Нет сомнений, что в условиях снижения прибыльности и неминуемого сокращения заказчиками ИТ-бюджетов системным интеграторам тоже приходится потуже затягивать пояса: уменьшать заработные платы, сокращать персонал. Однако подобная тактика таит в себе угрозу: кризис рано или поздно закончится, в экономике начнется подъем, а компания, растеряв квалифицированных сотрудников, не сможет удовлетворить возросший спрос клиентов на свои услуги и продукцию. Поэтому сегодня игроки рынка балансируют на «острие бритвы», стараясь сохранить уровень зарплат на приемлемом для профессионалов уровне. Особое значение в новых экономических условиях, как называют кризис некоторые респонденты, приобретают «универсальные солдаты» — специалисты, имеющие несколько различных компетенций. Естественно, таких работников сокращение коснется в последнюю очередь.

Однако снижение затрат — не единственный способ выжить в период спада экономики. Как ни странно, системным интеграторам теперь придется лучше и больше работать за меньшие деньги, ведь многие из них были вынуждены снизить цены на свои услуги, предоставить отсрочку платежей и оборудование в аренду. Не менее важны сегодня повышение гибкости и управляемости бизнеса, для чего многие компании провели внутреннюю реструктуризацию.

Какие рецепты выживания в период кризиса предлагают ведущие отечественные системные интеграторы и бизнес-консультанты?

Innoware

Сегодня клиенты очень чувствительны к цене. Это обусловлено как падением курса гривны, так и снижением оборотов бизнеса. Поэтому большинство компаний стараются предложить скидки на свою продукцию и услуги, хотя такой подход следует рассматривать лишь как одно из конкурентных преимуществ. Не менее важно сегодня предлагать максимально ориентированные на клиента продукты, предназначенные для решения ближайших задач бизнеса. В настоящее время 95% организаций не способны решать стратегические задачи средней и долгосрочной перспективы. Большинство компаний перешли на ручное управление, а стратегическое планирование отложили до лучших времен. Именно эти факторы и должны учитываться консалтинговой компанией, которая хочет привлечь нового клиента или удержать старого.

В условиях кризиса Innoware вынуждена снижать цены на свои услуги. Но, чтобы при новом уровне цен все же оставаться рентабельной, компания старается постоянно повышать собственную эффективность. Оптимизация деятельности затрагивает все подразделения: маркетинг, продажи, сервис, управление персоналом и т.д.

RIM 2000

Основная стратегия компании RIM 2000 в новых экономических условиях предусматривает следующие меры:

• концентрация на сегментах рынка, в меньшей мере затронутых кризисом;

• поддержка и развитие направлений ИТ-консалтинга, системной интеграции и сервиса, которые повышают конкурентоспособность компании и позволяют максимально реализовать ее инженерный потенциал;

• использование налаженных связей с производителями оборудования и их кредитных ресурсов;

• оптимизация и снижение собственных затрат;

• привлечение внешнего финансирования для реализации крупных проектов и кредитования наших заказчиков;

• гибкая ценовая политика.

Сегодня наблюдается перераспределение рынка в сторону направлений сервиса и консалтинга. Это объясняется, с одной стороны, ослаблением или полным уходом с этого рынка некоторых игроков, с другой — признанием компаниями-заказчиками того факта, что оптимизация поддержки ИT-инфраструктуры является средством сокращения затрат.

А вот снижать качество поставляемого оборудования и услуг в угоду цене совершенно недопустимо. Такой подход нельзя оправдать даже кризисом. Ведь в конечном итоге это приведет к еще большим расходам.

SI BIS

В компании SI BIS в настоящее время основной акцент делается на обучение и повышение квалификации персонала. Это позволит в тяжелых экономических условиях предоставлять заказчикам полный спектр услуг по обслуживанию и поддержке ИТ-систем. Сокращение бюджетов на ИТ — естественная тенденция в условиях рецессии рынка. Поэтому многие решения SI BIS направлены на оптимизацию и структурирование ИТ-систем, существующих на предприятиях заказчиков. Для последних это хорошая возможность сохранить контроль над своей инфраструктурой (даже при отсутствии квалифицированного персонала в штате) и обеспечить необходимый уровень функционирования бизнеса в целом.

«SystemGroup Украина»

Первостепенными задачами в нынешних условиях становятся экономия затрат и актуализация самого бизнеса, максимальное повышение его эффективности и отдачи капитала на каждую вложенную гривну. Главные вопросы, которые беспокоят сегодня и заказчиков, и интеграторов, — доход их компании и доля рынка. Существует большая опасность в погоне за маржой потерять контроль над занимаемой долей рынка.

2009 год обещает быть непростым для экономики, поэтому SystemGroup нацелена на отладку внутренних бизнес-процессов, уменьшение бюрократии, повышение скорости обслуживания клиентов, ускорение логистических процессов по всем направлениям импорта. Во главу угла поставлено качество обслуживания клиентов. Кроме того, по причине вероятных скачков валютного курса необходимо предусмотреть механизм стабилизации цен, чтобы повысить их привлекательность для клиентов.

«АМИ»

Подобно другим компаниям, «АМИ» провела ряд антикризисных мероприятий, направленных на снижение затрат (сокращение персонала, сворачивание некоторых инвестиционных проектов, оптимизация продуктового портфеля), повышение скорости и качества работ (построение проектного офиса), рост продаж (разработка новых «антикризисных» продуктов, выход в новые сегменты рынка и т.п.). Предпринятые шаги позволят компании уверенно работать и двигаться вперед.

«Инком»

Многие компании сейчас отказываются от выигранных тендеров и даже платят штрафы, чтобы не внедрять проекты себе в убыток. Причина этого в том, что системные интеграторы в свое время прибегали к демпингу и выигрывали тендеры с нормой прибыли всего в 3—4%. Это было стратегически неверно даже в условиях нормального развития рынка, а в условиях кризиса — тем более. По-видимому, компании, жившие за счет демпинга, теперь разорятся, и на рынке наконец установятся нормальные законы ведения бизнеса. Естественный отбор еще никто не отменял: кризис сметает слабых и делает сильных еще сильнее. «Инком» никогда не участвовала в таких заведомо невыгодных тендерах, поэтому сегодня нам не приходится отказываться от реализации своих проектов.

Чтобы повысить эффективность собственного бизнеса, в компании уменьшили зарплаты и сократили должности, неэффективные в условиях стагнации, снизили расходы на командировки, маркетинг и пр. В целом в компании было сокращено 10—15% персонала. Эти меры не коснулись квалифицированных сотрудников, инженерного состава, в развитие которого уже вложены большие средства.

«СИТРОНИКС Информационные Технологии»

Еще летом прошлого года в компании была проведена реструктуризация, которая повысила управляемость и эффективность внутренних бизнес-процессов. В то же время портфель продуктов и ИТ-услуг для заказчиков не претерпел изменений, поскольку с самого начала был ориентирован на основные потребности бизнеса: снижение издержек, повышение эффективности, оптимизацию производства. В современных условиях все эти факторы чрезвычайно актуальны при выборе ИТ-решений заказчиками.