Что, по мнению системного интегратора, лежит в основе успешного проекта, базирующегося на блейд-инфраструктуре? Насколько понятны и очевидны для сегодняшних заказчиков преимущества лезвийных решений? Об этом редакция PCWeek/UE беседует с директором по развитию бизнеса компании Integrity Systems Алексеем Игнатенко, лично принимавшим участие в ряде проектов различного масштаба по внедрению блейд-систем.

PCWeek/UE: На чем специализируется компания Integrity Systems? Каков характер реализуемых проектов и кто ваши типичные заказчики?
Алексей Игнатенко : Мы специализируемся на создании центров обработки данных, как правило, с использованием SAN-решений (80% проектов), построении ИТ-инфраструктуры предприятий, а в последнее время — и развертывании сред объединенных коммуникаций (Unified Communications). Клиентами Integrity Systems становятся, главным образом, компании финансового, в частности банковского, сегмента, а также торговые и производственные предприятия. В данный момент мы делаем ставку на растущие компании среднего бизнеса, предприятия «нового типа», которые появились 5—10 лет назад и сегодня уже фактически переходят в сегмент крупного бизнеса.

PCWeek/UE: Какую роль в структуре бизнеса Integrity Systems вы отводите направлению, связанному с внедрением блейд-систем? Насколько велика роль компании Hewlett-Packard в продвижении этих решений?
А. И.: Мы строим бизнес, отталкиваясь от потребностей заказчиков, а не от желания продвигать определенный тип продукции. Все блейд-системы, которые мы предлагаем, входят составными единицами в определенные проекты, это не просто «коробки». Сотрудники нашего отдела разработки решений — всесторонне подготовленные специалисты. К их компетенции относится в том числе работа с блейд-системами. Так, трое наших сотрудников прошли обучение в учебном центре HP в Москве по направлению блейд-систем, SAN-решений и систем хранения данных и получили наивысшие инженерные сертификации HP: HP Accredited Systems Engineer / HP Master Accredited System Engineer.

Integrity Systems также сертифицирована компанией НР и имеет статус Preferred Partner. Однако в рамках этого статуса предусмотрены еще и
специализации по технологической компетенции. Их получить гораздо сложнее, нежели выйти на определенный объем продаж, требуемый для статуса HP Preferred Partner. Нашей компании удалось получить две такие специализации: Computing Systems Specialist и StorageWorks Solutions Specialist. Последняя относится к системам хранения HP класса Business Critical, и в настоящее время Integrity Systems единственная из украинских компаний имеет такую специализацию. Подготовка специалистов проведена на высоком уровне. Это подтверждается тем фактом, что наша компания — один из немногих системных интеграторов, которые собственными силами осуществляют внедрение блейд-решений HP у заказчика (обычно эти функции возлагаются на инженеров сервисного центра HP).

PCWeek/UE: Какие шаги предпринимает компания для популяризации блейд-систем?
А. И.: При поддержке вендора наша компания организовала демо-центр на базе оборудования HP. В настоящее время в нем представлены блейд-шасси, несколько типов лезвий, включая лезвие семейства HP Integrity на двухъядерных процессорах Intel Itanium. Как правило, оборудование демо-центра используется для эмуляции на площадке у заказчика определенных решений в соответствии с конкретными задачами бизнеса. При необходимости помимо блейдов мы можем развернуть в демонстрационном режиме полноценные SAN-решения с
использованием систем хранения HP MSA2000, EVA4400. Для этих целей мы используем ресурсы демо-фонда, выделяемого для нас рядом дистрибуторов HP. Демо-центр позволяет наглядно показать заказчику преимущества использования для его задач именно блейд-решения.

PCWeek/UE: Растет ли заинтересованностьзаказчиков в блейд-решениях? Готов ли морально сегодняшний заказчик к такому технологическому решению или его все еще нужно убеждать?
А. И.: Отношение заказчиков начало меняться как раз в 2007 году, когда блейд-системы стали продаваться в канале сбыта. До этого они применялись лишь в составе крупных проектов, ход которых контролировали местные представительства компаний-разработчиков. С появлением же шасси с-серии и лезвий HP, а также более агрессивной политики производителя в отношении развития канала ситуация изменилась. Безусловно, на первых порах, пока заказчики не ознакомились и не привыкли к блейд-решениям, приходилось вести дополнительную разъяснительную работу: убеждать, проводить показательные испытания и т.п.

Сегодня большинство заказчиков из среднего и крупного бизнеса уже знают, что такое лезвийные серверы, и понимают, подходит им это решение или нет. Работать стало проще. Более того, блейд-системами заинтересовались заказчики, которые выросли из малого бизнеса.

Когда клиент приходит к нам со своей задачей – например, необходимо построить ЦОД , развернуть проект ИТ-инфраструктуры либо обеспечить вычислительную платформу для ERP-системы (которые сейчас начинают массово внедряться в средних и крупных компаниях), — мы совместно подбираем решение. Как правило, заказчик останавливает выбор на блейд-системах.

PCWeek/UE: Какие аргументы помогают вам убедить заказчика перейти на блейд-системы?
А. И.: Здесь задействована целая совокупность факторов. Самое очевидное и, пожалуй, главное преимущество для заказчика — легкость построения SAN-инфраструктуры на основе блейд-систем.

В нашей практике порой случается, что заказчики предпочитают идти «своим путем» — покупать выделенные стоечные серверы под конкретные задачи. Но при таких условиях не обеспечиваются эффективное использование дискового пространства и отказоустойчивость. В таких случаях заказчика желательно убедить в необходимости внедрения полноценной SAN-инфраструктуры с выделенной системой хранения.

Мы в основном делаем ставку на молодые растущие компании, какой является и сама Integrity Systems. Клиенты, относящиеся к указанной категории, часто к моменту старта проекта используют лишь несколько разрозненных серверов либо вообще предпочитают все построить с нуля. Поэтому убедить молодую компанию в целесообразности перехода на блейд-системы несложно. Но если ИТ-инфраструктура предприятия уже в достаточной степени сформирована и нуждается лишь в доработке или наращивании мощностей, тут понадобятся другие аргументы. В таком случае мы стараемся информировать клиента об экономии, связанной с охлаждением серверной комнаты, обеспечением
бесперебойного питания, удобстве администрирования, экономии пространства помещений. Сегодня практически любой бизнес, который считает свои деньги, делает ставку на «лезвия». Преимущество может быть не совсем очевидным в маломасштабных проектах (2-3 сервера, 2-3 лезвия в корзине). Но, начиная от 3-4 лезвий в шасси, преимущество становится более ощутимым. И чем мощнее требуемая вычислительная инфраструктура, тем выгоднее внедрять лезвийные системы. В свое время мы осуществили проект, в рамках которого установили в два шкафа по две полностью заполненных корзины. В итоге получили 64 сервера, которые заняли совсем немного места. Если подсчитать необходимые требования (объемы помещения, обеспечение бесперебойного питания, отвод тепла) для размещения 64 стандартных серверов пусть даже форм-фактора 1U, станет понятно, что по этим параметрам альтернативы блейд-системам нет.

Как правило, при построении инфраструктуры с нуля либо при полной модернизации число устанавливаемых лезвий соответствует числу задач, за исключением тех случаев, когда применяются технологии виртуализации.

Если проводится частичная модернизация инфраструктуры, подход несколько меняется. В данном случае необходимо экономическое обоснование, которое подтвердит преимущества перехода на блейд-архитектуру для заказчика.

Но сегодня мы рекомендуем заказчикам смотреть в будущее и адекватно оценивать, какие задачи потребуются от ЦОД , с тем чтобы сразу строить систему, которую не нужно будет кардинально переделывать спустя некоторое время. К сожалению, ситуация, когда предприятие приобретает значительное количество дорогих серверов с большим количеством внутренних дисков, а уже через год нагрузка баз данных превышает возможности системы, довольно типична. Возникает необходимость внедрения централизованной системы хранения. И развернутое ранее «железо» остается не у дел из-за первоначальных ошибок в планировании. Таких заказчиков мы всегда стараемся переубедить и нацелить на правильный подход, не приносящий убытков компании.

PCWeek/UE: По вашим наблюдениям, проявляют ли заказчики скептическое отношение, недоверие или испытывают заблуждения в отношении блейд-систем?
А. И.: Как правило, представителям заказчика свойственен страх перед руководством, которому нелегко объяснить необходимость изменения ИТ-среды или переноса части серверов на другую площадку. Иногда это объясняется боязнью новизны, консервативным мышлением руководства ИТ-отдела. Бывают случаи, когда заказчику не хватает бюджета (или он вовсе не заложен) на покупку в ближайшее время СХД. Storage-лезвия призваны решить эту проблему, но все же их возможностей по сравнению с традиционными серверами бывает недостаточно.

PCWeek/UE: Чем отличается сервисное обслуживание блейд-систем HP от обслуживания стандартных серверов? Каковы сроки поставки запчастей? Влияют ли особенности форм-фактора и обслуживания лезвий на обеспечение непрерывности бизнеса?
А. И.: Сервисная поддержка Hewlett-Packard организована на высоком уровне. В Киеве и ряде регионов сервисные центры обеспечивают и on-site-сервис (то есть обслуживание по месту установки оборудования), и восстановлениена следующий бизнес-день. Кроме того, заказчик может заключить прямой сервисный контракт с HP, в рамках которого можно выбрать любой уровень сервиса.

При выходе из строя стандартных компонентов (память, диски) уровень сервиса не отличается от сервиса для стандартных серверов – ведь эти элементы унифицированы. Но вот доставка из Европы некоторых специфических комплектующих, например, блоков питания, занимает 2-3 недели.

Отмечу, что конструктивно блейд-система спроектирована как решение надежное и отказоустойчивое. Так, в случае отказа одного блока питания ресурса остальных хватит, чтобы поддерживать работоспособность системы до замены. В особо критических случаях мы идем навстречу заказчику, вплоть до предоставления оборудования из нашего демо-центра, либо находим критически важные компоненты у дистрибутора. Не стоит также забывать о средствах диагностики HP, которые способны выявить и устранить ряд проблем.

PCWeek/UE: Насколько часто заказчики приобретают расширенную поддержку? Кто ее осуществляет, в том числев регионах?
А. И.: В основном заказчики покупаютпакет расширенной сервисной поддержки НР Care Pack. Предлагается два его вида: первый расширяет срок гарантии, второй (наиболее востребованный) — гарантирует определенное время восстановления работоспособности. Обычно это следующий рабочий день (Next Business Day, NBD). Уровень поддержки Next Business Day обеспечивается на расстоянии до 50 км от ближайшего авторизованного по данному классу оборудования сервисного центра или сервисного агента HP. В настоящее время такие сервисные центры есть в Киеве, Донецке, Северодонецке, Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове.

Список авторизованных сервисных центров и агентов HP по серверам и блейд-системам можно найти на украинском сайте HP (http://www.hp.ua/support/csa/). Представительство HP в Украине активно работает над расширением сети сервисных агентов на территории нашей страны. Если оборудование, для которого приобретался Care Pack уровня NBD, находится далее, чем за 50 км от ближайшего сервисного центра-агента HP, то его, разумеется, тоже отремонтируют, но не так быстро. Однако это в любом случае будет быстрее, чем
при стандартных условиях.

Независимо от территориального расположения, для представителей крупного бизнеса лучшим вариантом будет контрактный сервис, то есть прямой договор с сервисным центром НР, ведь простои в работе таких предприятий весьма недешевы. Договор гарантирует определенный уровень восстановления работоспособности в любую погоду и квалифицированными инженерами.