В современных условиях объемы обрабатываемой информации в бизнесе растут лавинообразно, увеличивается сложность ее сбора, возрастают требования к конечному результату анализа. Так, по данным опроса консталтинговой компании PWC, 77% исполнительных директоров крупных организаций отметили существенное повышение уровня сложности принятия решений за последние три года.

Кроме того, в нынешних экономических условиях и при остром обострении конкуренции важность оперативного и качественного анализа бизнес-процессов и прогнозирования развития бизнеса еще больше возросла.

Старые подходы к сбору и обработке информации перестают быть эффективными. Как решить эту проблему и каковы причины ее возникновения? Ответы на эти вопросы прозвучали из уст специалистов Oracle на недавнем семинаре, посвященном новой бизнес-платформе компании. 

Необходимость внедрения новых способов анализа и прогнозирования обусловлена несколькими причинами. Так, с введением в действие Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», призванного привести эти процедуры в соответствие с международными стандартами, ужесточились требования к финансовой отчетности. Генеральные и финансовые директора предприятий обязаны подтверждать финансовые результаты деятельности, в случае невыполнения данного требования компания подпадает под гражданскую и финансовую ответственность. Независимо от величины предприятия руководство должно уделять максимальное внимание целостности и непротиворечивости финансовых отчетов. Внутренние органы контроля должны быть полностью задействованы в процессе формирования ежегодной и квартальной отчетности, контроля записей однократных и повторяющихся корректировок финансовых документов. Очевидно, что эти требования усложняют процедуру подготовки необходимой документации.

Другая немаловажная причина — необходимость прогнозирования рисков предприятия. Так, в период с 2004 по 2007 год, согласно данным IBM Global CFO Study 2008, у 62% предприятий 87% всех рисков не относились к категории финансовых. Можно отметить и такие неблагоприятные для ведения бизнеса факторы, как истощение запасов полезных ископаемых и энергоресурсов, падение курса доллара, кризис ликвидности, сбои и разрывы в информационной инфраструктуре. 

В таких условиях работа с бизнес-информацией посредством электронных таблиц, как было принято еще недавно в большинстве отечественных компаний, становится малоэффективной и существенно снижает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия. Ситуацию спасает использование ERP-систем для управления ресурсами в масштабах предприятия, но и этого на сегодняшний день уже недостаточно.

Бизнес-платформа Oracle

Компания Oracle предлагает помимо стандартных ERP-комплексов также платформу EPM (Enterprise Performance Management) на базе пакета продуктов Hyperion. Данное решение в отличие от ERP предназначено не для планирования ресурсов предприятия, а для измерения эффективности его деятельности. Если ERP-сиcтема повышает операционную эффективность (оптимизация, интеграция и адаптация к изменениям в бизнес-процессах), то EPM-решение призвано увеличить эффективность управления (управление бизнесом, консолидация управления по различным направлениям, стратегическое управление).

Переход от операционной эффективности к стратегическому планированию и анализу позволяет существенно повысить конкурентоспособность компании. Условно можно выделить три основных преимущества использования такого подхода:

• превосходство над конкурентами за счет более быстрого и полного анализа информации;

• гибкость информационной инфраструктуры, что позволяет вносить изменения в бизнес-процессы без нанесения вреда системе;

• полнота представления информации, позволяющая показать состояние бизнеса компании в целом, удовлетворить запросы акционеров, обеспечить прозрачность всех звеньев цепочки управления.

Предлагаемая Oracle бизнес-платформа представляет собой комплексное решение для организации эффективного управления, оперативного и стратегического планирования. Она состоит из нескольких модулей:

• Hyperion Strategic Finance. Данное приложение предназначено для финансового моделирования, оценки и определения финансовой стратегии предприятия. С его помощью руководители получают возможность легко формировать и оценивать финансовые модели, разрабатывать стратегические планы и анализировать альтернативные сценарии развития компании. Дополнением служит модуль Crystal Ball, предназначенный для финансового и операционного моделирования на базе электронных таблиц с использованием метода Монте-Карло и стохастической оптимизации. Предусмотрена и возможность анализа исторических данных, прогнозирования процессов с определением степени влияния каждого из параметров на конечный результат.

• Hyperion Financial Management. Этот модуль обеспечивает выполнение всех требований по формированию финансовой отчетности в кратчайшие сроки и с максимальным качеством. Его использование позволяет существенно ускорить консолидацию финансовой информации и снизить риски, связанные с ее обработкой. 

• Hyperion Performance Scorecard. Решение позволяет формировать стратегический план мероприятий в соответствии с бизнес-целями компании, назначать ответственных за каждый из этапов, отслеживать динамику достижения стратегических целей предприятия, организовать коммуникацию и взаимодействие сотрудников в виде внутренних форумов, различного рода сообщений и заметок. По сути, этот пакет играет роль связующего звена между операционными планами и корпоративной стратегией компании.

Основной отличительной чертой бизнес-платформы Oracle является ее прозрачность для пользователя. От управленцев не требуется обладать спе­цифическими знаниями в области ИТ или статистики, и это позволяет сосредоточиться непосредственно на процессах планирования, прогнозирования и анализа. Кроме того, это ускоряет развертывание и ввод системы в эксплуатацию. Эффективность данного решения подтверждается исследованием компании Hackett Group, проведенным в 2007 году. По ее данным, использование EPM-систем снижает затраты на обработку информации на 50,8%, время, затрачиваемое на сбор данных, уменьшается на 40%, количество ошибок сокращается на 65,7% по сравнению с традиционными способами обработки. Закрытие финансового периода происходит на 21% быстрее, при этом неудовлетворенность персонала снижается на 44%, а штрафы по аудитам — на 47%.

Процесс пошел

Проекты внедрения таких решений успешно реализуются сегодня и в Укра­ине. Так, в настоящее время компания «СИТРОНИКС Информационные Тех­нологии» («Квазар-Микро») занимается разработкой и реализацией проекта внедрения комплексной системы бюджетирования и планирования на базе вышеописанных продуктов Oracle в головном офисе и сети филиалов одного из крупнейших украинских операторов сотовой связи. По словам Дмитрия Казаны, архитектора проектов «СИТРОНИКС Информационные Технологии», инсталляция находится в завершающей стадии и заказчик уже смог оценить все преимущества перехода на EPM-систему.