Согласно исследованию рынка программных продуктов, проведенного компанией IDC, объем сегмента ПО, работающего на виртуальных машинах и в «облаках», растет намного быстрее остальных сегментов рынка ПО. Так, в первой половине 2012 г. его объем вырос на 17,8% по сравнению с первым полугодием 2011 г. Для рынка ПО в целом IDC оценивает этот период как период «консервативного роста».

В целом объем рынка ПО за первое полугодие 2012 г. увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 г. на 4,7%, достигнув 167 млрд долл. Данные аналитиков показывают, что наилучшие рыночные показатели у сегментов: «виртуальное ПО», «приложения для коллективной работы» и «приложения CRM» (Customer Relationship Management).

Европейский рынок ПО (он составляет 27% мирового), единственный из региональных, показал снижение за счет общего ухудшения экономики региона. Рынок США (45% мирового объема) увеличился на 6,8% по сравнению с продажами годом ранее. Устойчивый годовой рост наблюдался в странах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (исключая Японию). Но самые значительные увеличения объемов продаж ПО аналитики зафиксировали в таких странах, как Колумбия, Россия, Филиппины, Чили, Перу и Новая Зеландия.

Согласно принятой IDC классификации рынка, сегмент «приложения» стал самым быстрорастущим сегментом коммерческого ПО — 5,1% годового роста, доля которого составляет 49% рынка в целом. Главный вклад в объем продаж в этом сегменте вносят CRM-приложения. Положительную динамику двух других сегментов коммерческого ПО — «приложения для разработки и внедрения» и «инфраструктурное ПО» — обеспечили смежные рынки, относящиеся к категории «виртуализация».

По данным аналитиков, последние два года устойчивый рост наблюдается в подсегментах «приложения для коллективной работы групп» и «ПО социальных сетей предприятий», относящихся к сегменту «приложения для коллективной работы». При этом доля второго подсегмента в объеме сегмента «приложения для коллективной работы» увеличилась с 3% (2008 г.) до 11%, достигнутых ко 2 половине 2012 г. Объем подсегмента «приложения для коллективной работы групп» за обследуемый период — первое полугодие 2012 г. — вырос почти на 15%.

Если рассмотреть более подробную сегментацию рынка, сравнив подсегмент «CRM-приложения» сегмента «приложения для предприятий» с другими его подсегментами, то последний выделяется среди остальных, показав в первой половине 2012 г. двузначный рост. На единицы процента вырос объем подсегмента «ПО для контакт-центров», а три другие подсегмента — «клиентские сервисы», «маркетинговое ПО» и «ПО для продаж» — в сумме показали увеличение объема более 12%. По данным IDC, объем рынка CRM-приложений в 2011 г. снижался, и эта тенденция сохраняется в 2012 г.

Все три подсегмента сегмента «виртуализация» — «виртуальные машины», «облачные системы» и «виртуальное клиентское ПО» показали наиболее высокие темпы роста. В то же время аналитики отмечают некоторое падение продаж в сегменте «виртуализация» на развитых рынках, где это направление уже достаточно развито.

IDC указывает на высокую конкуренцию на рынке виртуализации, особенно между Microsoft, Red Hat и лидером этого рынка — компанией VMware.Вместе с тем аналитики оценивают «облачный» рынок, где сегодня распространены такие облачные платформы, как vCloud, OpenStack и CloudStack, как зарождающийся. Однако они полагают, что пока усилия этого рынка направлены на то, чтобы убедить клиентов перейти от виртуальных инфраструктур к облачным. Ведь продажи в сегменте виртуализации увеличиваются по мере «взросления» и усложнения решений для предприятий и изменений рабочих мест служащих и их ПК, а также проникновения в ИС организаций таких новых тенденций, как BYOD и социальные сети.

Структура прироста сегментов рынка ПО в Н1 ’12 г. (по сравнению с Н1 ’11 г.). Общий объем рынка ПО — 167 млрд долл.

Источник: IDC, ноябрь 2012 г.