Компания «SAP Украина» провела конференцию «Эффективное управление предприятием в условиях нестабильной экономики».

Открывая конференцию, Юлия Кудрявцева, директор экспертизы интеграционных и аналитических решений SAP СНГ, в своем докладе отметила факторы, которые более всего беспокоят финансового директора и других менеджеров компании в условиях нестабильности и кризиса в экономики. Наиболее важны для руководителя динамика показателей бизнеса, понимание причинно-следственных связей и оперативное реагирование на текущую ситуацию с последующим пересмотром планов в зависимости от проблемы. Кроме того, менеджмент должен понимать, каковы возможные сценарии развития компании, всегда знать ответы на ключевые вопросы, быстро реагируя на них и предлагая решения.

Однако, по опросам BusinessWeek, около 41% руководителей полагает, что у них всегда недостаточно информации для принятия важных решений,  22% считает, что ее не всегда бывает достаточно. Таким образом, в большинстве случаев менеджменту приходится полагаться на интуицию. Так, интуитивные решения принимаются более чем 60% менеджеров в больше чем 50% случаев. Количество неверных решений, принятых руководством по причине некорректной информации, достигает 77%.

Именно бизнес-аналитика помогает выявить тренды развития бизнеса, определить основные факторы, влияющие на эти тренды, найти причинно-следственные связи между ними. Как отметил в своем докладе Алексей Сафронов, руководитель отдела развития бизнеса BI-практики в компании Citia BTC, в традиционных  ERP-системах бизнес-анализу мешает небольшой набор стандартных отчетов, сложность извлечения информации из корпоративных систем, ее фрагментированность и низкое качество данных. Применение же приложений для бизнес-аналитики позволяет, в частности, лучше понять прибыльность клиентских сегментов в секции продаж и маркетинга, добиться оптимизации складских остатков в логистике, оценить поставщиков для производства, понять причины изменения ключевых показателей в анализе финансовых достижений.

Как известно, исходя из огромного потенциала рынка для бизнес-аналитики, в конце 2007 году SAP приобрела разработчика BI-решений компанию Business Objects. Как сообщила Ю. Кудрявцева, за срок чуть более года была разработана и утверждена стратегия развития решений, создана команда специалистов внутри SAP. Поддержка Business Objects также осуществляется через SAP. Результат 2008 года весьма показателен – рост оборота в СНГ достиг 900% по сравнению с 2007.

В качестве ставшего уже почти классическим примера применения решений SAP и Business Objects Юлия Кудрявцева приводит проект внедрения в парижском «Диснейленде». Этому парку развлечений вскоре после открытия удалось быстро достигнуть поставленной планки по количеству посетителей, однако прибыль на одного человека здесь была ниже, чем в аналогичном парке в США, который открылся гораздо раньше. Однако в парижском «Диснейленде» уже использовали бизнес-приложения SAP и получали информацию от более чем 900 различных источников данных. Например, соответствующие сведения заносились в базу каждый раз, когда машина посетителя въезжала на автостоянку, если клиент посещал какой-либо аттракцион, заходил в ресторан или делал покупки в магазине.

Используя продукты  SAP, менеджеры «Диснейленда» смогли проанализировать данные, которые определяют тенденции посещения. Например, они точно знали насколько большую посещаемость можно ожидать в будние дни марта, во время школьных каникул или при дождливой погоде.

Но наиболее интересен опыт того, как в «Диснейленде» ежедневно использовали эту информацию для оптимизации работы парка развлечений. Каждые три минуты система сравнивала реальную загрузку ресурсов (аттракционов, ресторанов, магазинов) с прогнозируемой. Полученная информация направлялась на коммуникатор типа BlackBerry каждому заведующему секцией в парке. Теперь в режиме реального времени менеджеры могли принять решение о перемещении персонала в места наибольшего скопления людей или даже перенаправить посетителей на другой аттракцион, добившись, таким образом, устранения «бутылочного горла».

Результаты проекта были очень успешными: «Диснейленд» снизил издержки и кардинально повысил прибыльность, занимая в настоящее время второе место в мире по доходности среди подобного рода предприятий. Немаловажно, что таких результатов удалось добиться вместе с ростом на 10% числа позитивных отзывов среди посетителей, полученных благодаря сокращению времени ожидания и лучшему обслуживанию.

Выступление Анны Каштановой, главного специалиста по внедрению Business Intelligence в «Дельта-банке», подтвердило эффект от использования бизнес-аналитики и в отечественных компаниях, тем самым дав ответ на вопрос «А что же в Украине?». Так, до внедрения решения Business Objects большая часть требуемой информации находилась в разных источниках и была противоречивой. Сотрудники ИТ-департамента банка являлись промежуточным звеном для всех запросов по аналитике. Приходилось выполнять огромное количество «ручных» операций в Excel, а время получения информации занимало недели. После внедрения в компании получили единый источник непротиворечивой информации, 80% информации пользователи извлекают самостоятельно, а время ее получения составляет от 2-х минут до 1-го дня.

Резюмируя, можно сказать, что аналитика в совокупности с правильными выводами и действиями позволяет циклически, то есть непрерывно, оптимизировать бизнес компании.

Во второй части конференции состоялась дискуссионная сессия, в рамках которой были выражены различные мнения о готовности рынка к BI-решениям и способах его развития. Как отметили выступающие, внедрение и применение Business Intelligence замедляется такими факторами как слабая осведомленность менеджеров отечественных компаний о задачах систем бизнес-аналитики, отсутствие реальных и детализированных данных в учетных системах компании, без использования которых бизнес-аналитика не имеет смысла. Кроме того, некоторые представители заказчиков отмечали довольно высокую стоимость BI-продуктов, которые хоть и намного дешевле масштабных ERP-проектов, но все же часто являются неподъемными для отечественных компаний в условиях спада экономики.

Тем не менее, большинство экспертов сходятся на мысли, что в ближайшее время рынок Business Intelligence в Украине будет активно расти. Об этом свидетельствуют и немалое число мероприятий, посвященных этой тематике, и неподдельный интерес заказчиков к данного рода решениям, который они проявляли на конференции.