Сервисы BlackBerry требуют весьма существенных инвестиций, что в условиях украинского рынка означает ориентированность исключительно на крупный бизнес. Однако с начала 2008 года мобильный оператор life:) начал продвигать две новые услуги, потенциальный пользователь которых — SMB. Речь идет о сервисах Push e‑mail и «Виртуальный офис». Последний предполагает выделение вычислительных мощностей мобильного оператора для установки Microsoft Exchange Server, а пользователям предоставляется хостинг почтовых приложений. За комментарием о преимуществах новых сервисов редакция PCWeek/UE обратилась к Эргюну Биролу (Ergun Birol), директору корпоративного сегмента life:). 

PCWeek/UE: Дополнительные «корпоративные» сервисы, предоставляемые мобильными операторами, начали появляться на украинском рынке относительно недавно. Считаете ли вы украинский корпоративный сектор достаточно зрелым для таких услуг?

Эргюн Бирол: Мне кажется, что появление этих услуг даже несколько запоздало. Корпоративный пользователь первым нашел применение голосовым услугам и мобильной связи в целом, поэтому не удивительно, что он же стимулирует её развитие, адаптирует под свои нужды. На украинском рынке, замечу, большинство компаний давно почувствовали выгоду от использования беспроводных мобильных технологий на базе GSM. Если говорить о западных странах, то за последние 7—10 лет там внедряются самые разнообразные решения — например, терминалы, которые получают заказы от партнеров, логистических компаний или клиентов супермаркетов. Анализируя происходящие в Европе и ряде других стран процессы, становится понятной важность мобильной передачи данных, не только голосовых. 

В Украине сегодня даже небольшие компании заинтересованы во внедрении технологических новшеств. Так, сотрудники офисов не всегда могут работать в пределах офиса, но при этом нуждаются в доступе к корпоративной информации вне зависимости от места дислокации. Посредством мобильного терминала я использую электронную почту, подтверждаю некоторые документы, бумажные распоряжения. Здесь же находится список моих контактов, расписание и задачи. Мои коллеги видят мой онлайн‑статус, могут предупредить меня о намечающейся встрече, поместить ее в мой календарь, и я сразу могу отреагировать на эти события. А когда я появлюсь на стационарном рабочем месте, то увижу ту же картину на мониторе рабочего ПК.

Я уверен: если предложить рынку новые сервисы, он примет их безоговорочно. Ведь весь бизнес сегодня зависит от скорости доступа к данным, возможности быстрой связи с партнерами. И новые услуги позволят это делать посредством стандартных интерфейсов. 

PCWeek/UE: В чем конкурентные преимущества решения life:) по сравнению с подобными сервисами, к примеру с тем, что предлагает BlackBerry? 

Э.Б.: Нашим преимуществом является наличие широкой сети в Украине. Клиентам мы предоставляем защищенные платформы. Где бы они ни находились, им предоставляется доступ к необходимым корпоративным данным посредством GSM. Услуги, которые мы предлагаем, используют клиенты, например, для терминалов кредитных карт, для удаленных сервисов, или же для доступа к интернету посредством ноутбуков с EDGE‑модемами. Дополнительно мы реализовали концепцию электронной почты для мобильных устройств на Windows Mobile, которая в будущем будет распространяться и на сотовые терминалы с другими ОС. Такая гибкость — одно из важнейших преимуществ нашего подхода. 

Тем компаниям, которые пользуются почтовыми серверами, мы предлагаем технологии Push‑email, но, если у них нет соответствующей инфраструктуры, мы можем предоставить ее в аренду, независимо от аппаратной составляющей клиента. Эта услуга называется «Виртуальный офис». На наших серверах будет выделено место для хранения информации пользователя и ресурсы для мобильного доступа к ней. Подписка на эти услуги не требует больших финансовых вложений, что очень важно для малых и средних компаний. «Мобильный» сотрудник будет выполнять возложенные на него задачи вне офиса, благодаря чему ликвидируются простои в рабочем процессе. Особо отмечу поддержку кириллических символов. 

Тот же сервис BlackBerry представляет собой очень хорошую концепцию, однако необходимость больших вложений на покупку enterprise‑сервера — серьезное препятствие для украинского бизнеса. В интернациональных компаниях этот сервис внедряют довольно часто — так сложилось, он был первым в своем роде и заслужил доверие пользователей. Но в Украине компании движутся к использованию более открытых платформ на базе Windows Mobile и пр. 

Посмотрим на реалии: более 70 процентов электронной почты передается по протоколу РОР3 — наши сервисы максимально совместимы с ним. По уровню защищенности наше решение не отличается от предлагаемого BlackBerry, оно также использует 128‑битное шифрование. 

PCWeek/UE: Каким образом будет происходить дальнейшее развитие мобильных услуг для корпоративных клиентов? Кто сегодня является типичным заказчиком этих сервисов?

Э.Б.: Клиенты подобного рода услуг — медиа‑сектор, малый и средний бизнес разных вертикалей. Сегодня мы предоставляем «Виртуальный офис» вместе с терминалами и всеми настройками на тестирование тем компаниям, у которых есть сомнения. 

Мы принимали участие во всемирном конгрессе 3GSM, анализировали услуги крупных западных операторов, особо концентрируя внимание на сервисах для SMB. Можно заметить, что сроки внедрения инноваций в бизнесе существенно сжимаются, западные операторы имеют четкие ориентиры на использование управляющих сервисов. Это делает бизнес проще — владельцы компаний могут арендовать оборудование для ИТ‑отделов и закупать только самое необходимое, уделяя меньше внимания сложному процессу построения обслуживающей стандартные процессы инфраструктуре. Такой подход позволяет сосредоточиться на основных задачах компании. В Украине требования к бизнесу существенно отличаются от западных, но все‑таки вектор тот же, что и в Европе. 

Говоря об услугах life:), в дальнейшем мы планируем поддержку не только хостинга Windows Exchange, но и других инновационных решений, например, сервера Lotus Domino — все зависит от потребностей клиентов. Также в текущем году клиенты life:) смогут воспользоваться средствами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Возможно, мы займем эту нишу, поскольку сейчас она в Украине практически пустует. В данный момент мы скорее изучаем возможности в этой стране.