В современном бизнесе непрерывный доступ к корпоративной почте вне зависимости от того, где в данный момент находится пользователь, не менее важен, чем надежная мобильная связь. При использовании услуги мобильной почты для многих заказчиков необходимыми условиями являются удобство и защита конфиденциальной информации. Решение BlackBerry, разработанное компанией Research in Motion (RIM), уже много лет используется многими зарубежными операторами для организации услуги мобильной почты. 

Полгода назад мобильный оператор "МТС" объявил о старте сервиса BlackBerry в Украине. Поставщиком решения и системным интегратором в этом проекте выступила компания Alcatel-Lucent. Подробнее о BlackBerry и перспективах развития дополнительных услуг в мобильных сетях редакции PCWeek/UE рассказал Франк Мюллер, глава офиса Alcatel–Lucent в Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане и Монголии.

PCWeek/UE: Какие бизнес-факторы обусловили появление BlackBerry на рынке Украины?

Франк Мюллер: Для многих международных компаний использование BlackBerry для доступа к электронной почте является корпоративным стандартом. Они открывают свои представительства либо дочерние предприятия в Украине, формируя спрос на подобного рода услуги. Преимущества этого решения делают его привлекательным также и для ряда украинских компаний. 

На сегодняшний день потенциальных пользователей BlackBerry уже достаточно, чтобы украинские мобильные операторы заинтересовались этим решением. 

PCWeek/UE: Какие услуги позволяет предоставлять решение BlackBerry? В чем их привлекательность и кто является потенциальными пользователями?

Ф.М.: Решение BlackBerry предназначено для организации услуги доступа к корпоративной почте через сеть мобильного оператора. При этом терминалом выступает специализированное мобильное устройство, спроектированное специально для этих задач. Услуга остаётся доступной в любой точке покрытия сети мобильного оператора либо его роуминг-партнёра. 
Для заказчиков, у которых нет собственных серверов электронной почты, система BlackBerry предусматривает возможность подключения персональных электронных ящиков, расположенных на публичных интернет-ресурсах. Таким образом, пользователем услуги может стать любой сотрудник компании либо частное лицо, которого привлекают преимущества BlackBerry. 

Но, как правило, услугами BlackBerry пользуются корпоративные абоненты. Это обусловлено тем, что BlackBerry обладает рядом преимуществ, которые интересны в первую очередь корпорациям. 

PCWeek/UE: В чем заключаются преимущества BlackBerry по сравнению с другими Push-to-mail решениями?

Ф.М.: Во-первых, решение не выдвигает никаких требований к типу почтовой системы, установленной на предприятии. BlackBerry интегрируется с решениями Microsoft Exchange, Lotus Notes, Novel GroupWise и обычными почтовыми POP3/IMAP4-серверами, в то время как другие схожие решения привязывают заказчика к определенному типу почтового сервера. Кроме того, переход на другой тип почтовой системы в крупном предприятии влечёт за собой большие затраты и для многих компаний является неприемлемым. 
BlackBerry использует специальный формат передачи почтовых сообщений. Потребление пакетного ресурса сети при передаче информации в BlackBerry, по сравнению с конкурентными решениями, значительно ниже. За счет этого решение способно эффективно использовать канал передачи данных, даже если отсутствует покрытие EDGE или 3G. Прикрепленные к сообщениям файлы передаются только по запросу самого пользователя, что существенно сокращает объемы передаваемой информации между корпоративной почтой и самим устройством. Это позволяет клиенту контролировать потребление мобильного трафика, что особенно важно при использовании услуги в роуминге. 

Опыт других стран показывает, что потребление трафика на одного абонента BlackBerry составляет в среднем около 3 МБ в месяц. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания «МТС Украина» предлагает фиксированную цену на услуги BlackBerry независимо от объёма потреблённого трафика. 

Кроме того, существует проблема безопасности. В конкурентных решениях для каждого абонента, отправляющего сообщение, создаётся отдельное соединение, которое обрывается по окончании пересылки. Причём все эти соединения для почтового сервера являются входящими, а клиентский адрес может всякий раз меняться. Подобная схема работы представляет собой угрозу информационной безопасности предприятия, так как с ростом количества пользователей услуги, корпоративный брандмауэр вынужден пропускать все больше входящих соединений, которые несут в себе потенциальную угрозу. Злоумышленник может атаковать почтовый сервер и получить доступ к критически важной корпоративной информации. Чтобы этого избежать, компаниям, использующим конкурентные решения, придется дополнительно инвестировать средства в информационную защиту по мере роста количества абонентов. По нашим подсчётам, для того чтобы обеспечить аналогичный BlackBerry уровень информационной безопасности для решения на 500 абонентов, необходимо дополнительно инвестировать более 100 тыс. долл. 

Архитектура системы BlackBerry не предполагает прямых соединений между мобильными терминалами и сервером корпоративной почты. Терминалы через сеть оператора по защищенным каналам соединяются с центральным сервером BlackBerry. С ним же соединяется и сервер корпоративной почты. Он поддерживает с сервером BlackBerry постоянное исходящее соединение, что намного снижает угрозу для безопасности. Для обеспечения безопасности необходимо лишь установить на корпоративный сервер специальное ПО. Таким образом, отпадает необходимость в дополнительных инвестициях в защиту. 

Терминалы уже «пережили» несколько поколений, сегодня это эффективные и удобные в использовании устройства. С точки зрения защиты конфиденциальных данных, терминалы BlackBerry также обладают преимуществом. Информация на них хранится в зашифрованном виде, в то время как для терминалов, использующихся в альтернативных решениях, шифрование доступно только для данных, хранящихся на картах памяти. 

PCWeek/UE: В чем заключаются конкурентные преимущества BlackBerry-решений Alcatel-Lucent для мобильного оператора?

Ф.М.: Отечественному оператору, который планирует внедрять BlackBerry, необходима техническая поддержка в Украине. Компания RIM обеспечивает поддержку BlackBerry лишь в некоторых западных странах и предпочитает сосредоточить ресурсы на развитии своего решения. Для осуществления поддержки BlackBerry во всем мире RIM искала компанию-партнера, которая тесно сотрудничает с мобильными операторами во многих странах, обладает необходимыми техническими ресурсами и способна проводить сертификационные работы. В 2006 году таким партнёром стала компания Alcatel, в дальнейшем преобразовавшаяся в Alcatel-Lucent. Было создано совместное предприятие Alcatel-Lucent BlackBerry, и к настоящему времени, благодаря общим усилиям компаний, реализован ряд проектов по внедрению BlackBerry в разных странах. 

В Украине компания Alcatel-Lucent провела сертификацию решения и терминалов, что заметно повысило интерес к решению среди мобильных операторов.

PCWeek/UE: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития рынка дополнительных услуг в мобильной связи в Украине? 

Ф.М.: Сейчас на рынке мобильной связи наблюдается тенденция к удешевлению стоимости звонков. Поскольку возможность конкурировать за счёт снижения тарифов уже практически исчерпана, операторы вынуждены искать способы повышения доходности с одного абонента за счёт предоставления дополнительных услуг. 

К примеру, компания «Киевстар» сделала ставку на так называемые LBS (location based services), услуги, основанные на текущем местоположении абонента. К ним относится целый спектр услуг, таких как ориентирование на местности, поиск ближайших ресторанов, заправок, магазинов и т.п. 

Уже сегодня достаточно развита услуга мобильного банкинга. Свою востребованость также доказали различного рода контент-услуги. Далее операторы будут двигаться в сторону повышения качества предлагаемого контента. В настоящее время многие операторы внедрили сети 2,5G EDGE, через которые можно загружать видеоклипы. 

Я думаю, что с появлением мобильных сетей на основе технологий третьего поколения (3G) следует ожидать новой волны развития контент-услуг. Особенностью сетей 3G являются высокие скорости передачи данных и возможность управления качеством обслуживания. Это позволяет предоставлять сервисы, связанные с видео, на качественно ином уровне. Становятся доступными такие услуги, как видеозвонок, видеопочта, потоковое видео, мобильное телевидение и т.п. 

Компания Utel, обладающая единственной в Украине лицензией на мобильную сеть третьего поколения стандарта UMTS, уже предлагает видеоуслуги. Я считаю, что в будущем подобные лицензии будут выданы и другим операторам, что послужит толчком к развитию сервисов, связанных с видеоизображением. 

PCWeek/UE: Как вы оцениваете результаты прошлого года по всем направлениям деятельности компании? Можно ли подвести предварительные итоги эффективности слияния компаний Alcatel и Lucent?

Ф.М.: С глобальной точки зрения, процесс слияния Alcatel и Lucent Technologies оказался намного сложнее, чем многие ожидали. Результаты работы компании в 2007 году свидетельствуют о том, что пока еще идет интеграция. Тем не менее уже заметны результаты. Слияние привело к скачку в бизнесе компании. Я приветствую расширение продуктового портфолио. Решения, которые вошли в объединённый портфель, заметно усилили позицию Alcatel-Lucent в Украине и во всём мире. Например, большую выгоду компании принесло в 2007 году появление CDMA 2000. 

Недавно компания «МТС Украина» объявила о запуске услуги скоростной передачи данных. "МТС" выбрали нас благодаря предшествующему успешному сотрудничеству и конкурентным преимуществам решения CDMA 2000 для диапазона 450 МГц. 
Говоря об успехах в 2007 году, стоит также отметить проект BlackBerry в «МТС Украина». Кроме того, Alcatel-Lucent впервые на рынке Украины смогла поставить и внедрить решение пассивных оптических сетей GPON для компании Velton Telecom. Эти проекты демонстрируют успешность работы компании по продвижению новых технологий.

PCWeek/UE: Каковы планы Alcatel-Lucent в 2008 году? В каких направлениях компания сосредоточит свои основные усилия?

Ф.М.: Ставки большие. Мы убеждены, что в 2008 году рынок телекоммуникаций в Украине продолжит своё бурное развитие. В частности, интригует тот факт, что, несмотря на большие темпы компьютеризации, по-прежнему низким остаётся уровень проникновения услуг скоростного доступа в интернет. Это свидетельствует о том, что существует большой потенциал для технологий, предназначенных для организации услуг широкополосного доступа, как проводного, так и беспроводного. Также мы прогнозируем рост бизнеса в области дополнительных услуг, которые я уже упомянул. В частности, мы ожидаем повышенного интереса к решению BlackBerry со стороны других мобильных операторов, для которых отсутствие такого рода услуг может отрицательно сказаться на конкурентоспособности. 

Alcatel-Lucent наблюдает тенденцию миграции ИТ-инфраструктур операторов и больших компаний к решениям, которые используют протокол IP. Наша компания гордится тем, что обладает сильной рыночной позицией в области сервисных IP/MPLS-мар-шрутизаторов. Ведущие украинские операторы используют в своей сети наши IP-решения. Мы думаем, что в следующем году эта область станет для нас одной из основных сфер деятельности.