Консервативный и самодостаточный
Взаимодействие с государственными органами в вопросах внедрения ИТ-решений всегда отличалось определенной спецификой (причем это характерно не только для Украины, но и для зарубежных стран). Прежде всего, постоянное улучшение существующей ИТ-структуры не является критически важной задачей для обеспечения ежедневной работы этих учреждений. Более того, ряд государственных структур уже считают себя в достаточной степени информатизированными и на данном этапе видят задачу своих ИТ-департаментов лишь в поддержке функционирующих решений. По мнению некоторых респондентов нашего исследования, в таких условиях даже урезание ИТ-бюджетов не имеет ощутимых последствий для предприятия.
Кроме того, госсектор довольно консервативен в отношении применения новых технологий. По словам Инны Соловьевой, коммерческого директора компании SI BIS, многие заказчики из государственного и промышленного сектора нередко демонстрируют явную неготовность к внедрению новых технологий. Главным образом, это обусловлено отсутствием (или недостаточным количеством) квалифицированного персонала.
Конечно, такая «самодостаточность» государственных учреждений вряд ли радует системных интеграторов, прогнозирующих снижение количества крупных проектов в этом секторе. Вадим Котляр, директор департамента корпоративных продаж «Версия-Системс», отмечает: «Государственный бюджет на 2009 год предусматривает значительное ограничение закупок компьютерной техники, в том числе ПК и ноутбуков. Поэтому на масштабные проекты поставок оборудования в первом полугодии рассчитывать не приходится. Резкое сокращение количества тендеров приводит к ужесточению конкуренции и росту количества участников, которые всеми возможными способами стараются пересмотреть результаты в свою пользу, основываясь на процессуальных и юридических неточностях при проведении закупок».
С этим мнением согласен и Олег Гокунь, начальник департамента системной интеграции компании «Рома»: «Госсектор зависим от государственного бюджета, тендерного законодательства и высокой конкуренции на рынке госзакупок. Для государственных организаций важны выгодная и стабильная цена, хорошее качество сервиса, различные кредитные программы, высокий уровень подготовки тендерных документов».
Стоит добавить, что этому сектору свойственны несколько рисков, из-за которых некоторые интеграторы вообще прекратили всяческое сотрудничество с госучреждениями, как, например, RIM 2000. Так, Юрий Протопопов, генеральный директор компании, отмечает: «Сотрудничествo с госсектором приостановилось в четвертом квартале 2008 года». Сергей Маглюй, вице-президент по инновациям, председатель совета директоров компании «Инком», называет следующие основные проблемы: государственные предприятия не имеют возможности делать предоплату, индексировать изменение курса, и, что хуже всего, они задерживают платежи. «С учетом изменений на валютном рынке, задержка в платежах на полгода или год фактически означает, что проект становится убыточным. Поэтому работать в этой вертикали сейчас очень сложно».
С его словами согласен Вадим Котляр: «Ситуацию осложняет и неопределенность курсовой политики, ведь тендерное предложение для госсектора должно быть зафиксировано в гривнах и оставаться действительным минимум 60 дней. Следовательно, курсовые риски часто закладывают в цену проекта».
Тем не менее Сергей Маглюй полагает, что сотрудничество с государственными учреждениями все же продолжится: «Чтобы минимизировать влияние на бизнес плавающего валютного курса, мы планируем предлагать госсектору недорогие проекты, в которых максимально снижена импортная составляющая. Кроме того, мы намерены внедрять краткосрочные проекты, которые можно завершить в течение месяца. Это позволит уменьшить потери, связанные с отсутствием предоплаты. Из-за плавающего валютного курса приходится также увеличивать норму прибыли. Напомню, что в середине 90-х, когда курс доллара рос практически каждый день, маржа доходила до 100%. Только так можно было компенсировать эти изменения. Сейчас о такой норме прибыли речь, безусловно, не идет, и все же она увеличилась по сравнению с прошлым годом, для того чтобы покрыть возможные риски».
Довольно оптимистично настроен и Вадим Котляр: «Новые проекты все же должны появляться, но в виде комплексных решений, включающих и проектирование, и интеграцию. Кроме того, в условиях, когда возможности закупки техники ограничены, будут востребованы решения, направленные на поддержание существующей инфраструктуры: модернизация, сервисное обслуживание и оптимизация использования аппаратного и программного обеспечения. А также при необходимости — предоставление техники в аренду или лизинг».
О том, как оценивают перспективы внедрения ИТ-проектов в 2009 году сами государственные учреждения, редакция PC Week/UE выясняла у заказчиков из госсектора.
Слово — государственным органам:
Сергей Макаренко,
начальник управления информационных ресурсов и технологий Верховного Суда Украины:
Верховный Суд весьма активно применяет новейшие информационные технологии в своей деятельности и уже давно внедрил все необходимые для ежедневной работы системы. Учреждение полностью компьютеризировано, уже полтора года работает новая электронная судебная система делопроизводства. Новых внедрений не предвидится, наша основная задача — поддерживать ИТ-структуру в рабочем состоянии.
Более того, в ближайшие пару лет нам не придется беспокоиться даже об амортизационной замене техники, поскольку в Верховном Суде применяется самое современное оборудование. Даже если кризис продлится год-два, на этой технике можно будет нормально работать без какой-либо модернизации. Единственный пункт ИТ-затрат, где мы зависим от государственного финансирования, — это расходные материалы, но бюджеты на подобные статьи пока не сокращаются.
Александр Войтко,
первый заместитель начальника ГИВЦ УЗ (Главный информационно-вычислительный центр Украинских железных дорог):
Поскольку мы работаем в рамках выделенного бюджета, который был сформирован еще в прошлом году, кризис пока не повлиял сколько-нибудь заметно на деятельность ИТ-департамента, а также на текущие и планируемые проекты. «Укрзалiзниця» придает большое значение развитию направления информационных технологий, поэтому на определенные проекты деньги точно предусмотрены.
Одна из задач транспортной отрасли заключается в активном привлечении грузо- и пассажиропотоков, и в связи с этим начинает развиваться целый ряд ИТ-сервисов. Например, после многих лет обещаний уже практически реализована система бронирования и продажи железнодорожных билетов через интернет с оплатой платежными картами Visa или аналогичными.
В настоящее время выполняется и такой проект, как централизация информационных ресурсов на базе созданного ЦОДа в Киеве. Уже завершена централизация системы управления пассажирскими перевозками, ведется работа и по централизации системы управления грузовыми перевозками.
В целях оптимизации работы УЗ мы вплотную занялись электронным документооборотом. Этот процесс идет в нескольких направлениях. В первую очередь, внедряется электронный документооборот в системе организации грузовых перевозок: отправление груза будет происходить не по бумажным документам, как это делается сейчас, а по электронным. Переводится на электронную основу и внутренний корпоративный документооборот: приказы, документы. Закуплен и развернут центр сертификации ключей, который вскоре позволит предоставлять услуги электронно-цифровой подписи внешним клиентам. Центр сертификации уже зарегистрирован в ЦЗО (Центральном заверительном органе), но пока электронная подпись используется только внутри организации.
Делаются первые шаги к внедрению системы управления ресурсами, финансирование на эти цели уже получено. В будущем грядет реструктуризация УЗ, и для ее проведения необходимо точно знать, какими ресурсами располагают Украинские железные дороги, включая земельные участки, здания, сооружения. Скорее всего, комплекс управления ресурсами будет построен на базе одной из существующих ERP-систем.
Таким образом, сворачивания проектов в УЗ пока не предполагается, не идет речь и о тотальной экономии. Мы используем кризисный период для дальнейшего развития.