В первом квартале этого года аналитики IDC по заказу оператора коммерческого ЦОД и облачного провайдера De Novo провели традиционное ежегодное исследование, посвященного облачному рынку Украины. Обнародованные результаты отчета IDC  вызывают двоякие эмоции, с одной стороны, облачному рынку в Украине — быть, но с другой — наметился тренд миграции облачного спроса за рубеж, а с этим трендом туда же уйдут деньги, знания и экспертиза.  

Рост на фоне падения

В 2015 году украинский рынок ИКТ сократился до рекордной отметки в 1,4 млрд.долл., что примерно соответствует уровню 2005 года.

Однако на фоне 44% падения (в долл.) рынок облачных услуг IaaS/SaaS продемонстрировал рост 10%. И это единственный сегмент отечественного рынка, показавший положительную динамику в прошлом году, а также в предыдущие годы.

В данную статистическую таблицу не включены: пассивное сетевое оборудование, услуги ремонта компьютерной техники, услуги учебных центров (для физ.лиц), вертикально-интегрированные решения, компоненты (большая часть учтена в ПК), аксессуары (включая внешние устр-ва и память).

Кризис в экономике толкает украинские компании к смене парадигмы использования ИТ, к трансформации бизнеса с использованием составляющих 3-й Платформы: облачных вычислений, мобильных устройств, Big Data и социальных сетей.

В течение последних 4 лет рынок  публичных облаков показывал неуклонный рост как в гривневом исчислении, так и валютном эквиваленте. В то же время сегмент коммерческих датацентров слегка сократился из-за девальвации национальной валюты.

Проникновение облачных сервисов

Опрос 270 респондентов, 95% из которого являются ИТ-директорами, показал, что в этом году впервые осведомленность об облаках достигла 100%. Около 60% опрошенных хорошо знакомы с облачными сервисами.

48% украинских предприятий уже используют облачные сервисы, еще 22% планируют их использовать. Важно отметить, что 96% ИТ-директоров довольны результатами, полученными при использовании облачных сервисов.

Спрос на облака внешнего провайдера неуклонно снижается, доля приватных облаков чуть выросла, зато гибридные системы показывают стойкий рост уже третий год подряд.

В три главных критерия выбора провайдера впервые попали требования к уровню SLA (50%) и место расположения ЦОД (49%).

Гарантии безопасности остаются главным критерием (61%). Кроме того, использование облаков перестает быть вопросом единоличного решения CIO. В решении о начале использования облаков участвуют финансовый и другие бизнес-подразделения (47%).

Портрет облачного потребителя 2016

Украинские компании начали активнее размещать в облаках основные бизнес-приложения. Об этом заявили 42% респондентов, в то время как в прошлом году основные приложения в облаке использовали только 22% опрошенных.


Масштабируемость является главной выгодой для пользователей. Об этом говорят 44% опрошенных. 

Качество обслуживания бизнес-пользователей становится более важным для украинских ИТ-служб: с этим утверждением согласились 32% респондентов. 

Среди наиболее очевидных и ожидаемых  атрибутов облаков называют доступность сервиса и снижение затрат. Интеграция с существующей инфраструктурой удерживает лидерскую позицию в рейтинге страхов облачного потребителя в 2015-2016.
По финансовым показателям сегодня De Novo на первом месте в Украине с долей в 25%. Тем не менее, пользователи активнее интересуются зарубежными облачными решениями: 71%, в топ-3 рейтинга доверия только один украинский провайдер De Novo, причем в прошлом году компания была на втором месте, перед Amazon.


Однако в  De Novo очень негативно оценивают тот факт, что доля зарубежных облачных провайдеров на локальном рынке серьезно выросла. Это говорит о том, что  зона комфорта для украинского бизнеса находится за рубежом. То есть, политические процессы в Украине могут привести к тому, что отечественные провайдеры лишь приготовят почву для прихода сюда зарубежных операторов. 

Максим Агеев, генеральный директор De Novo, в своем кратком интервью рассказывает, чем, с его точки зрения, поясняется такое поведение заказчиков.


PCWeek/UE: По итогам последнего исследования IDC, вы негативно оцениваете тот факт, что доля зарубежных облачных провайдеров на локальном рынке серьезно выросла. Чем объясняется такой результат?

Максим Агеев:
Причина не в том, что у нас хуже технологии или уровень обслуживания, а в том, что эта перманентная истерика по поводу конфискации оборудования, в том числе разогреваемая СМИ, приводит ИТ-директоров в состоянии иррационального страха. Они хотят защититься от бесконечных конфликтов с силовиками, налоговой инспекцией и т. д. Я считаю, что это очень тревожный тренд, ведь если будет накатана дорога по миграции, а облака — именно тот вид технологий, который позволяет безболезненно мигрировать — то через пару лет нам просто не с кем будет работать. Например, я владею информацией о двух крупных компаниях, которые обсуждают возможность переезда в зарубежное облако. Я понимаю, что невозможно быстро остановить экономический кризис, однако можно остановить беспредел силовиков.

Притом я не понимаю логику конфискации серверов. В ИТ-компаниях сервер — фактически средство производства, это как станки на заводе или турбины на гидроэлектростанции. Ведь никто не конфискует турбины, если предприятие нарушает законодательство, недоплачивает налоги. А серверы вывозят и тем самым блокируют работу датацентра. А ЦОД можно сравнить с неким заводом по производству вычислительной мощности. И конфискуя средства производства (серверы), карательные органы ликвидируют само производство.

Какое отношение имеют серверы к тому, что директор завода проворовался? Подобные привычки вывозить оборудования пришли к нам с тех времен, когда компьютеры были не средствами производства, а скорее средствами коммуникаций. Тогда конфискация имела смысл, поскольку на ПК могла храниться черная бухгалтерия, электронная переписка и т. д. Но мир изменился, а традиции карательных органов остались в 1990-х.

Вместе с тем, я вполне могу допустить, что ИТ-компании тоже могли нарушать закон, как и любой другой бизнес. Но все проблемы надо решать цивилизованно. И самое главное, что такие действия очень сильно разрушают рынок, поэтому необходимы решительные меры и время, чтобы успокоить бизнес-сообщество.

PCWeek/UE: Видите ли вы возможность давить на власть посредством множества общественных организаций с приставкой «ИТ-» с целью предотвратить в будущем конфискацию серверов?

М. А.:
До сих пор такое давление присутствовало, и работу эти организации проводили немалую, но реального результата нет. Необходимо отметить, что любой человек отличается определенной инерцией, если он пришел к мнению, что Украина для бизнеса некомфортна, то чтобы его переубедить — потребуется время. И если можно перевести хотя бы часть бизнеса за рубеж, в западный ЦОД — то он это сделает.

Еще пару лет назад IaaS была настолько экзотической технологией, что никто не знал, как с ней работать. Поэтому заказчики обращались к местным провайдерам, таким как De Novo и другие. Ведь мы ближе, к нам можно прийти, и мы научим, покажем, расскажем, и к тому же на родном языке, а не иностранном. Но когда заказчик приобретает определенный опыт, то под давлением кризиса и всяческих страхов, (наподобие прошлогоднего «черного сентября») он может перевести свои данные в западный ЦОД, допустим в Германии или Латвии. И в результате выходит, что мы сами готовим заказчиков, с точки зрения компетентности и опыта, к использованию облачных сервисов за рубежом. Поскольку после получения достаточных знаний в Украине они могут работать с любыми облаками зарубежных провайдеров.

PCWeek/UE: Вы поясняете столь высокий рейтинг Microsoft Azure и Amazon тем, что заказчики не доверяют локальным игрокам?

М. А.:
Microsoft — крупнейшая глобальная компания мира, и любой локальный игрок, как правило, проигрывает крупному глобальному вендору, это вполне ожидаемо. Но наибольшую долю рынка — свыше 50% — продолжают контролировать отечественные операторы. То есть, в деньгах локальные игроки пока доминируют. Данный факт говорит о том, что с переездом на зарубежные площадки не так все просто. Но тенденция такова, что заказчик присматривается к зарубежным облакам и постепенно мигрирует туда. И это притом, что пару лет назад такой тренд вообще не просматривался.

PCWeek/UE: Некоторые нардепы и реформаторы-чиновники, да и просто активисты полагают, что современные ИТ-технологии могут значительно уменьшить возможности для коррупции. В частности, среди таковых средств называют миграцию в облака вместо построения датацентров за казенные деньги.

М. А.: напрямую не связываю новые технологии и коррупции, мне кажется, что если люди хотят брать взятки, то будут делать это где-угодно. Но в случае с облаками воровать намного тяжелее, хотя бы потому что здесь отсутствуют капитальные затраты, есть только операционные (относительно небольшая ежемесячная плата). Поэтому в случае применения облаков механизм коррупции будет очень сильно осложнен, по крайней мере в сравнении со строительством госорганами собственных датацентров.

PCWeek/UE: Уже около года вы бесплатно предоставляему облачную площадку для проектов ProZorro, и волонтерский проект igov.org.ua. Планируете ли вы их поддерживать и далее?

М. А.: Мы будем и далее поддерживать проект iGov, поскольку полагаем его очень важным для страны.