Елена Шепетько
Руководитель проекта SAP национальной розничной сети супермаркетов

ОБРАЗОВАНИЕ:
факультет автоматики и вычислительной техники ВПИ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: моделирование больших систем
НАУЧНЫЕ ЗВАНИЯ: кандидат технических наук
ИТ-КАРЬЕРА: с 1980 г., кафедра автоматизированных систем управления, с 2005 г. — проект SAP
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: замужем, один ребенок
ХОББИ: авиация, чтение книг, путешествия, «экспериментальная» кулинария
ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ: Антуан де Сент-Экзюпери, Роберт Рождественский
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ: «Куда приводят мечты» (США)
«В ИТ-бизнес в современном его понимании я попала случайно», — говорит Елена Шепетько. Впрочем, в этой с виду непрогнозируемой случайности ясно просматривается закономерность: ведь выбору предшествовали серьезная техническая подготовка и яркие, необычные для женщины увлечения.
О пути

PCWeek/UE: Когда и почему вы решили статьтехническим специалистом?
ЕЛЕНА ШЕПЕТЬКО: После того, как на 10-й день рождения отец подарил мне мой первый полет на самолете, я буквально заболела этими машинами, их красотой. Даже звук летящего лайнера вызывал во мне благоговейную дрожь. Я украсила свою комнату моделями и изображениями самолетов.

В то время мы жили в Виннице, где размещалась военная авиачасть и международный аэропорт. Я могла проводить в аэропорту сутки напролет, часами глазея на самолеты. Тогда я поняла, что больше всего на свете хочу конструировать аэропланы и решила поступать в Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА). Но девочек принимали только на факультет автоматики, а родители очень не хотели отпускать меня на учебу в Киев. В приемной комиссии КИИГА меня убедили, что через два года можно будет перевестись, и я поступила в Винницкий политехнический институт на факультет автоматики и вычислительной техники, избрав специальность «автоматика и телемеханика» со специализацией «моделирование больших систем». Мне казалось, такой выбор
приближает меня к самолетам.

На старших курсах мы изучали основы теории сложных систем, теории автоматического управления — меня это захватило с головой: там было меньше «железа» и больше интересной математики. Поэтому я перестала думать о переводе в Киев. В это же время ректором ВПИ был назначен выдающийся профессор И.В.Кузьмин. Он занимался рядом перспективных направлений в построении сложных систем и впоследствии стал моим научным руководителем.

PCWeek/UE: С чего началась ваша карьера?
Е. Ш.: Работать в науке я начала еще на четвертом курсе, а после окончания вуза осталась там надолго, сочетая работу в научно-исследовательском секторе и преподавание основ теории сложных систем и теории автоматического управления. Мы решали задачу управления социальной системой, состоящей из человека и компьютера, причем компьютер представляет собой расширение памяти, знаний и информационных способностей и позволяет решить определенную задачу. Тогда, в 80-е годы, это направление только зарождалось. Мой диплом, а затем и кандидатская диссертация были посвящены теме «Информационно-измерительная система для оценки эффективности и синтеза малых групп операторов систем «человек—-машина». Малая группа — это коллектив, каждый член которого в процессе своей профессиональной деятельности общается со всеми остальными. Это некая относительно замкнутая группа, совместно выполняющая какую-либо задачу, — сродни работе на подводной лодке. Неважно,
чем занимается группа и в какой области, — принципы построения едины. Наши работы использовались, главным образом, в военном секторе и продолжались до конца 80-х годов, когда на слуху появилось новое слово — «конверсия».

PCWeek/UE: А потом наступил 1991 год…
Е.Ш.: Именно так. Финансирование науки практически прекратилось. Конструкторское бюро при ВПИ, в котором реализовывались наши проекты, закрылось. Для инженеров, оставшихся без работы, в то время существовало три пути: торговать на рынке, спиться или открыть свое дело. Последний вариант выбрали немногие, но мне с мужем, ведущим специалистом КБ, удалось открыть частное научно-техническое предприятие. Его главным достижением я считаю выигранный тендер «Электронмаша»: крупнейший украинский завод электроники стал серийно выпускать мини-АТС, которую разработали мы. Параллельно я преподавала применение информационных технологий.

Так что я на личном опыте убедилась, что любое явление, даже самое неблагоприятное, имеет обратную сторону. Нам удалось выжить в те тяжелые времена, и мы приобрели бесценный опыт, который мне пригодился потом и на работе руководителя проекта SAP, и в жизни.

Как бы трудно ни было, человек должен помнить, что у него есть голова и руки. Если продолжать работать, не опускаться, то обязательно удержишься на плаву. Это знание очень актуально и в сегодняшней непростой ситуации.

О работе и людях

PCWeek/UE: Что должен знать и уметь ИТ-специалист в области автоматизации и проектирования?
Е.Ш.: Чтобы быть ИТ-специалистом, мало изучить программирование и математику. Специалист не будет хорошим программистом, если не поймет, как функционирует та система, для которой он пишет программу. Поэтому нужно очень подробно изучать объекты
автоматизации.

Когда я начала преподавать студентам автоматические системы управления в бухгалтерском учете, обнаружила, что старшекурсники в принципе не понимают, что они должны автоматизировать и зачем, не знают даже, что такое платежные поручения. До этого им преподавал человек, никогда не работавший бухгалтером. А автоматизация — это практическая деятельность.

PCWeek/UE: Как вы относитесь к такой практике, когда после запуска ERP-системы на предприятии параллельно работают две системы: старая и новая?
E.Ш.: Отрицательно. Считаю это одним из самых больших рисков внедрения. Когда подобное внедрение проводят зарубежные компании, они ставят сотрудников предприятия перед фактом: «С завтрашнего дня мы работаем под управлением SAP». Людям ничего не остается, как мобилизовать все силы и знания, в результате переход проходит четко по методологии. А у нас часто
происходит так: пользователям все рассказали и показали, но при этом оставили на первое время старую систему. Какую-то часть информации вводят в обе системы, какую-то в новой откладывают «на потом», и она теряется… Но людям привычнее работать в старой системе, и они даже не стараются понять и принять новые методы. А ведь идеология этих двух систем различна. И на поверку результат тоже получается разным. Это все равно, что бежать в атаку вдоль линии фронта.

Мужчины и женщины в ИТ

PCWeek/UE: Какие отличительные черты в работе «айтишников» и «айтишниц» вы бы отметили?
E.Ш.: Мужчина по своей сути — «исследователь рынка». Он может неделями искать в интернете новые ИТ-инструменты, не заботясь о целесообразности их применения. Женщина ставит перед собой цель и идет к ней. У женщины в ИТ, как и в жизни, целью
является результат, у мужчины — сам процесс. Нередко мужчина превращается в информационный накопитель, собирая, словно барсук, «информационную пищу» и подспудно надеясь, что когда-нибудь он ее переварит. Впрочем, благодаря присущей мужчинам лени они изобретают все новые «фишки», чем экономят и свои, и наши силы.

Мужчина всегда в поиске. Он никогда не зацикливается на одном проекте и легко переключается на новый, если тот кажется ему более интересным в данный момент. И никакие угрызения совести его не остановят.

Мужчины процесс творчества воспринимают как самый главный, в них это заложено на подсознательном уровне. Поэтому они часто не «дотягивают» проект, бросают на полдороге. Мужчинам свойственно слишком углубляться в технологии, женщина же, напротив, смотрит на проект в общем и проверяет, отвечает ли цель проекта одной из целей бизнеса. Жизнь коротка, и женщина ищет простые решения.

Поскольку для мужчины очень важно собственное карьерное эго, он и задачи чаще всего замыкает на себя, боясь что-то упустить или взрастить соперника. Мудрость женщины состоит в том, что, не вникая глубоко в детали технологий, она способна грамотно подобрать команду и организовать работу так, что оркестр начинает играть без дирижера.

Нередко для мужчины главное — возглавлять, а не управлять. По своему опыту внедрения ERP-систем знаю, что женщины стараются построить тактику внедрения так, чтобы во главу угла поставить задачи обеспечения появления первичных данных, которые затем превратятся в информацию. Мужчина в это время будет рассматривать новинки и придумывать, как усовершенствовать систему, вместо того чтобы как можно быстрее сформировать полный банк данных, который позволит получить целостную картинку. Мужчины не любят правил и не следуют им. Женщины тщательно их изучают и придерживаются.

До сих пор почти все руководящие должности в компаниях занимают мужчины. Но вот одно мое наблюдение: почему-то женщины-руководители часто оказываются в очень «трудных» компаниях либо в «трудных» условиях. Когда-то я переписывалась с одной летчицей. Она была единственной в то время женщиной — командиром экипажа, причем в Северном Заполярье. Видимо, если уж сумела прорваться, то испытывай себя по полной программе.

Личное: семья, хобби и отдых

О семье
E.Ш.: Своего будущего мужа я встретила в институте, и в следующем году мы отметим 30-летие совместной жизни. Мы прекрасно дополняем друг друга. Муж, как и я, занимается автоматизацией больших предприятий, методами управления систем. Как и его, меня интересует система в целом, методы ее построения, чтобы она выполняла свою целевую функцию. Сын пошел по нашей стезе.

Об отдыхе и питомцах
E.Ш.: Я очень люблю путешествовать, причем обязательно на автомобиле, «за облаками». Люблю Европу, уже объездили почти все европейские страны, но особенно понравилась Швеция.

У нас есть «отягчающее обстоятельство» для путешествий, но радость для дома — кот Аскольд Арнольдович. Это очень мудрое и серьезное существо, и, как говорит мой муж, мы просто снимаем у него квартиру.

О шопинге
E.Ш.: Для многих женщин поход по магазинам сродни расслаблению. Со мной иначе. С тех пор как в 2000 году мы внедряли проект для торговых компаний, это перестало быть отдыхом. В супермаркетах я сразу начинаю анализировать качество ценников, ассортимент и то, правильно ли разложены товары…Не удается быть равнодушной к предмету работы.

О кулинарии и бытовой технике
E.Ш.: В разгар проекта для сетей супермаркетов моим «фирменным блюдом» были замороженные пельмени. Но потом я увлеклась экспериментальной кулинарией и для этого приобретаю разные интересные приборы. Как-то я купила хлебопечку, и с тех пор мы очень любим печь домашний хлеб.

А недавно у меня появился еще один любопытный агрегат — мультиварка. Делать ничего не надо — только принимать решения, менять режимы. С помощью мультиварки можно печь, жарить и, самое приятное, готовить без применения жиров. Это очень помогает. Ведь любимая работа не оставляет для кулинарии много времени.

О литературе
E.Ш.: Один из моих любимейших авторов — Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленького принца» знаю буквально наизусть. Однажды я привезла из Севастополя большой портрет Экзюпери… В холле гостиницы, где мы остановились, висел портрет мужчины рядом с самолетом в пустыне. Владелец гостиницы был поклонником писателя, и этим духом было пропитано всё: множество фотографий на стенах, французская довоенная музыка, да и само название гостиницы — «Дакар»… Я заказала такой же портрет и повесила в своем рабочем кабинете. И мне казалось порой, что фотография мне помогает, особенно в трудные моменты, когда приходится
бороться в одиночку. И еще портрет стал для меня своего рода лакмусом. Узнал или не узнал вошедший человека на фото — так я проверяю, говорим ли мы с вновь прибывшим на одном языке. Однажды ко мне зашел коллега, занимающий руководящий пост в ИТ-отделе и, как все, поинтересовался, чей портрет. «Неужто не признали? Ведь это директор «Ашана», — пошутила я. Самое грустное: мне поверили...

О планах
Не люблю делать долговременные прогнозы. В любые самые продуманные планы могут неожиданно вмешаться внешние обстоятельства — жизнь непредсказуема. Долгосрочный план нельзя объявлять вслух — лучше подождать, пока он реализуется, и тогда радоваться этому. Я всегда помню: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.