В 1999 году Олег Боднар пришел в компанию Cisco стажером, а в 2006-м был признан одним из лучших топ-менеджеров Украины. Успешный человек, сделавший головокружительную карьеру, — отличный пример для молодых людей, которые начинают свой путь к профессиональным вершинам.

О вехах своего пути в компании Cisco Олег Боднар рассказывает PCWeek/UE. 

PCWeek/UE: Расскажите, как вы попали в компанию Cisco и как развивалась ваша карьера.

ОЛЕГ БОДНАР: Не могу сказать, что мой путь в компанию был каким-то особенным. В 1999 году Cisco открывала офис в Украине, что было вызвано необходимостью поддерживать здесь сложные проекты. И в первую «волну» специалистов набирали инженеров — людей, которые работают вместе с партнерами над созданием архитектуры проектов и проектной документации. В этот первый набор попал и я, просто откликнувшись на объявление в прессе. Я прошел конкурс, после чего меня вместе с другими молодыми специалистами отправили на учебу. В компании Cisco разработана программа, которая успешно действует и сейчас: студентов или выпускников отправляют на год-полтора в различные лаборатории и центры, чтобы ознакомить с новыми технологиями. 

Демократия важна в принятии решений, но для их выполнения необходима диктатура.

После обучения мы вернулись в Украину и включились в работу с партнерами. Бизнес развивался, рос и офис. По мере развития проектов и персонала становилось очевидным, что необходимо организовать работу офиса как единой команды. И в 2002 году я с инженерной стези перешел в область менеджмента. Получение МВА стало переломным моментом: бизнес-школа не только дала мне определенные знания — я обрел необходимую уверенность в себе. Ведь если всю жизнь ты видел себя инженером, оказаться вдруг на должности менеджера — нелегкое психологическое испытание. Благодаря kmbs я понял, что руководить, заниматься бизнесом — это вполне реальные и доступные мне сферы деятельности.

PCWeek/UE: Куда лучше пойти учиться, чтобы в перспективе претендовать на хорошую работу? 

О. Б.: Я хотел бы уйти от стереотипа, что кого-то где-то лучше научат. Надо отбросить принцип «кто-то сделает что-то за меня». Первый и главный вопрос — к себе: хочу ли я этого? Какой бы ни был вуз, все зависит только от человека. Я бы сказал: не важно, куда вы пойдете учиться, — важно то, как вы к этому относитесь, как настроены на результат. Если у вас есть мечта, подкрепленная решимостью действовать, то не имеет значения, где вы учитесь, — главное, что это именно ваш осознанный выбор.

У каждого вуза есть свои положительные стороны и свои недостатки. Можно выбирать учебное заведение в зависимости от конкретной ситуации или материальных возможностей и пр. Но это вторично. Главное — вы сами. Не стоит обманываться: учеба в престижной школе еще не означает, что вы автоматически станете талантливым и классным специалистом.

Приведу недавний пример. После моего выступления на одной из конференций ко мне подошел молодой человек, представился студентом и сказал, что хотел бы работать у нас. Из тысячи присутствовавших он один проявил инициативу и при этом смог адекватно, аргументированно объяснить, почему он может быть полезен компании Cisco. Вот здесь уже виден характер. Где этому учат? В каком вузе? Даже если в вашем блокноте записано время и место и сказано: встань и пойди на собеседование! — не каждому дано преодолеть себя, набраться смелости и первому заговорить. Нужно уметь вытаскивать себя из зоны комфорта, нужно иметь смелость делать что-то новое. Я дал этому студенту координаты нашей рекрутинговой службы. Вакансии у нас есть, мы растем.

PCWeek/UE: Что необходимо для успешного прохождения собеседования с потенциальным работодателем? 

О. Б.: Первая задача молодого человека — оставаться самим собой во время беседы. Даже если он сумеет успешно себя подать, что вполне возможно, через какое-то время могут проявиться скрытые недостатки, и рабочее место он потеряет. Такие случаи были и в моей команде.

Далее, в зависимости от специализации — инженер, менеджер проектов или финансист — необходимы знания и опыт в предметной области. Но они вторичны. Не так уж сложно за год-полтора обучить человека, чтобы потом он вырос в классного специалиста. В то же время можно нанять высококвалифицированного работника, которого не удастся интегрировать в команду, который будет интриговать и талантом которого компания не сможет воспользоваться. Хотя при прочих равных условиях мы, безусловно, отдаем предпочтение более опытным ребятам.

PCWeek/UE: Насколько важны знания в области ИТ для развития карьеры?

О. Б.: Информационные технологии все больше и больше влияют на бизнес. Если хотите развивать успешный бизнес, изучайте ИТ. Человек, который знает и понимает эти технологии, имеет больше шансов оказаться на волне успеха. Причем эта волна в ближайшие 30 лет будет только нарастать. Я считаю свой приход в Cisco везением: мы с коллегами оказались в правильном месте в правильное время, и это позволило нам подняться и достичь того статуса, который у нас есть сегодня. Поэтому я хотел бы дать совет нынешним молодым ребятам: в какой бы сфере вы ни собирались работать в дальнейшем, даже если вы не планировали связать свою профессиональную деятельность с ИТ, без знания информационных технологий вам не обойтись. Кем бы вы ни стали, банкиром или маркетологом, ИТ вам понадобятся для ведения и совершенствования бизнеса. Например, применение информационных технологий помогает сократить время обслуживания клиента с 20 до 15 минут — и это принесет огромную выгоду фирме, но лишь при условии, что менеджер умеет правильно использовать возможности ИТ. Эти знания помогут вам успешнее продвигаться по карьерной лестнице, потому что вы будете сильнее, осведомленнее других на рынке труда. С точки зрения профессионального роста, сегодня изучение ИТ обязательно для любой отрасли.

PCWeek/UE: Какие качества необходимы успешному руководителю?

О. Б.: В первую, во вторую и в третью очередь он должен уметь создать команду. Главное, что для этого нужно сделать — и это очень сложная задача, — подавить чувство собственной важности и сверхзначимости. Перестать казаться себе бравым императором. Легко это сделать? Нет. Когда на совещании персонал критикует твои ошибки как менеджера, трудно сдержать в себе желание тут же всех наглецов «построить», не выплатить бонус, а потом и уволить!..

Второе, что нужно лидеру, — это честность: то есть открытость в отношениях с людьми, то, что подкупает в тебе окружающих. Некоторые руководители любят работать «за ширмой», вести закулисные игры, но люди отнюдь не слепы и рано или поздно распознают истинное лицо такого начальника.

Третье важное качество — умение принимать сложные, непопулярные решения и брать на себя ответственность за них. Я думаю, именно так и рождается авторитет лидера. Нужна храбрость, нужно уметь брать на себя риск. Всем мил не будешь, но жесткие решения руководителя позволяют всей команде идти вперед и добиваться успеха в будущем. Лидер должен уметь это делать. Тогда любые сложные и нестандартные ситуации будут нипочем. 

И еще: демократия важна в принятии решений, но для их выполнения необходима диктатура. 

От стажера до генерального менеджера

Олег Боднар закончил факультет военной кибернетики в Киевском военном институте управления и связи, получил MBA в Киево-Могилянской Бизнес-Школе.

• В 1999 году пришел в Cisco стажером.

• С 2000 года — системный инженер в украинском представительстве Cisco. 

• В 2002 году стал менеджером по развитию бизнеса.

• С 2004 года — директор украинского представительства Cisco.