Пожалуй, уже не осталось компаний, которые не ощутили бы на себе непосредственное влияние разразившегося финансового кризиса. В условиях повсеместного сокращения ИТ-бюджетов у заказчиков, а значит, снижения спроса на высокотехнологичные решения, в непростом положении оказались и системные интеграторы. Сегодня каждый из них ищет свои рецепты выживания. Крупнейший игрок украинского рынка системной интеграции компания «Инком» намерена сосредоточиться на поддержке работоспособности существующих информационных систем. Подробностями с PCWeek/UE делится ее вице-президент по инновациям Сергей Маглюй.

PCWeek/UE: Какие механизмы работы вы готовы предложить заказчикам в новых экономических условиях?

Сергей Маглюй: В последние три года на нашем рынке сложилось, можно сказать, нетипичное по сравнению с общемировой практикой распределение ИТ-бюджета. Западные компании 60% выделенных средств направляют на поддержание работоспособности информационной системы, 15% — на ее обновление и 25% — на развитие. У нас же было наоборот: 60% уходило на развитие и 40% — на обновление и поддержание работоспособности ИС. Это было вполне объяснимо — наш рынок переживал фазу активного развития, — и в благополучные времена устраивало всех. Но сегодня объемы бюджетов сократились в 2—5 раз. Естественно, в первую очередь компании начнут экономить на обновлении и развитии. При этом затраты на поддержание информационной системы снизятся гораздо меньше — из-за объективной необходимости обеспечивать работоспособность компании. Таким образом, по сравнению с прежними бюджетами, в которых эта статья расходов составляла незначительную долю, ситуация изменится с точностью до наоборот. ИТ-службам придется научиться оперировать сокращенным в несколько раз бюджетом и распределять его в новых пропорциях исходя из новой реальности. 

В соответствии с этим «Инком» перестраивает свой продуктовый портфель и стратегию продаж. Примером технологии, востребованной в текущей ситуации, может служить BURA (Back-Up, Recovery and Archiving) — инструмент для поддержания работоспособности информационной системы. В условиях ограниченного бюджета крайне важно правильно организовать обеспечение безопасности данных и их восстановление. Ведь нельзя забывать, что резервное копирование происходит в фоновом режиме, а на восстановление данных в аварийной ситуации компания тратит бизнес-время. Безусловно, решение вопросов планирования копирования и восстановления требует денег, но эти расходы не сравнимы с теми, которые понадобились бы на развертывание сети или построение ЦОД.  

PCWeek/UE: Возможно, в условиях кризиса вырастет спрос и на системы Business Intelligence?

С.М.: Применение систем Business Intelligence оправданно при наличии детализированных данных, а наши предприятия, как правило, не имеют необходимой статистики. В этой ситуации использовать инструменты BI все равно как рассчитывать, что «Запорожец» станет ездить лучше, если на него прицепить значок Mercedes.

PCWeek/UE: В каких отраслях распределение ИТ-бюджетов будет происходить согласно описанной вами модели? 

С.М.: Во всех. Предприятия всех отраслей уже буквально «пронизаны» информационными технологиями. Сегодня сбой в работе электронной почты или корпоративной сети может привести к остановке работы всей организации. Поэтому бюджеты на поддержание информационной системы будут вынуждены выделять все. 

PCWeek/UE: Можно сказать, сегодня мы идем по пути западных стран, в которых уже давным-давно всё внедрено?

С.М.: Мы приходим к типичной для любого европейского предприятия ситуации, когда содержание информационной системы обходится в три раза дороже, чем ее развитие. Значит, и системные интеграторы должны предлагать продукты именно в этом направлении. 

PCWeek/UE: Вы будете предлагать продукты ведущих мировых вендоров?

С.М.: В этом году компании не будут расходовать средства на перевооружение ИТ-инфраструктуры. Поставщикам оборудования придется несладко. Мы с удовольствием предлагали бы их продукты, но, повторяю, приоритеты изменились. Заказчики хотят эффективно работать на уже имеющемся оборудовании. Компания «Инком» способна им в этом помочь, например, обеспечить резервное копирование и восстановление данных. Более того, мы сделаем это с помощью существующих программ или с помощью условно бесплатных программ. Сегодня мы вынуждены сокращать зависимость от импорта и от доллара, поэтому «Инком» планирует предлагать услуги и решения, которые позволят заказчику получить действующую систему, оплатив только работу. 

PCWeek/UE: Неужели вендоры не смогут предложить свои услуги? 

С.М.: Смогут, при этом столкнутся с рядом сложностей. Во-первых, в отношении конкурентной стоимости услуг. У вендоров здесь нет локальных ресурсов, а привлечение импортных означает затраты в валюте, что будет закладываться в стоимость сервисов. Украинские интеграторы в этом отношении имеют преимущество. Во-вторых, доступность ресурса. «Инком» в случае необходимости может предложить услуги сразу 200 человек, чего не сможет ни один вендор.  

PCWeek/UE: Это означает, что штат сотрудников «Инком» будет увеличен?

С.М.: Нет, сегодня в «Инком» работает 1600 штатных сотрудников, этого более чем достаточно. Изменения коснутся продуктового портфеля и внутренних процессов. Подробнее об этом мы сможем рассказать в апреле: 1 апреля 2009 года в «Инком» начинается новая трехлетка. 

PCWeek/UE: Это ноу-хау вашей компании или таким образом будут действовать все интеграторы?

С.М.: Переориентировать портфель услуг? Конечно, все. Мы не изобретаем никаких новшеств, это обычная практика, все будут делать так. Моя цель — помочь клиентами перестроиться, научиться думать в масштабах урезанного бюджета и распоряжаться им более эффективно, а системные интеграторы быстро поймут что к чему. 

В рамках ограниченного бюджета мыслят не процентами, а конкретными суммами. Если раньше можно было держать в штате трех системных администраторов, которые обеспечивали работу приложений, то сегодня подобную роскошь уже себе не позволишь. Сегодня один системный администратор должен выполнять работу за троих, и этого можно достичь тремя способами: автоматизацией, организацией и повышением эффективности. Автоматизация означает покупку программ, а значит, затраты. Мы предлагаем организацию, за счет которой можно добиться в том числе повышения эффективности. Наша экспертиза поможет организовать ИТ-подразделения таким образом, чтобы они смогли меньшим штатом выполнять тот же объем работы.

PCWeek/UE: Это означает, что интегратор лишается такой «традиционной» статьи доходов, как перепродажа оборудования? 

С.М.: Следует поблагодарить вендоров. За последние два года они приучили нас к тому, что маржа на оборудовании для интеграторов не может составлять больше 10%. И это сыграло нам на руку: поскольку за счет маржи на оборудовании мы не могли покрыть наши расходы, пришлось научиться продавать услуги, на которых и будем зарабатывать в дальнейшем.

Действительно, оборот по продажам аппаратного обеспечения у нас снизится. При этом доля чистой прибыли в обороте увеличится, в том числе за счет снижения затрат на 40%. Маржа на услугах традиционно больше, и, кроме того, она будет сокращаться значительно меньше, чем маржа на перепродаже оборудования. 

Допустим, оборот от аппаратного обес­печения уменьшится в три раза. Но кто захочет работать за 10%? Маржа вырастет (я предполагаю, до 20%), а системных интеграторов станет меньше. Таким образом, даже если объем работы у нас уменьшится вдвое, в абсолютном выражении маржа сократится в меньшей степени. 

PCWeek/UE: Какие новые важные технологии появились в последнее время и какие из них вы готовы предложить своим заказчикам?

С.М.: За последние год-два существенно изменились сети, возросло значение таких вопросов, как безопасность и управляемость сетей. Теперь меньше думают о вычислительной мощности серверов и больше — о предоставлении сервиса. Не столь важно, сколько гигагерц в секунду выдает процессор, — гораздо важнее, какое количество транзакций обеспечивает SAP на конкретной задаче. Представляя новый процессор, вендоры делают акцент не на его скорости или особенностях работы — они объявляют, что процессор позволяет построить более производительный ЦОД с пониженным энергопотреблением. Сильно изменились, стали понятными и доступными по цене и сложности технологии, связанные с коллективной работой. Их мы тоже планируем продвигать в этом году. 

PCWeek/UE: А что вы думаете об интернет-порталах? Несколько лет назад вы высказывались скептически…

С.М.: Когда рынок предлагает вполне качественные веб-приложения, те же порталы, за тысячу долларов, вряд ли с этим кто-то сможет конкурировать. Конечно, создание внутреннего веб-портала предприятия — гораздо более сложная задача, и здесь необходимо использовать специализированные продукты, например, Microsoft. Но я всегда относился скептически к электронному документообороту. 

Думаю, технологий, способных обес­печить прорыв и пригодных для применения здесь, не так много. Те, кто успел построить информационную систему, сегодня на коне. Остальным будет трудно. В то же время работающие сейчас на предприятиях и в организациях информационные системы позволяют внедрить множество интересных и полезных технологий без больших инвестиций в оборудование или ПО.

PCWeek/UE: По-видимому, к числу рекомендованных для внедрения в условиях кризиса технологий следует отнести и виртуализацию?

С.М.: Несомненно. Если в компании есть серверный парк, его нужно виртуализировать: это принесет пользу и не требует расходов. Например, некоторые версии VMware и целый ряд приложений абсолютно бесплатны. Их можно установить своими силами, предварительно обучив персонал, либо пригласить для этой работы специалистов интегратора. Таких примеров можно найти множество: нынешние информационные системы имеют большой потенциал с точки зрения повышения их эффективности.

PCWeek/UE: Какие преимущества вам могли бы дать услуги по разработке ПО?

С.М.: Если под разработкой подразумевается интеграция приложений, то эта технология вряд ли будет востребована в ближайшее время. Причины не в отсутствии предложения, а в отсутствии спроса. Первые признаки спроса на интеграцию приложений — на WebSphere, на BizTalk — наметились летом 2008 года. Если бы не кризис, скорее всего, спрос уже достиг бы своего пика, но пока процесс остановился. На мой взгляд, интеграция приложений опять откладывается на несколько лет. 

У нас есть несколько проектов разработки ПО под заказ, но это направление никогда не относилось к ключевым для нас. Просто из лояльности к заказчику мы дополняем пакет наших предложений еще одной услугой. Другое дело — разработка ПО на заказ как услуга при проектировании информационной системы и ее внедрении. Она была и остается основным видом деятельности нашей компании. 

PCWeek/UE: Практически все компании сокращают персонал. Как ваши решения помогают заказчикам решать их задачи «малыми силами»?  

С.М.: Сотрудников, с которыми можно было расстаться безболезненно для бизнеса, уволили еще в ноябре-декабре. Не исключено, что в марте последуют еще некоторые сокращения, но существует предел. Превышение некой критической массы создает риск распада компании. На предприятии, насчитывающем тысячу пользователей, оставлять в штате ИТ-подразделения меньше десяти сотрудников опасно: система перестанет работать. 

Сегодня нам часто приходится объяснять заказчику: вы сократили слишком много людей, оставив при этом нерешенными вопросы безопасности, производительности и пр. Если раньше их решали за счет большого штата, то теперь компенсировать уменьшение численности обслуживающего персонала можно за счет повышения производительности ИС.

Когда организация внедряет SAP, как правило, заботиться об эффективности каждого сотрудника некогда — в этот момент стоит задача установить всё решение. И только потом, уже на внедренной системе, можно оптимизировать бизнес-процессы и отдельные рабочие места. Вот поле деятельности для системных интеграторов.

Другой пример: предприятие инвестировало большие средства в построение глобальной сети. Теперь через эту сеть можно передавать голос, организовать конференц-связь — инфраструктура готова, нужно лишь провести адаптацию сотрудников, научить их пользоваться всеми функциями информационной системы. 

PCWeek/UE: Следовательно, для вашего учебного центра найдется работа? 

С.М.: Сегодня предприятия не инвестируют в развитие персонала. В условиях урезанных зарплат велик риск того, что сотрудник, прошедший обучение, уйдет из компании туда, где платят чуть больше. Таким образом, инвестиции в персонал пока свернуты, и перспективы учебных центров отнюдь не радуют. 

PCWeek/UE: Планируете ли вы наряду с заказчиками из крупного бизнеса уделять внимание сегменту SMB?

С.М.: Далеко не каждый интегратор способен обеспечить реализацию проекта для крупной территориально распределенной компании. «Инком» традиционно работает с крупным бизнесом, потому что обладает необходимой экспертизой и инфраструктурой. Менять приоритеты в этом отношении не в наших планах, но, поскольку сейчас большие проекты сворачиваются, освобождаются ресурсы для средних. Так что это всего лишь вопрос управления ресурсами.

PCWeek/UE: Совсем недавно на рынок Украины вышел PC-Ware — крупный немецкий системный интегратор. По вашему мнению, последуют ли этому примеру другие зарубежные компании?

С.М.: Сегодня, действительно, порог вхождения на рынок как никогда низок, но зарубежные компании останавливает другое. Представительство не имеет права открыть вакансию, если к плану не добавляется круглая сумма. Но сейчас на нашем рынке нет спроса! Выходить на украинский рынок сегодня бессмысленно, поскольку расходы иностранной компании в любом случае будут выше расходов локальных игроков. Тому примером служат многочисленные попытки выйти на рынок Украины многих системных интеграторов, особенно аутсорсеров по предоставлению сервисов, в прошлом году. Спрос здесь был практически подготовлен, в том числе на интеграцию приложений, на аутсорсинг. Обе темы действительно актуальны для Украины, но по объективным причинам отложены на некоторое время. По моим предположениям, объем рынка и наши планы на 2008 год мы повторим теперь не ранее 2013 года. 

PCWeek/UE: В чем, по-вашему, главная причина нынешнего кризиса?

С.М.: Имея кандидатскую степень и МВА, я не мог понять тех, кто говорил, что нужно работать на повышение стоимости бизнеса. Для меня это долго оставалось загадкой. Если бизнес не приносит прибыли, как может расти его стоимость? Откуда брались «множители на 4» к обороту? Я понимаю, что такое чистая прибыль, дивиденды, дивиденды на акцию, прибыль на акцию… Но что такое «стоимость бизнеса»? Думаю, именно искаженная оценка стоимости бизнеса привела к финансовому перекосу всей экономики. Кризис возвращает ощущение реальности.

PCWeek/UE: Как могли опытные менеджеры допустить такое развитие ситуации? Можно ли было предотвратить кризис?

С.М.: Все время задаю себе этот вопрос. Я могу понять, что для нашего общества жить в кредит — в новинку. Но западный мир давным-давно живет по такому принципу — и до последнего момента не чувствовал подвоха! 

По моему мнению, причины нынешней ситуации в следующем. На глобальном уровне — это проблема устройства мирового фондового рынка. Если бы не существовало пресловутых множителей, не было бы и такого сумасшедшего раздутого роста акций. Как может компания из 25 разработчиков стоить миллион долларов? Они и прибыли такой никогда не принесут. Что тогда говорить о системных интеграторах, в штате которых не 25, а 2500 сотрудников? Из-за подобных перекосов и возникают проблемы у экономически обоснованного бизнеса. 

На уровне же конкретных бизнесов можно говорить о «человеческом факторе». Представим топ-менеджера предприятия, который, безусловно, анализирует ситуацию и уже предвидит дальнейшее развитие событий. У него нет сомнений, что для снижения рисков и смягчения удара необходимо снизить обороты бизнеса. Но тогда менеджер не выполнит поставленных краткосрочных целей и останется без бонуса. А ведь бизнес не принадлежит менеджеру лично, заинтересованности в том, чтобы сохранить его, у наемного работника нет. Для него важнее заработать премию. Кризис все рано наступит, так лучше еще раз получить дополнение к зарплате. 

Надеюсь, сообща нам удастся найти выход из этой сложной ситуации.