Крупнейшие международные банковские группы не так давно озвучили намерения приобрести некоторые украинские банки. Интерес к такого рода сделкам в Украине свидетельствует не только о возросшем интересе инвесторов к нашей стране, но и о грядущих изменениях в автоматизации банковской отрасли. В их числе — более пристальное внимание к деталям бизнеса, направленное на управление себестоимостью услуг. О спросе, тенденциях и перспективах развития банковской отрасли в разрезе информационных технологий PCWeek/UE рассказал Анатолий Зарахович, заместитель Председателя главы правления — коммерческий директор компании “Атлас”.
Анатолий Зарахович |
PCWeek/UE: Каковы, по Вашему мнению, тенденции автоматизации украинской банковской отрасли и их причины?
А. З.: В последнее время наблюдается повышение активности в области автоматизации банковской деятельности. Видимо, одна из причин — объявление о намеченных сделках по продаже и слиянию украинских банков (например, продажа банка “Аваль”). Для отечественных организаций, решившихся на привлечение иностранных инвестиций, остро проявилась необходимость проведения комплексного аудита, в том числе и аудита корпоративной информационной системы. Одним из наиболее эффективных способов привести бизнес-процессы банка в соответствие с мировыми стандартами является внедрение западной автоматизированной системы управления, что значительной мере упростит прохождение аудита.
PCWeek/UE: Помимо соответствия требованиям международного аудита, ощутима ли для самого банка, внедрившего информационную систему, практическая польза?
А. З.: Естественно, польза есть. Чем крупнее банк, чем больше он стремится к предоставлению клиентам новых качественных сервисов и активнее он применяет сложные программные решения, например, для анализа данных. С внедрением крупных западных банковских систем появляется необходимость оптимизации бизнес-процессов. Как правило, для этого используются специализированные решения, например ARIS. Первыми эти системы начали применять “Ощадбанк” и “Укрсоцбанк”. Их поставка и внедрение производились при поддержке российской компании “Логика Бизнеса”, которая была крупным партнером разработчика системы, а в прошлом году влилась в состав немецкой корпорации IDS Scheer.
PCWeek/UE: Какие решения, кроме автоматических банковских систем (АБС) и ERP, востребованы в банках?
А. З.: В последние годы банки активно занялись розничным бизнесом, что обусловило необходимость создания контакт-центров или call-центров. В последнее время многие крупные банки говорят о необходимости реорганизации ИТ-инфраструктуры в соответствии с рекомендациями ITIL. Поэтому скоро для многих банков встанет вопрос создания и внедрения сервис-центров (help desk) для поддержки функционирования ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов банка в целом. Аналогичный проект сегодня реализуется нашей компанией совместно с НБУ.
Такого рода сервисы могут использоваться не только в области ИТ-служб, но и для хозяйственных потребностей (например, для ремонта мебели). Это предполагает работу с заявками, аналогичными тем, которые подаются на ремонт компьютеров. Механизм работы этих служб тот же, отличия заключаются только в перенаправлении заявок и в том, кто занимается этой проблемой и анализом результатов.
PCWeek/UE: Как за последние несколько лет изменился спрос на информационные технологии в банковской отрасли?
А. З.: В 1994 году я был в составе первой делегации украинских банкиров в Соединенных Штатах Америки, которую возглавлял директор департамента информатизации НБУ Анатолий Стефанович Савченко. Представители Home Bank of America были крайне удивлены тем, что практически вся банковская система Украины (тогда как раз внедрялась система электронных платежей — СЭП НБУ) работает на платформах Novell, Microsoft, в то время как у них все еще использовались мэйнфрэймы. Они не понимали, чему именно мы хотим у них научиться, так сильно опережая их в плане использования новых информационных технологий.
Сейчас начинает формироваться активный спрос на крупные корпоративные решения, в силу того, что банки растут, происходят слияния, увеличиваются инвестиции в информационные технологии для более эффективного управления бизнесом. Вряд ли эта тенденция справедлива для средних и мелких банков, которые, по-моему, остаются на прежнем уровне. Практически все крупные банки на сегодняшний день внедряют новые виды информационных систем: в “Укрэксимбанке” идет процесс интеграции портального решения, не отстают “Аваль”, “Укрсоцбанк”, “Укрсиббанк”, “Ощадбанк”.
PCWeek/UE: Какие решения и услуги крупным банкам предлагает “Атлас”?
А. З.: Раньше мы специализировались в области разработки и внедрения программного обеспечения. В последние же годы мы больше внимания стали уделять информационной безопасности (борьба с инсайдерскими атаками, аудит ИТ-безопасности — наша компания обладает всеми необходимыми лицензиями ДСТЗИ СБУ), вопросам мониторинга и управления корпоративными сетями. Именно с этим направлением связаны проекты, которые мы выполняем в настоящее время для Национального банка Украины.
PCWeek/UE: Чем обусловлена такая специализация?
А. З.: Пожалуй, в большей степени тем, что потребителями таких информационных систем являются не только банки, но и крупные компании из других отраслей. Кроме того, у нас появилось несколько новых направлений, с информационными технологиями практически не связанных, но заслуживающих внимания в рамках нашей недавно прошедшей банковской конференции. В их числе — системы комплексной безопасности объектов, системы управления доступом, видеонаблюдения, охраны и так далее. Большинство из них построено на основе информационных технологий, и компании ощущают необходимость их интеграции с остальными элементами вычислительной среды. Например, система контроля доступа может быть использована в качестве одного из средств защиты информации: появление человека в здании и его присутствие на рабочем месте являются элементом допуска, например, к ресурсам локальной сети. В большинстве случаев этим аспектам не уделяют должного внимания, а мне известны случаи, когда в отсутствие сотрудника на работе были попытки под его учетной записью получить доступ к закрытой информации.
Вот почему сложно определить вопросы, касающиеся исключительно физической безопасности и не имеющие отношения к информационным технологиям. Многие из них работали бы значительно эффективнее при условии их применения вместе с системами учета кадров и другими корпоративными решениями.
PCWeek/UE: Как представители банковской отрасли приходят к решению о внедрении или усовершенствовании информационных систем?
А. З.: Не только банки, но и остальные компании достаточно редко самостоятельно осознают необходимость защиты от тех или иных угроз. Для решения этой проблемы мы ведем активную просветительскую деятельность. Эксперты нашей компании отмечают взаимосвязь разных уровней ИТ-инфраструктуры, на что следует обращать более пристальное внимание. Например, недавно ряд банков проявили интерес к системам “интеллектуального здания”. С одной стороны, эти решения не принадлежат к числу ИТ-задач в привычном понимании, а, с другой стороны, позволяют более полно оценить себестоимость предоставляемых услуг с учетом затрат на эксплуатацию зданий и сооружений.
PCWeek/UE: Насколько востребованной является консалтинг в области “интеллектуальных зданий”, какую выгоду она приносит компаниям?
А. З.: Проектов по созданию “интеллектуальных зданий” для банков у нас пока не было. Еще недавно потребителями таких решений являлись исключительно крупные бизнес-центры, жилищные комплексы: их владельцы учитывают, что кроме стоимости строительства важно также управлять стоимостью последующей эксплуатации. Надеюсь, скоро к их числу присоединятся банки и другие структуры, ведь в себестоимости конечного продукта или услуги должны быть учтены все затратные элементы. Собственники бизнес-центров очень быстро это осознали. Стоимость аренды офиса при насыщении рынка будет снижаться, и только компании, способные оценить все затраты, смогут точно определить уровень собственной рентабельности. Банкам также придется бороться за стоимость услуги, которая будет включать различные компоненты. Не только расходы на информационные технологии или персонал, но множество других аспектов. Тем более в сегодняшней ситуации, когда возрастают цены на энергоносители.
PCWeek/UE: Какими элементами “интеллектуального здания” больше интересуются украинские компании?
А. З.: Основными системами, позволяющими экономить средства. Это системы цифрового управления освещением, системы энергоменеджмента, отопления и контроля климата в здании. В качестве примера мы приводим большой мюнхенский банк HYPO (Германия), который три года назад, внедрив систему цифрового управления освещением, получил экономию потребления электроэнергии в размере 65%, и за 1,8 года проект окупился.
PCWeek/UE: В большинстве отечественных банков используются собственные разработки для автоматизации банковской деятельности. Прогнозируете ли вы приход западных компаний на украинский рынок АБС?
А. З.: Они уже сюда пришли. Практически все крупные банки работают с западными решениями. Дальнейшее их проникновение будет зависеть от того, насколько наши банки будут укрупняться, а также от качественного уровня украинских решений для банков. Что касается последних, мы поняли, что в этой отрасли конкурировать с западными решениями нам будет очень трудно. И вопрос здесь заключается не в квалификации наших специалистов-разработчиков, а в том, что банковская сфера тяготеет к международному финансовому рынку, влияние западных продуктов тут более значительное — они имеют больше отраслевого опыта.
Поэтому свое внимание мы переключили на другие области: нашими силами была создана система для автоматизации Пенсионного фонда Украины, которая работает там с 1999 года. В 2003 году мы выиграли тендер в Национальной кассе социального страхования Республики Молдова и за два года разработали и внедрили систему персонифицированного учета взносов.
Сегодня мы имеем программный продукт для регистраторов негосударственных пенсионных фондов, которые, как правило, создаются при банковских учреждениях.
Причина успешной конкуренции состоит в том, что применение в определенных сферах западных продуктов практически невозможно — будет необходима значительная адаптация в связи с различиями в законодательной сфере.
PCWeek/UE: Как спрос на решения и услуги влияет на ваши взаимоотношения с вендорами?
А. З.: На протяжении 15 лет работы компании мы культивировали подход, согласно которому “Атлас” предлагает клиенту не вендоров, а решения. Поэтому по каждому направлению мы работаем сразу с несколькими крупными западными вендорами. Например, в телефонии мы успешно представляем и Nortel, и Siemens, и Alcatel, и Ericsson. Для применения решений каждого из них находится своя ниша. Мы предлагаем клиенту решения, которые наиболее полно соответствуют его требованиям и ожидаемому уровню сервиса. Например, если в Национальном банке, во всех государственных структурах у нас стандартом является Nortel, то представителям гостиничного бизнеса мы никогда эти решения не предложим. Разработки Alcatel или Siemens гораздо лучше подходят для этих структур.
PCWeek/UE: Обращаются ли к вам банки за такой услугой, как аудит безопасности?
А. З.: Сейчас редко обращаются за аудитом безопасности, и на аутсорсинг нам также ничего не отдают. Это проблема не только банков, но и многих крупных корпоративных структур. Все зависит от того, насколько выгодно было бы для компании стать потребителем таких услуг. Когда они начнут вести расчет своих рисков, проблем, простоев, потерь и сравнят это со стоимостью аутсорсинга услуг, возможно, тогда это будет востребовано. Сейчас многие компании просто не ведут расчеты себестоимости услуг в целом, с учетом всех факторов.
PCWeek/UE: Предоставляете ли вы услуги по расчету стоимости владения решениями?
А. З.: Естественно, мы проводим расчеты, которые показывают экономику капитальных вложений и последующих затрат. Первоначальные затраты при внедрении таких технологий выше, но они окупаются за счет снижения будущей стоимости владения. Например, Национальный банк проявил дальновидность и профессиональный подход, запросив в тендере на систему для мониторинга сети стоимость не только проекта, но и пятилетнего владения решением. Я думаю, что многие компании последуют его примеру, чтобы оценить свои расходы по крупному проекту на длительный период.
PCWeek/UE: Как давно вы начали проводить банковские конференции?
А. З.: В этом году прошла тринадцатая конференция “Банковские системы и сети”. Когда в 90-х годах началось внедрение СЭП в Украине, представителям отрасли требовалось более тесное обсуждение всех процессов автоматизации. Такие конференции позволяли ИТ-руководителям банков отслеживать тенденции развития технологий, перспективы. Вопросы, которые мы затрагиваем в рамках конференции, уже не первый год привлекают на нее представителей центральных банков стран бывшего СССР. Были периоды, когда к нам часто ездили и из Латвии, Эстонии. Практически на все наши мероприятия приезжают представители банковской отрасли Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Молдовы.