Microsoft давно получает определенные деньги, убеждая производителей Android-устройств платить ей отчисления за связанные с Linux патенты. Теперь же впервые за Linux-патенты Microsoft открыто расплатилась компания, использующая Linux на своих внутренних серверах, а именно Amdocs. Надо заметить, никогда не существовало никаких доказательств, что Linux нарушает какие-то патенты Microsoft. Несмотря на это, ряд руководителей компаний C-уровня, подписавшихся под аналогичными контрактами, поведали мне, что Microsoft годами выбивает у них лицензионные соглашения по Linux-патентам.

По информации одного осведомленного юриста, Microsoft этим занимается давно, хотя ему неизвестно, как часто в этих сделках фигурируют перекрестные патентные лицензии и как часто — живые деньги. Но один из руководителей компаний отметил: “Мы не имеем собственных патентов. Нам приходится подписывать NDA (соглашение о неразглашении коммерческой тайны), запрещающее раскрывать любые сведения по претензиям Microsoft в отношении Linux-патентов”.

Почему же компания на это идет? Менеджер C-уровня мне сообщил: “Мы ведь используем и много продуктов Microsoft, и нам так дешевле, чем воевать с Microsoft по контрактам. Мы занимаемся бизнесом, а не спорами по правовым притязаниям, против которых ничего не поделать”.

Другой собеседник прокомментировал ситуацию, когда Microsoft (в 2011 г.) купила патенты Novel: “Мы знали, что Microsoft придется ими делиться на условиях GPL v2, но наш юрист высказал мнение, что это не значит, будто Microsoft не сможет взимать деньги за их использование”. Поэтому в компании решили воспринять это как “часть затрат на ведение бизнеса с Microsoft в случае использования дата-центра с Linux”.

Для тех, кто хорошо знаком с бизнес-вопросами эксплуатации Linux, эта информация вовсе не удивительна. Как рассказал исполнительный директор The Linux Foundation Джим Землин, лицензионные соглашения по патентам Microsoft — не новость: “Корпорация “троллит” доллары, и компании вынуждены ей уступать за меньшие деньги, чем пришлось бы тратить на тяжбы с нею”.

По словам Землина, главное запомнить следующее: когда компания использует Linux, и Microsoft с ней заключает лицензионное соглашение по патентам, не следует думать, что Linux требует лицензии. Это только означает необходимость в лицензии на какие-то патенты Microsoft. Лицензионные соглашения по патентам исчерпывают все технологические вопросы взаимоотношений между двумя компаниями. В случае Amdocs, да, они использовали для своего бизнеса Linux-серверы, что сегодня делает большинство компаний, однако ошибочно думать, будто сам Linux потребовал лицензионного соглашения. Для Microsoft это очередная попытка вдохнуть жизнь в ее поднадоевшую и выдохшуюся FUD-кампанию запугивания пользователей Linux”.

Того же мнения и Марк Уэббинк, приглашенный профессор права Университета Дьюка и исполнительный директор Центра патентных инноваций Нью-Йоркской школы права, в прошлом работавший в Red Hat: “По-моему, это не первый случай патентно-лицензионного контракта Microsoft в отношении серверного Linux, и, как и прежде, это лицензионный договор с пользователем, а не с разработчиком и поставщиком Linux”.

“Что меня по-прежнему умиляет, так это то, что за исключением Novell лицензии разработчиков и поставщиков Linux остаются бесплатными, — добавил Уэббинк. — Логично предположить, что Microsoft надо бы давным-давно возбудить патентный иск против Red Hat”.

По словам Дэниэла Равичера, исполнительного директора Public Patent Foundation (PUBPAT), он впервые услышал о том, что Microsoft предъявляет патентные претензии к пользователям Linux на серверах, хотя это его не удивляет: “Корпорация давно перестала создавать что-то новое, и все, что они могут, — это пытаться собирать дань за Linux. Им придется заниматься мелкими поборами или когда-нибудь обратиться в суд, где им будет нелегко, так как они могут столкнуться с беспристрастными адвокатами, которые могут выдвинуть встречные иски, включая неправомерное использование патентов”.

Но до тех пор, пока какие-то компании не решатся оспорить патентные претензии Microsoft к Linux, или Microsoft не предъявит их Linux-дистрибуторам, похоже, как и в случае с Android, Microsoft будет продолжать получать барыши с необоснованных притязаний на интеллектуальную собственность Linux.