Люди больше доверяют роботам, чем своим руководителям – таковы результаты второго ежегодного исследования "AI at Work" («ИИ на работе»), проведенного Oracle и Future Workplace, исследовательской компанией, которая занимается подготовкой руководителей к прорывным инновациям в области рекрутинга, развития и вовлечения персонала. Опрос 8370 сотрудников, менеджеров и HR-руководителей из 10 стран показал, что искусственный интеллект уже изменил отношения между людьми и технологиями на работе и трансформирует роль HR-отдела в привлечении, удержании и развитии сотрудников.

ИИ меняет отношения между сотрудниками и технологиями на работе

Вопреки распространенным опасениям, что искусственный интеллект заменит людей и приведет к сокращению рабочих мест, опрос показал, что сотрудники,  руководители и HR-директора по всему миру отмечают заметный рост использования ИИ в компаниях и многие с оптимизмом встречают возможности ИИ.

  • 50% сотрудников используют искусственный интеллект в своей работе против 32% в прошлом году, что подтверждает рост популярности ИИ.
  • В Китае и Индии с искусственным интеллектом работает в два раза больше сотрудников (77% и 78% соответственно), чем во Франции (32%) и Японии (29%).
  • Большинство сотрудников (65%) относятся с оптимизмом, энтузиазмом и признательностью к перспективе совместной работы с роботами, и почти четверть говорят о том, что у них хорошие отношения с ИИ.
  • Больше всех рады искусственному интеллекту в Индии (60%) и Китае (56%), за ними следуют – сотрудники из ОАЭ (44%), Сингапура (41%), Бразилии (32%), Австралии/Новой Зеландии (26%), Японии (25%), США (22%), Великобритании (20%) и Франции (8%).
  • Мужчины более позитивно относятся к использованию ИИ на работе, чем женщины (32% мужчин против 23% женщин).

Сотрудники доверяют роботам больше, чем своим руководителям

Рост использования ИИ в рабочем процессе оказывает огромное влияние на отношения сотрудников с руководителями. В результате традиционная роль HR-отдела и руководства трансформируется.

  • 64% людей доверяют роботам больше, чем своим руководителям, и половина обратились бы за советом скорее к роботу, чем к вышестоящему менеджеру.
  • В Индии (89%) и Китае (88%) наиболее высокий процент готовых полагаться на роботов, а не на руководителей, за ними следуют – Сингапур (83%), Бразилия (78%), Япония (76%), ОАЭ (74%), Австралия/Новой Зеландия (58%), США (57%), Великобритания (54%) и Франция (56%).
  • Мужчины в большей степени, чем женщины (56% против 44%), предпочитают ИИ руководителям.
  • 82% сотрудников считают, что роботы могут выполнять работу лучше, чем руководители.
  • Когда респондентов спросили, какую работу роботы могут выполнять лучше, 26% назвали предоставление безпристрастной информации, 34% – соблюдение сроков выполнения работы, 29% – решение проблем, 26% –управление бюджетом.
  • Когда респондентов спросили, с чем лучше справляются руководители, 45% назвали понимание чувств сотрудников, 33% – коучинг, 29% – создание рабочей культуры.

Влияние ИИ только начинает проявляться. Чтобы воспользоваться его преимуществами и не остаться позади конкурентов, организации должны упростить и организовать использование ИИ в рабочих процессах.

  • 76% сотрудников (и 81% HR-руководителей) отмечают, что успевать за технологическими изменениями в работе – задача непростая.
  • Сотрудники хотят упростить работу с ИИ благодаря интуитивно понятному пользовательскому интерфейсу (34% респондентов), обучению лучшим практикам (30%) и учету их индивидуальных потребностей (30%).
  • Безопасность (31%) и конфиденциальность (30%) являются главными факторами, которые препятствуют использованию ИИ на работе.
  • Цифровые аборигены поколения Z (43%) и миллениалы (45%) больше обеспокоены вопросами конфиденциальности и безопасности на работе, чем сотрудники поколения X (29%) и послевоенное поколение Babby Boomers (23%).

Выводы основаны на результатах опроса, проведенного Savanta в период со 2 июля по 9 августа 2019 г. В общей сложности в опросе приняли участие 8370 человек. Исследование проводилось онлайн в 10 странах (на 6 языках). Участвовать могли штатные сотрудники в возрасте 18–74 лет, работающие на полную ставку. Опрос таргетировался на HR-руководителей, менеджеров и сотрудников. Респонденты выбирались посредством ряда механизмов из разных источников для участия в панельных обсуждениях и маркетинговых исследованиях. Все панелисты прошли процесс двойной проверки и должны были заполнить в среднем 300 полей данных, прежде чем принять участие в исследовании. Приглашение к участию направлялось респондентам по электронной почте и за участие предлагалось небольшое вознаграждение.