Рынок ИТ-дистрибуции всегда был очень жестким и конкурентным. На заре его становления дистрибутором могла стать любая организация, которая имела возможность завезти ИТ-продукцию: мониторы, комплектующие, принтеры и т. д. Долгое время компания Roma была, преимущественно, «мониторным» дистрибутором, представляя дисплеи корейских брендов, а также оптические приводы этих же производителей.

В начале двухтысячных годов мы пришли к выводу, что монодистрибуция себя исчерпала, и взяли курс на увеличение дистрибуторского портфеля. Вскоре Roma, имея в своем активе более 30 контрактов, предлагала партнерам широкий спектр ИТ-продуктов: образно говоря, от клавиатур до ноутбуков. Эта стратегия себя оправдала: мы стали мультидистрибутором, значительно усилив присутствие на рынке комплектующих, в частности, материнских плат, видеокарт, корпусов.

В среде ИТ-дистрибуторов не раз высказывались мнения об обострившейся до предела конкуренции, о демпинге, который из сезонного явления превратился в постоянное. Высококонкурентный рынок перестал прощать ошибки игрокам, и компании, допустившие серьезные просчеты, были вынуждены сойти с дистанции. В стремлении сохранить свои позиции некоторые дистрибуторы максимально увеличивали закупки у вендоров, часто за пределами разумного, работали на дискриминационных условиях с бурно растущим сегментом ИТ-ритейла, для чего привлекали «критические дозы» кредитования или других форм заимствования.

Однако разразившийся кризис и вызванная им недоступность финансовых ресурсов резко изменили соотношение сил: огромные убытки на курсовой разнице, затоваривание складов, нехватка средств для расчетов с поставщиками — все это стало причиной острых проблем в бизнесе многих дистрибуторов.

В 2008 г. в компании Roma было принято решение о дальнейшей экспансии путем покупки бизнеса одного из конкурентов. Предварительные договоренности с одесской фирмой «Алгри», которая на тот момент обладала дистрибуторскими контрактами на ИТ-продукцию Samsung и LG, были достигнуты еще летом 2008-го, а их реализация заняла полгода. В результате мы стали собственниками ИТ-дистрибуции «Алгри». На структуру собственности самой «Алгри» эта сделка не повлияла. Сторонние представители для определения суммы данного соглашения не привлекались. Она была определена в переговорном процессе между владельцами компаний.

Вначале планировалось продолжить работу одесского офиса в составе компании Roma с использованием части прежнего персонала. В данный момент, учитывая положение на рынке, принято решение, что объединенную клиентскую базу будет обслуживать менеджмент департамента дистрибуции с использованием единой логистики компании Roma с центром в Запорожье.

Слияние с конкурентами или их поглощение является общемировой цивилизованной практикой. Избранный нами путь расширения или, в сложившихся условиях, сохранения бизнеса ИТ-дистрибуции позволил укрепить канал сбыта и увеличить число своих платежеспособных партнеров. Политика разумных закупок у вендоров, проведение своевременных расчетов с ними обеспечили нам отсутствие критических задолженностей, возможность «свежих» отгрузок и пролонгацию кредитных линий большинством своих вендоров.

В кризисном 2009 г. компании Roma исполняется 15 лет. К юбилею мы подходим в статусе одного из лидеров украинского рынка ИТ-дистрибуции.