Сайт PlainSite недавно опубликовал несколько писем, которые Tesla отправила в Калифорнийский департамент транспортных средств (California Department of Motor Vehicles) в конце 2020 года. Эти письма ставят под сомнение намеченные ранее Илоном Маском сроки по разработке полностью автономных технологий вождения.

В течение многих лет Илон Маск говорил, что технологии беспилотного вождения вот-вот станут реальностью. На мероприятии для инвесторов в апреле 2019 года Маск предсказал, что к концу 2020 года автомобили Tesla смогут работать без водителя — на отраслевом жаргоне это означает «уровень 5».

«Существует три шага к автономному вождению, — заявил Маск инвесторам Tesla во время встречи. «Есть полностью отработанная функция. Затем есть функция, отработанная до такой степени, что мы думаем, что человеку в машине не нужно обращать внимание на вождение. А еще есть уровень надежности, когда мы также убеждаем регулирующие органы в том, что все это соответствует истине».

Маск не выполнил свое обещание — в конце минувшего года Tesla все еще не была полностью беспилотным транспортным средством. Однако осенью 2020 компания выпустила то, что она назвала своей «полной бета-версией беспилотного автомобиля» и она была доступна для нескольких десятков владельцев Tesla. Несколько дней назад Маск объявил о планах расширить программу тестирования для большего числа клиентов.


Учитывая, что продукт предлагает «полностью автономное вождение», это может показаться первым шагом в трехступенчатом прогрессе, упомянутым Илоном Маском. Возможно всего через несколько месяцев испытаний он станет достаточно надежным, чтобы работать без контроля со стороны человека. И это позволит Маску реализовать свое последнее оптимистичное обещание: в интервью в декабре 2020 года Маск заявил, что он «полностью уверен» в том, что автомобили Tesla достигнут пятого уровня автономного вождения к концу 2021 года.

Тем не менее, письмо, которое Tesla отправила регулятору штата в том же месяце, имело другой тон. Несмотря на название «полностью автономное», Tesla признала, что не считает текущую бета-версию ПО подходящей для работы без водителя. Компания заявила, что пока не может сказать, когда начнется тестирование «действительно полностью автономных функций».

В своем первом письме, отправленном в ноябре, менеджмент Tesla подчеркнул, что бета-версия программного обеспечения имеет ограниченную функциональность. Компания сообщила государственным регулирующим органам, что программное обеспечение «не способно распознавать или реагировать на… статические объекты и дорожный мусор, машины экстренных служб, строительные зоны, большие неконтролируемые перекрестки с множеством подъездных путей, препятствия, неблагоприятные погодные условия, нестандартные транспортные средства или агрессивное вождение, дорогу без разметки или в аварийном состоянии».

Но в своих комментариях Калифорнийскому департаменту транспортных средствTesla высказывает другие мысли: добавление «действительно автономных функций» в систему автопилота потребует большего, чем просто постепенное улучшение эффективности существующего программного обеспечения. Tesla признала, что ей нужны более сложные системы для работы со «статическими объектами, дорожным мусором, машинами скорой помощи, зонами строительства».

И поэтому трудно поверить в хвастливые заявления Маска о том, что Tesla достигнет 5 уровня автономности к концу 2021 года. Примечательно, что прототипы беспилотных транспортных средств, разработанных Google, еще в 2015 году могли передвигаться по дорогам без участия человека с тем же успехом, как это делает сегодняшняя бета-версия программного обеспечения Tesla FSD. Тем не менее, компании потребовалось еще пять лет, чтобы усовершенствовать технологию до такой степени, чтобы она обеспечивала вождение работу без контроля со стороны человека.

Однако автомобили Google перемещались только в пределах ограниченного географического района с применением мощных лидарных устройств. Tesla пытается достичь того же результата на всех дорогах страны, используя только камеры и радар.

Возможно, Tesla будет развивать свою технологию быстрее, чем Waymo, потому не потребуется еще пять лет, чтобы добиться полностью автономной работы. Но покупатели, рассматривающие вопрос о том, стоит ли платить 10 тысяч долларов Tesla за полный пакет программного обеспечения для автономного вождения, должны, безусловно, отнестись к оптимистичным заявлениям Маска с долей скепсиса.


Источник: Arstechnica