объемов продаж. Мы будем беседовать с нашими крупными оптовыми покупателями о переходе в режим работы B-2-B через наш интернет-портал. В первую очередь, партнеры смогут сами формировать и мониторить свои заказы. Сейчас прием заказов осуществляется по телефону, либо по факсу или по электронной почте, после запуска портала мы надеемся повысить качество и эффективность работы с заказчиками. Кроме того, “обкатав” решения интернет-торговли на наших партнерах, мы собираемся открыть подобную возможность заказа нашей продукции для любого пользователя, обеспечив доставку через собственную разветвленную сеть филиалов и представительств по всей Украине.

И все-таки четкой грани между собственно механическим увеличением объемов продаж за счет новых технологий и PR-функциями интернет-магазина провести нельзя. Я, к примеру, часто пользуюсь сайтом компании “МКС”, но не использую возможность онлайн заказа товаров. На этом сайте, помимо возможности заказа продукции, также можно почерпнуть техническую информацию о каком-либо из устройств, о его наличии, цене и конфигурации, и уже основываясь на этой информации, совместно с менеджерами департамента корпоративных продаж собрать свой заказ. И я надеюсь, что большинство наших покупателей, заходя к нам на сайт, выберут одну из этих возможностей.

PCWeek/UE: Кто в вашей компании определяет истинные потребности в ИТ-продукции и решениях? Вы принимаете решения самостоятельно или вам подсказывает системный интегратор?

Д.Б.: У этого вопроса есть масса нюансов. Споры о единении интеграторов с потребителями являются наиболее острыми и актуальными. С одной стороны, интеграторам нужно продать свои продукты и услуги, с другой — потребителю нужно получить решение своих проблем. Мне нужно получить решение проблемы быстрого перерасчета бухгалтерской ведомости, и я исхожу из этой позиции. Моя задача как ИТ-потребителя — получить вполне конкретный конечный результат. С этим требуемым результатом я прихожу к системному интегратору, и он предлагает мне ряд из имеющихся у него решений. После этого мы проводим ряд аппроксимаций и, естественно, приближаемся к оптимальному варианту. Наша компания исходит из такого алгоритма.

И большинство других корпоративных ИТ-потребителей, насколько я знаю, поступает именно так. К сожалению, полностью положиться на интегратора ни одна компания сейчас не может. Поэтому мы всегда делаем свою критическую оценку любому предложению, которое к нам поступает.

PCWeek/UE: Что будет происходить с вашей компанией в ближайшем будущем и как в этих процессах будут участвовать ИТ?

Д.Б.: В нашей корпорации наиболее динамично на данный момент развивается полиграфическое направление. Запросы этого подразделения по ИТ-нагрузке за последние годы выросли, наверное, в несколько раз. Если раньше у нас был автоматизирован только бухгалтерский и немного складской учет, то сейчас автоматизированные рабочие места стоят практически в каждом цеху, чуть ли не у каждого мастера. Все параметры и нюансы технологического процесса производства принимаются во внимание в финансовой службе, исходя из них мы рассчитываем срок выхода из печати и себестоимость продукции. На одной машине заказ будет стоить дешевле, но это будет дольше по времени, на другой тот же объем работ будет выполнен очень быстро, но и очень дорого. Поэтому клиенту в момент приема заказа необходимо предоставить пространство выбора, предложить различные альтернативные схемы. Если раньше подсчеты были не совсем точные, то сейчас мы стараемся увеличить эффективность подсчетов. Для того чтобы сделать это с минимальными погрешностями, нужны большие вычислительные ресурсы. Поэтому в ближайшем будущем мы будем увеличивать количество серверов и обсуждать возможность инсталляции хранилища данных.

Автоматизация торговой деятельности — следующее направления развития. Это многогранное и емкое понятие. Сейчас офисы и филиалы разрастаются по всей Украине, поэтому тот портал, над которым мы уже работаем больше года, должен стать большим прорывом в использовании информационных технологий не только в бухгалтерских структурах, но и в основных продающих. Помимо прочего, мы будем пытаться продвигать решения ip-телефонии для связи как харьковских точек присутствия, так и иногородних офисов и филиалов.

Кроме того, как один из актуальных и перспективных нами рассматривается вопрос электронного документооборота. Возможно, мы придем к электронному документообороту, автоматизированному контролю исполнительской дисциплины и всему, что с этим связано.

“Фактор”
История компании началась 18 февраля 1991 года, когда было зарегистрировано научно-производственное предприятие “Фактор”. Основным направлением деятельности в начале развития было проведение семинаров по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения с привлечением ведущих специалистов Министерства финансов сначала СССР, а потом Украины.

На сегодняшний день издательско-консалтинговая корпорация “Фактор” является одним из крупнейших предприятий Украины, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг и выпуске литературы по вопросам теории и практики бухгалтерского учета и налогообложения, предпринимательству, праву и делопроизводству.

В состав ИКК “Фактор” входят:

Издательский дом,
Аудиторская фирма,
Учебно-методический центр,
Торговый центр,
Типография,
Служба подписки и курьерской доставки,
Штат компании: около 1200 сотрудников.

Парк автоматизированных рабочих мест насчитывает более 300 компьютеров.